1. Викторина по произведениям Н. В. Гоголя, изученным ранее
– Где и когда родился Н.В. Гоголь? (На Украине,
20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие
Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской
губернии).
– Какое образование получил Н.В. Гоголь? (С 1818
по 1820 годы учился в городе Нежине, в
Гимназиивысших наук князя А.А. Безбородько).
– Как назывались гимназические литературные
журналы, организатором и участником которых был
Н.В. Гоголь? («Северная заря», «Звезда», «Метеор
литературы».)
– Какую женскую роль сыгралиграл Н.В. Гоголь в
ученическом спектакле? (Роль Простаковой в
комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)
2. Сочинение-миниатюра: «Над чем смеётся Гоголь в своей комедии «Ревизор»?
Н.В. Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли, и что перестали замечать. И сегодня комедия, созданная великим русским писателем, продолжая звучать современно, указывает путь к нравственному возрождению.
«Когда же в бессмертной «Шинели» он дал себе волю порезвиться на краю глубокой личной пропасти, он стал самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия».
3. Аналитическая работа с текстом повести «Шинель»
Для работы оформляется таблица, левая часть которой заполняется совместно, а правая – самостоятельно.
Вопросы для анализа | Комментарии |
Какова главная тема повести «Шинель»? | Это тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни. |
Как подчеркивается типичность героя и ситуации? | «Служил в одном департаменте», «Когда и в какое время он поступил в департамент… этого никто не мог припомнить», «один чиновник….» |
Какая личность перед нами? | Живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни – в переписывании бумаг |
Чем стала для него идея приобретения шинели? | Идея расцвечивает жизнь, наполняет ее особым содержанием. |
В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели? | Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости. |
С какой целью вводится фантастический финал? | Гоголь стремился вызвать у читателя чувства протеста против условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. |
Какой тип «маленького человека» воплотился в Башмачкине? | Жертва, не осознающая трагизма своего положения, так называемая духовно «стертая» личность, что при явно выраженном сочувствии автора к «маленькому человеку» не исключает трезвого подхода к проблеме. |
4. Периоды жизни в момент работы над «Мертвыми душами»
Версия: Н.В.Гоголь ориентировал своё произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы.
Первая часть (1 том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности.
Во второй части (2 том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в третьей части (3 том) изобразить их в «Раю».
Законченным оказался только 1-й том.
5. Опорная схема. Построение поэмы «Мертвые души». Система образов
Глава 1.
«Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором
(приезд Чичикова в губернский городок N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры)
Композиционные звенья поэмы
Первое | Второе | Третье |
Главы 2-6 | Главы 7-10 | Глава 11 |
Главы 2-6.
Изображение жизни российских помещиков.
Главы 7-10.
Изображение губернского города, в его же пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место отведено изображению мира чиновников. Как помещики и чиновники воплощают социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о капитане Копейкине»?
Глава 11.
Повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы – Чичикова. Уже через год после начала работы над «Мёртвыми душами» Гоголь писал: «Если совершу это
творение так, как нужно его совершить, то … какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!»
(Письмо к В.Белинскому от 12 ноября 1836 г.)
Войдя в художественный мир «Мёртвых душ», вы увидите всю Русь и воскликните вслед за Пушкиным: «Боже! Как грустна наша Россия!»
6. Сочинение-миниатюра «Почему П.И.Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?»
Манилов
Коробочка
Ноздрёв
Собакевич
Плюшкин
Ваша задача – назвать ту определенную черту, свойственную каждому помещику, и доказать, что путь от Манилова к Плюшкину – это лестница вниз.
7. Зачетная работа по теме: «Как страшна наша Россия»
Задача: обобщить всё о мёртвых душах, заполнить таблицу.
Манилов | Коробочка | Ноздрёв | Собакевич | Плюшкин | |
1. Портретная галерея | |||||
2. Описание поместья | |||||
3. Жизнь крестьян | |||||
4. Отношение к предложению Чичикова | |||||
5. Итог сделки | |||||
6. Каков герой |