Пояснительная записка
Со временем все меньше остается среди нас тех,
кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года.
Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал
Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда,
кто пол-Европы по-пластунски прошагал.
Прошедшие десятилетия не ослабили интереса
общества к этому историческому событию. Время
демократизма и гласности ставит перед
историками, литераторами новые и новые
вопросы. Ее участник писатель В. Астафьев писал:
«…к тому, что написано о войне, я как солдат
никакого отношения не имею. Я был совершенно на
другой войне… Полуправда нас измучила…». Все
это заставляет нас задуматься над тем, что из
художественной литературы о войне рекомендовать
для чтения старшеклассникам. Это произведения Ю.
Бондарева, В. Быкова, В. Астафьева, В. Некрасова, К.
Воробьева, В. Кондратьева. Современная молодежь о
войне знает только понаслышке. Развивается
поколение, которое не знает своих героев,
интересующееся только собой.
Одна из книг, которая может взволновать, вызвать
у читателя переживания, размышления о герое,
авторе и даже о себе, повесть В. Кондратьева
«Сашка».
Современному обществу нужны патриоты,
интеллектуально и духовно развитые люди, любящие
свою Родину, почитающие традиции наших дедов и
прадедов, способные в любую минуту на
самопожертвование во имя спасения жизни других
людей (своих отцов, матерей, братьев, сестёр, жён,
детей), свято почитающих атрибуты
государственной власти.
В настоящее время такая проблема, проблема
военно-патриотического воспитания является
очень актуальной. Если раньше это решалось с
помощью октябрят, пионеров, комсомольцев, с
помощью конкурсов строя и песни,
военно-патриотических слётов, тимуровского
движения, то сейчас всё это забыто.
К сожалению, и литература уделяет этому вопросу
очень мало внимания, так как старые книги
утратили свою актуальность, а новые ещё не
появились, а те, которые существуют, являются
далеко не образцом для подражания.
Цели и задачи урока:
- раскрыть особенности прозаических произведений о войне, обратив внимание на глубочайшие нравственные контексты;
- создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу;
- вызвать личностный отклик на прочитанное произведение;
- на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца;
- развитие словесно-логического, критического мышления учащихся путем аналитического чтения текста;
- формирование интереса и уважения к истории Отечества, воспитание патриотизма.
Оборудование:
- Презентация к уроку;
- Выставка книг о Великой Отечественной войне.
I урок
ХОД УРОКА
Эпиграф урока:
«Теперь мы реже стали вспоминать
Дорог орловских взорванную гать,
Орешников помятые кусты
И пахнущие ельником мосты…»Иван Бауков
1. Просмотр видеофильма о Великой Отечественной войне (создание эмоционального настроя)
2. Вступительное слово учителя (продолжаю текст стихотворения И. Баукова, взятый в эпиграф к уроку):
… Обрубленные минами леса,
Охрипшие танкистов голоса,
И Брянский тракт, И битву у Десны.
Теперь мы реже стали видеть сны
С пожарами и вспышками ракет.
Во сне не закричим:
«Гасите свет!»
В кино не вздрогнем, слыша пулемет,
Копна соломы не напомнит дзот.
Пройдет еще немного мирных лет,
И время затуманит битвы след:
Забудется, где шел, где ночевал,
Какою песней сердце врачевал…
Возьмут с собою многое года
И лишь одно оставят навсегда,
Лишь одного им не стереть с земли –
Победы, что мы в битвах обрели!
Слова учителя:
В годы Великой Отечественной войны борьбы за свободу и независимость Родины стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил советского народа в годы Великой Отечественной войны главной задачей нашей литературы и нашего искусства, которые стали могучим средством патриотической агитации.
3. Сообщение учащися. «Литература в годы ВОВ»
1-й ученик:
Великая Отечественная война – это тяжёлое
испытание, выпавшее на долю русского народа.
Литература того времени не могла оставаться в
стороне от этого события.
Так в первый день войны на митинге советских
писателей прозвучали такие слова: «Каждый
советский писатель готов все, свои силы, весь
свой опыт и талант, всю свою кровь, если это
понадобится, отдать делу священной народной
войны против врагов нашей Родины». Эти слова были
оправданны. С самого начала войны писатели
почувствовали себя «мобилизованными и
призванными». Около двух тысяч писателей ушли на
фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это
А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем
молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П.
Коган.
Фронтовые писатели в полной мере разделяли со
своим народом и боль отступления, и радость
побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик,
погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый
век мы прожили как люди, и для людей».
Писатели жили одной жизнью со сражающимся
народом: .мерзли в окопах, ходили в атаку,
совершали подвиги и ... писали.
Русская литература периода ВОВ стала
литературой одной темы – темы войны, темы Родины.
Писатели чувствовали себя "окопными
поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом,
по меткому выражению А. Толстова, была "голосом
героической души народа". Лозунг "Все силы –
на разгром врага!" непосредственно относился и
к писателям. Писатели военных лет владели всеми
родами литературного оружия: лирикой и сатирой,
эпосом и драмой. Тем не менее первое слово
сказали лирики и публицисты.
Продолжение сообщений учащихся: «Поэзия в период ВО войны»
2-й ученик:
Стихи публиковались центральной и фронтовой
печатью, транслировались по радио наряду с
информацией о важнейших военных и политических
событиях, звучали с многочисленных
импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие
стихи переписывались в фронтовые блокноты,
заучивались наизусть. Стихи "Жди меня"
Константина Симонова, "Землянка" Александра
Суркова, "Огонек" Исаковского породили
многочисленные стихотворные ответы. Поэтический
диалог писателей и читателей свидетельствовали
о том, что в годы войны между поэтами и народом
установился невиданный в истории нашей поэзии
сердечный контакт. Душевная близость с народом
является самой примечательной и исключительной
особенностью лирики 1941-1945 годов.
Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к
врагу, боевое братство и товарищество, любовь и
верность, мечта о победе, раздумье о судьбе
народа – вот основные мотивы военной поэзии. В
стихах Тихонова, Суркова, Исаковского,
Твардовского слышится тревога за отечество и
беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и
сознание жестокой необходимости войны.
В дни войны обострилось чувство отчизны.
Оторванные от любимых занятий и родных мест
миллионы советских людей как бы по-новому
взглянули на привычные родные края, на дом, где
родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло
отражение и в поэзии: появись проникновенные
стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде
Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине
Исаковского.
Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот
неиссякаемый и единственный источник, из
которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение
наша лирика. Наиболее известными поэтами того
времени были: Николай Тихонов, Александр
Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц,
Михаил Исаковский, Константин Симонов.
В поэзии военных лет можно выделить три основные
жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия,
песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады,
поэмы).
В годы Великой Отечественной войны получили
развитие не только стихотворные жанры, но и
проза. Она представлена публицистическими и
очерковыми жанрами, военным рассказом и
героической повестью. Весьма разнообразны
публицистические жанры: статьи, очерки,
фельетоны, воззвания, письма, листовки.
4. Проверка домашнего задания
Для многих 15 – 17-летних Великая Отечественная
война – далекая история. Чтобы вызвать
эмоциональный личностный отклик, учащиеся
получили задание: подумать над вопросом: Как
отразилась война в судьбе твоей семьи? Что ты
знаешь о войне?
Те, кто подготовил какие-либо материалы,
рассказали классу.
5. Продолжение сообщений учащихся «Публицистика в период ВОВ»
3-й ученик:
Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил
Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов.
Они воспитывали своими статьями высокие
гражданские чувства, учили непримиримо
относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо
"устроителей нового порядка". Советские
писатели противопоставляли фашистской лживой
пропаганде большую человеческую правду. В сотнях
статей приводились неопровержимые факты о
зверствах захватчиков, цитировались письма,
дневники, свидетельские показания
военнопленных, назывались имена, даты, цифры,
делались ссылки на секретные документы, приказы
и распоряжения властей. В своих статьях они
рассказывали суровую правду о войне,
поддерживали в народе светлую мечту о победе,
призывали к стойкости, мужеству и упорству. "Ни
шагу дальше!" – так начинается статья Алексея
Толстова "Москве угрожает враг".
Публицистика оказала огромное влияние на все
жанры литературы военных лет, и прежде всего на
очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных
именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной,
Александра Матросова, о подвиге
молодогвардейцев, которые предшествовали роману
"Молодая гвардия". Очень распространен в
1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы
людей. Так, появляются очерки о ночной авиации
"У-2" (Симонова), о героическом комсомоле
(Вишневского), и многих других. Очерки,
посвященные героическому тылу представляют
собой портретные зарисовки. Причем с самого
начала писатели обращают внимание не столько на
судьбы отдельных героев, сколько на массовый
трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла
писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева,
Колосов.
Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились
причиной создания ряда событийных очерков,
которые представляют собой художественную
летопись боевых операций. Об этом
свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941
года" Лидина, "Июль – Декабрь" Симонова.
В годы Великой Отечественной войны создавались и
такие произведения, в которых главное внимание
обращалось на судьбу человека на войне.
Человеческое счастье и война – так можно
сформулировать основной принцип таких
произведений, как "Просто любовь" В.
Василевской, "Это было в Ленинграде" А.
Чаковского, "Третья палата" Леонидова.
В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова
«В окопах Сталинграда». Это было первое
произведение неизвестного тогда
писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана,
провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и
ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и
непосильных боях, которые вела наша армия.
Война стала для всех большой бедой, несчастьем.
Но именно в это время люди проявляют
нравственную суть, «она (война) как лакмусовая
бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот,
например, Валега – малограмотный человек,
«...читает по слогам, и спроси его, что такое
родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту
родину... он будет драться до последнего патрона.
А кончатся патроны – кулаками, зубами...».
Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все
возможное, чтобы сберечь как можно больше
человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг.
Им противопоставлен в романе образ Калужского,
который думает только о том, чтобы не попасть на
передовую; автор также осуждает и Абросимова,
который считает, что если поставлена задача, то
ее надо выполнять, несмотря на любые потери,
бросая людей под губительный огонь пулеметов.
Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского
солдата, у которого, несмотря на все страдания,
беды, неудачи, нет никаких сомнений в
справедливости освободительной войны. Герои
повести В. П. Некрасова живут верой в будущую
победу и готовы без колебаний отдать за нее
жизнь.
6. Учитель продолжает:
По данным энциклопедии «Великая Отечественная война», в действующей армии служило свыше тысячи писателей, из восьмисот членов московской писательской организации в первые дни войны на фронт ушло двести пятьдесят. Четыреста семьдесят один писатель с войны не вернулся – это большие потери. Когда-то во время испанской войны Хемингуэй заметил: «Писать правду о войне очень опасно и очень опасно доискиваться правды… Когда человек идет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если идут двенадцать, а возвращаются только двое – правда, которую они привезут с собой, будет действительно правдой, а не искаженными слухами, которые мы выдаем за историю. Стоит ли рисковать, чтобы найти эту правду, – об этом пусть судят сами писатели».
Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в
современной литературе.
Когда Лев Толстой брал в руки новую книгу, то
спрашивал себя: что это за человек и что нового
может поведать миру?
Ребята знакомятся с интервью, выступлениями о нем в книге К. Симонова( «Доброго пути, Сашка!»). Отвечают на вопросы. (Что их взволновало? Что они выделили там важного? Как относятся ко всему? Как писатель пришел к «Сашке»?)
Ответы (примерные):
1. Кондратьев по профессии художник-оформитель,
а по призванию, большой писатель. В 1939 году с
первого курса вуза ушел в армию на Дальний
Восток. В декабре 41-го отправляется на фронт. К
весне 42-го Кондратьев подо Ржевом. О тяжести боев
судим по тому, что в первую неделю он
помкомвзвода, командир взвода.
Потом новые тяжелые, неудачные бои, о которых с
горечью вспоминают фронтовики, а мы читаем у
Твардовского «Я убит подо Ржевом…»
Автор «Сашки» остался жив, был ранен и
награжден медалью « За отвагу – за отвагу
подо Ржевом. После отпуска по ранению снова
фронт, служба в железнодорожных войсках, в
разведке. В конце 43-го тяжелое ранение, полгода
госпиталь, после – ограниченная годность,
инвалидность. «До Берлина не дошел, но свое дело
на войне сделал», – так заканчивается
повествование Симонова о военной судьбе
писателя-фронтовика В. Кондратьева.
2. Кондратьева спрашивают, как случилось, что в
немолодые годы он вдруг решил писать повесть о
войне. «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с
нею и ясное понимание, что война-то – это
самое главное , что было у меняв жизни», – говорит
писатель. Начали мучить воспоминания, даже
запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е
годы. Ночами приходили в его сны ребята из
родного взвода, курили самокрутки, поглядывали
на небо, ожидая бомбардировщиков. Жадно читал
военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней
своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о
своей войне рассказать могу только я сам. И я
должен рассказать. Не расскажу – какая-то
страничка войны останется нераскрытой».
Кондратьев начал разыскивать своих ржевских
однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал,
что, может, уцелел он один. Значит, тем более он
должен обо всем рассказать! Это его долг!
И вот «поехал весной 62-го подо Ржев. Протопал 20
километров пехом до самой своей бывшей
передовой, увидел ту истерзанную, всю
испещренную воронками ржевскую землю, на которой
валялись еще и ржавые пробитые каски, и
солдатские котелки… торчали еще оперения
неразорвавшихся мин, увидел – это было самым
страшным – незахороненные останки тех, кто
воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем
хлебал из одного котелка жидню-пшенку или с кем
жался в одном шалашике при минном обстреле, и
меня пронзило: об этом писать можно только
строгую правду, иначе это будет просто
безнравственно».
Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую
потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» –
«лишь малая толика того, что нужно рассказать о
Солдате, Солдате- Победителе».
Учитель: значит, бои подо Ржевом были страшными, с огромными человеческими потерями.
Учащийся: (ранее подготовленный)
Из воспоминаний маршала Жукова (В период наступления устанавливается норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие. Огромные потери. Войска переутомлены…
Дополняет другой ученик: Рокоссовский
тоже рассказал о страшной тяжести, выпавшей на
долю воевавших на этом направлении, в том
числе и подо Ржевом: «В полках и дивизиях не
хватало солдат, пулеметов, минометов, артиллерии,
боеприпасов, танков остались только единицы…
Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый
наступает. Причем в наших условиях по пояс в
снегу».
II урок
– Давайте перенесемся на ту землю, в то время, о
котором узнали по воспоминаниям военачальников
и прочли в повести «Сашка».
Два месяца воюет Сашка. Много это или мало?
Задание: Найдите в тексте детали,
картины, которые помогают писателю воссоздать
это время.
Наблюдения ребят: Мы первый раз застаем Сашку,
когда ночью он задумал достать валенки для
ротного. «Всплескивались ракеты в небо,
рассыпались там голубоватым светом, а потом с
шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной
снарядами и минами земле… Порой небо
прорезывалось трассирующими, порой тишину
взрывали пулеметные очереди или артиллерийская
канонада…
Значит, за два месяца из каждых десяти погибали
девять, – вывод.
Вопросы:
Какие события выбрал автор из двухмесячной
Сашкиной фронтовой жизни?
Почему именно к ним привлек наше внимание?
Учащиеся называют разные эпизоды:
- Сашка добывает валенки для ротного;
- раненый Сашка под огнем возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат;
- Сашка ведет санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут;
- Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять;
- Встреча с Зиной;
- Сашка выручает лейтенанта Володю.
Выбираем 3 последних эпизода для коллективного
обсуждения.
В одной из рецензий сказано, что Кондратьев
провел своего героя через испытания властью,
любовью, дружбой.
Как выдержал Сашка эти испытания?
Содержание первого эпизода: Сашкина рота, от
которой осталось 16 человек, напоролась на
немецкую разведку…
– Что важно для вас в этом эпизоде? (Сашка
вызывает симпатию, уважение к себе своей
добротой, участливостью, гуманностью. Война не
обезличила его. Не обесцветила его характер. Он
любознателен. Пытлив. На все события имеет свою
точку зрения. Сашке не по себе от почти
неограниченной власти над другим человеком, он
понял, какой страшно может стать эта власть над
жизнью и смертью, и это высоко поднимает его в
наших глазах. Ребята ценят в Сашке и его огромное
чувство ответственности за все. Даже за то, что
отвечать он не мог. )
Задание: Сопоставить жизненные принципы Сашки и связного комбата Толика с его верой, что «наше дело телячье». Что, на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?
Обсуждение 2 других эпизодов
(Разговор о цельности человеческой личности, о высоких принципах, которых можно лишить только вместе с жизнью, о доброте и чуткости Сашки, его отклике на добро и зло.)
Испытание любовью. Что значит Зина в Сашкино жизни? Противоречит ли поведение Сашки вашему мнению о его характере или, наоборот, подтверждает уже сложившееся представление о нем? (Сашка спас Зине жизнь. Это его первая любовь. ОН так ждет встречи! Но ожидание Зины постоянно прерывается тревогой о родной роте: ей опять дрожать в шалашиках, а «кого-то беспременно сегодня шлепнет». Предстоящая вечеринка, о которой он узнает, вызывает у него гнев…
Испытание дружбой. (краткая фронтовая
дружба Сашки с лейтенантом Володей)
Осуждаем ли мы его за такой поступок? А автор?
Итог урока
Учитель: Завершая обсуждение повести В. Кондратьева, давайте обобщим свои представления о главном герое, оцените его как личность.
Хочу предложить вам решить вместе с вами одну нравственную проблему. Вот отрывок из нее:
«…Надо, Сашок. Понимаешь, надо», – говорил Сашке ротной, «перед тем как приказать что-нибудь», «хлопал Сашку по плечу. И Сашка понимал – надо, и делал все, что приказано, как следует». Категоричное «надо» в некотором смысле способно облегчить человеку жизнь. Надо – и ничего сверх: ни делать, ни думать, ни понимать».
«… Стреляй же, Сашка, в этого упрямо молчащего пленного, ведь отдан приказ, что же ты медлишь, стреляй, не смотри в его «помертвевшие» уже глаза, вспомни, что от твоей роты осталось всего 15 человек, стреляй же скорей!»
«…Ты ранен, Сашка, не возвращайся к своим не рискуй в том овраге, топай на перевязку, автомат сдашь в другой роте, это же фронт, «передок», никто не осудит! И другие примеры».
Учитель: Герои В. Кондратьева привлекательны, они подчиняются «надо», думают и действуют «сверх» надобного. Все это – «сверх надо», словно слышит Сашка в самом себе никем не произносимое повеление: не стреляй, возвращайся, проводи санитаров! А может им командует совесть?!
Вопросы: Вы уверены, что Сашка делает «сверх»? Или это командует совесть? Обсуждение.
Домашнее задание
Написать сочинение «Мое впечатление от повести В. Кондратьева «Сашка».