Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера
- Развитие читательских интересов учащихся, умения обобщать, анализировать, синтезировать литературный материал
- Формирование нравственной позиции учащихся, патриотизма, интереса к творчеству Немтушкина
- Развитие творческих способностей учащихся
Виды учебной деятельности:
- выразительное чтение
- Анализ эпизода
- Художественный пересказ
- Инсценирование эпизода
- Характеристика литературного героя
- Аналитическая беседа
- Работа с компьютерной презентацией
- Работа с теоретико-литературными понятиями
- Творческая работа
- Тестирование
- Устные сообщения
Ход урока
Компьютерная презентация (Приложение№1)
- Организационный момент
- Вступительное слово учителя: Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с повестью Алитета Немтушкина « Мне снятся небесные олени»; увидим, какие традиции эвенкийского народа отражены в произведении; выясним, какими нравственными истинами живёт этот народ.
Будем анализировать текст, представим отдельный эпизод через инсценирование, подготовим характеристики главных героев, послушаем сообщения о жизни и быте эвенкийского народа, сопровождаемые компьютерной презентацией.
Предметом нашего разговора станет тема: «Тропинки детства Алитета Немтушкина в повести «Мне снятся небесные олени» (слайд№1) - Биография Немтушкина
Алитет Николаевич Немтушкин (слайд№2)
Родился 12 ноября 1939 года в деревне Токма (стойбище Ирикши) Катаганского района Иркутской области в семье охотника. Рано остался без родителей. Мать умерла, отец погиб на фронте. Воспитывался в школах интернатах и бабушкой Огдо-Евдокией Ивановной Немтушкиной. У бабушки Огдо было 14 детей. В 1957 году окончил Ербогаченскую среднюю школу. После учёбы в Ленинграде работал корреспондентом, зав. отделом в эвенкийских газетах.
Самые значительные и популярные произведения Немтушкина: поэтические сборники «Костры моих предков» «Дыхание земли», Прозаические сборники «Мне снятся небесные олени», «Следопыты на оленях» «Дорога в нижний мир» «Метки на оленьем ухе» (слайд№3)
Основные мотивы произведений эвенкийского поэта и прозаика – воспевание своего народа и родной Эвенкии (слайд№4)
Наверное, в первый раз
я так остро ощущаю
невозвратимость прошлого.
Все мои родные – мать, бабушка, (слайд№5)
отец, все дорогие для меня люди,
детство мое ушли навсегда.
Никого и ничего нельзя вернуть.
Теперь только память
может воскресить прошедшее,
она, как говорили старики,
может сбегать в ушедшие времена…
Память, о моя зоркоглазая и быстрокрылая птица,
не подведи меня и на этот раз,
ну слетай хоть ненадолго в те времена,
на мою Малую Родину, помоги!
А.Н.Немтушкин «Тропинки доброты» - Выразительное чтение наизусть стихотворения Алитета Немтушкина «Мой край родной» (слайд№6)
- Выразительное чтение учителем лирического вступления «Суринда-моя родина»
(Слайд№7-17) - Беседа по вопросам:
- Как Немтушкин изображает Север? Как передана красота родного края?
(с любовью и нежностью воссоздаёт картины родной земли. Любовь писателя отчетливо проявляется в художественном языке произведения) - Какие средства использует автор, чтобы передать красоту своего края? Подтвердите текстом (Здесь мы найдём много слов, воплощающих любовь повествователя: таковы сущ. «Солнышко» «оленёнок» «Сосёнки» «Берёзки»»
Таковы и прилагательные «Вода в речке светлей и студёней», «И хлебушко то вкусней и слаще»Любовь автора к родной земле отражена в многочисленных эпитетах и метафорах )
(слайд№18)
- Как Немтушкин изображает Север? Как передана красота родного края?
- Между 60° и 69° С.Ш. в Красноярском крае расположен Эвенкийский автономный округ с центральным поселком Тура.
На площади 767,6 тыс. квадратных километров проживает около 24 тыс. человек, из них русские составляют 67,5%, эвенки - 14,1%.
Климат резко континентальный. Средние температуры воздуха в январе от - 26 до - 36. °С, июля +13 ... 15 °С. Жители Эвенкии - охотники, рыбаки, оленеводы. О них и пойдёт наш сегодняшний разговор (слайд№19)
Каждая группа ребята приготовила небольшие сообщения, сопровождаемые компьютерной презентацией, и сейчас они расскажут нам о жилище, национальной одежде и традиционных занятиях эвенков. - Выступление учащихся по темам:
- Традиционное жилище эвенков (слад№20)
- Национальная одежда (слайд№21)
- Традиционные занятия эвенков (слайд№22-23)
А теперь, ребята, обратимся к произведению. - Какие обычаи эвенков упоминаются в тексте? Расскажите о них (слайд24)
- Работа по группам. Расскажите о главных героях повести:
-бабушка Эки
-отец Кинкэ
-дедушка Колокан
-тётя Сынкоик - Инсценировка эпизода «В зимние вечера»
- Какие национальные традиции и жанры эвенкийского фольклора вы знаете?
(слайд№25) - Сказки дедушки Бали (слайд№26)
-Сколько сказок рассказывает дедушка Бали?
-Каким птицам они посвящаются?
Сказка про глухаря
-отчего у глухаря глаза красные?
Сказка про Амикана
-Почему эвенки почитают медведя и называют его хозяином, дедушкой?
-Почему у бурундучка спина полосатая, а кедровка чёрная? - Художественный пересказ легенды о лебедях? (слайд№27)
-Какие чувства поэтизируют эвенки в этой легенде?
-Почему называют журавлей «небесными оленями?
-Чему нас учит эта легенда? - Задание№1:Перед вами русские и эвенкийские приметы. Найдите соответствия.
(слайд№28)
Соответствие между эвенкийскими и русскими пословицами говорит о том, что проверенные веками наблюдения над жизнью природы оба народа оформляют с помощью одних и тех же образов. - Задание№2:Отгадайте эвенкийские загадки (слайд№29-30)
Два парня соревнуются. Один другого никак догнать не может. ( Ноги)
Два брата все вокруг видят, а друг друга увидеть не могут. (Глаза)
Всю жизнь его кормят, а он не наедается. (Огонь)
Живет невидимкой, а любого богатыря с ног валит и побеждает. (Сон)
Без рук, без топора, а дом сделан (Гнездо) - Духовная сфера эвенков (слайд№31)
- культ предков
- Шаманство
- Промысловые культы
- Родовые культы
- Выразительно прочитать авторские размышления (стр.57-58)
Вернётся ли Амарча на родную землю? - Итоговый тест (слайд№32-34)
- Домашняя работа:
Написать мини – сочинение на тему: (слайд№35) - Что вызвало моё уважение в жизни и обрядах эвенков?
- О чём заставила задуматься повесть?
- Подведение итогов урока