Дополнительный материал в 9-м классе по творчеству Н.В. Гоголя "Блажен незлобливый поэт…"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


1. Викторина по произведениям Н. В. Гоголя, изученным ранее

– Где и когда родился Н.В. Гоголь? (На Украине, 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии).
– Какое образование получил Н.В. Гоголь? (С 1818 по 1820 годы учился в городе Нежине, в Гимназиивысших наук князя А.А. Безбородько).
– Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и участником которых был Н.В. Гоголь? («Северная заря», «Звезда», «Метеор литературы».)
– Какую женскую роль сыгралиграл Н.В. Гоголь в ученическом спектакле? (Роль Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

2. Сочинение-миниатюра: «Над чем смеётся Гоголь в своей комедии «Ревизор»?

Н.В. Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли, и что перестали замечать. И сегодня комедия, созданная великим русским писателем, продолжая звучать современно, указывает путь к нравственному возрождению.

«Когда же в бессмертной «Шинели» он дал себе волю порезвиться на краю глубокой личной пропасти, он стал самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия».

3. Аналитическая работа с текстом повести «Шинель»

Для работы оформляется таблица, левая часть которой заполняется совместно, а правая – самостоятельно.

Вопросы для анализа Комментарии
Какова главная тема повести «Шинель»? Это тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни.
Как подчеркивается типичность героя и ситуации? «Служил в одном департаменте»,

«Когда и в какое время он поступил в департамент… этого никто не мог припомнить», «один чиновник….»

Какая личность перед нами? Живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни – в переписывании бумаг
Чем стала для него идея приобретения шинели? Идея расцвечивает жизнь, наполняет ее особым содержанием.
В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели? Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости.
С какой целью вводится фантастический финал? Гоголь стремился вызвать у читателя чувства протеста против условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства.
Какой тип «маленького человека» воплотился в Башмачкине? Жертва, не осознающая трагизма своего положения, так называемая духовно «стертая» личность, что при явно выраженном сочувствии автора к «маленькому человеку» не исключает трезвого подхода к проблеме.

4. Периоды жизни в момент работы над «Мертвыми душами»

Версия: Н.В.Гоголь ориентировал своё произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы.

Первая часть (1 том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности.

Во второй части (2 том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в третьей части (3 том) изобразить их в «Раю».

Законченным оказался только 1-й том.

5. Опорная схема. Построение поэмы «Мертвые души». Система образов

Глава 1.

«Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором

(приезд Чичикова в губернский городок N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры)

Композиционные звенья поэмы

Первое Второе Третье
Главы 2-6 Главы 7-10 Глава 11

Главы 2-6.

Изображение жизни российских помещиков.

Главы 7-10.

Изображение губернского города, в его же пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место отведено изображению мира чиновников. Как помещики и чиновники воплощают социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о капитане Копейкине»?

Глава 11.

Повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы – Чичикова. Уже через год после начала работы над «Мёртвыми душами» Гоголь писал: «Если совершу это

творение так, как нужно его совершить, то … какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!»

(Письмо к В.Белинскому от 12 ноября 1836 г.)

Войдя в художественный мир «Мёртвых душ», вы увидите всю Русь и воскликните вслед за Пушкиным: «Боже! Как грустна наша Россия!»

6. Сочинение-миниатюра «Почему П.И.Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?»

Манилов
Коробочка
Ноздрёв
Собакевич
Плюшкин

Ваша задача – назвать ту определенную черту, свойственную каждому помещику, и доказать, что путь от Манилова к Плюшкину – это лестница вниз.

7. Зачетная работа по теме: «Как страшна наша Россия»

Задача: обобщить всё о мёртвых душах, заполнить таблицу.

  Манилов Коробочка Ноздрёв Собакевич Плюшкин
1. Портретная галерея          
2. Описание поместья          
3. Жизнь крестьян          
4. Отношение к предложению Чичикова          
5. Итог сделки          
6. Каков герой