Класс: 5.
Количество уроков: 2.
Технология: педмастерская.
Опыт работы с компьютером и Интернет – источниками у ребят минимален, поэтому занятие построено таким образом, чтобы они, с одной стороны, осваивали различные способы получения информации (в том числе через Интернет), а с другой – попробовали бы себя в роли исследователей, способных взглянуть на проблему с определённой позиции.
План-конспект
Цели:
Дидактические: формирование информационно-коммуникационной компетентности; формирование исследовательских умений.
учащиеся должны знать:
- что такое исследование, проблемный вопрос, гипотеза
учащиеся должны уметь
- ставить цели;
- выдвигать гипотезы;
- работать с различными источниками информации;
- выбирать нужную информацию.
Предметные: знакомиться с творчеством известного омского писателя Тимофея Белозёрова; анализировать стихотворные тексты; создавать тексты публицистического стиля.
Воспитательные: прививать интерес к культуре родного края; формировать социально-коммуникативные навыки.
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, мультимедийные презентации, сборники стихов Т.Белозёрова, статьи о Т.Белозёрове; рисунки к стихам; статьи по истории Омской области.
Урок проводится в компьютерном классе
Ход урока
Технологические этапы |
Действия (вопросы) учителя |
Действия (ответы) учеников |
1. Индуктор 1 | Цель: создать атмосферу
доверительной беседы. Ребята, вы знаете, кто такой “исследователь”? А что можно исследовать? Хотели бы вы попробовать себя в этой роли? А что, к примеру, можно исследовать в литературе? Зачем? Я хочу сегодня предложить вам не просто познакомиться с творчеством омского поэта Тимофея Максимовича Белозёрова (слайд1), но и поразмышлять над тем, почему поэты обращаются к теме родины (слайд2) |
Цель: настроиться на рабочий лад. Ответы
учащихся: Ответы: – Можно исследовать произведения, чтобы понять замысел автора. – Можно исследовать биографию писателя. – Можно исследовать историческую эпоху. |
2. Афиширование | Цель: активизировать учащихся Подумайте, пожалуйста, и ответьте на вопрос: “Почему поэты обращаются к теме родины?” Ребята, а вы знаете, как называются ваши ответы? Это гипотезы, то есть то, что ещё нужно доказать. Давайте сравним, что получилось у вас, и какие гипотезы получились у меня. (слайд 3). Какой гипотезы нет у вас? |
Цель: представление собственных
выводов Учащиеся на листках бумаги пишут ответ на вопрос и вывешивают на доску.
Замечают красоту родной природы |
3. Индуктор 2 | Цель: создание определённого
эмоционального настроя. Слайды 4 и 5 С именем Тимофея Белозёрова вы, безусловно, знакомы. Многие из вас читали его стихи и даже учили наизусть. Но думали ли вы о том, почему в его творчестве так много стихов о родной природе, об Омске, об интересных местах родного края? Так вот, я вам предлагаю самим попытаться объяснить, почему наш любимый поэт так много пишет о родине. Это и будет нашим исследовательским заданием. А чтобы наша работа была более конкретной, сформулируем исследовательский вопрос. Давайте сверим наши предположения (слайд 6) |
Цель: настроиться на дальнейшее
действие – Да, мы читали стихи Тимофея Белозёрова. – Даже из названий видно, о чём они: “На Иртыше”, “Сказание о Ермаке”, “В Таре”. Ребята предлагают: “Почему Т.Белозёров так много писал о родине?” Почти одинаково |
4. Самоконструкция | Цель: создать условия для выбора
исследовательской роли; направить в случае
затруднения. (Слайд 6)Любое исследование нужно начать – с постановки цели, – с определением собственной роли в будущем исследовании, – со способами сбора информации. Подумайте, как можно выстроить исследовательскую деятельность, чтобы решить проблему. Чтобы ответить на вопрос, нужно построить план исследования. Что и в какой последовательности будем выполнять. Давайте опять сравним ваши выводы и мои (слайд 7) Посмотрите, наши мнения опять совпали за исключением некоторых моментов. Определим, что мы должны будем делать и как назовём группы исследователей. Определите, пожалуйста, к какой группе исследователей каждый из вас мог бы себя отнести; продумайте, какие действия должен выполнять каждый участник, выбравший ту или иную роль |
Цель: определить, с каких позиций
можно изучать творчество поэта, чтобы ответить
на поставленный вопрос; определить свою роль в
будущем действии. Ребята самостоятельно обдумывают вопрос, пытаются представить, чем они будут заниматься. – Познакомиться с биографией поэта. – Узнать что-то о тех событиях, о которых писал Белозёров – Посмотреть картины к его стихам. На протяжении некоторого времени ребята пытаются представить себя в той или иной роли. Поскольку многие хотят попробовать себя в роли художников, то решаем, что эта роль будет дополнительной по желанию. |
5. Социоконструкция | Цель: играя роль консультанта,
направлять действие учащихся; координировать
работу групп. Итак, каждый из вас выбрал, чем будет заниматься (кто-то взял две роли), а теперь самое время объединиться в группы, чтобы исследование шло успешней. (Здесь возможны варианты: либо образуется группа, где каждый играет свою роль, либо “журналисты” объединятся с “журналистами” и т.д) Каждая группа должна выдвинуть свою гипотезу (в зависимости от темы), рассмотреть план дальнейших действий; определиться, кто с каким источником информации будет работать. (слайды 8-12) Правила работы: каждый участник группы, пользуясь презентацией, идёт по ссылкам: (например, на слайде “Исследователи” выбирает “Биографы” >слайд “Биографы”), , читает задание и выбирает способ сбора информации (чтобы выйти в Интернет, достаточно нажать на “Интернет”; чтобы воспользоваться публикациями, нажать “Публикации”). Важно: все ссылки работают только в режиме “Показ слайдов”! |
Цель: уметь договариваться; уметь
отбирать нужную информацию. Ребята решили, что они объединятся по темам. Учащиеся выдвигают гипотезы, опираясь на те, что были на первом этапе урока, и сверяют их с предложенными. Определяют способ сбора информации. Сравнивают различные источники. Договариваются, кто с каким источником будет работать. |
6. Деконструкция | Цель: показать учащимся возможные
способы представления результатов
исследовательской работы. Ребята, скоро вам предстоит выступать с защитой своей работы. Я хотела бы вам показать, как ученица 8 класса создала свой проект и приняла с ним участие в Белозёровских чтениях. |
Цель: познакомиться с новым для себя
способом представления результатов работы. Ребята могут воспользоваться материалами этой и еще одной презентации. |
7. Афиширование | А сейчас настало время вам представить результаты своего труда (поскольку ребята не умеют создавать презентации, то представляют отчёт в традиционном виде) |
|
8. Разрыв | Цель: создать ситуацию напряжения,
чтобы произошло внутреннее переосмысление своей
деятельности. Скажите, почему так получилось, что, во-первых, практически все группы, кроме 2, представили свой отчёт просто как набор отдельных статей, а не как результат коллективной работы, а во-вторых, некоторые из вас как будто забыли, зачем они всё это делали? Ваши ответы совершенно справедливы. На сегодняшнем нашем занятии мы не столько занимались самим исследованием, сколько подготовительной работой к нему: учились ставить проблемные вопросы, определять вид будущей деятельности, выдвигать гипотезы, работать с различными источниками информации. Так что домашним заданием для вас будет завершение проекта. |
Цель: критически отнестись к
результатам своей работы, увидеть пути решения
проблемы. Ребята задумываются. – Мало времени – Информация у всех одинаковая. – Забыли, что нужно доказать выдвинутую гипотезу. |
9. Рефлексия | Цель: создать ситуацию открытости и
доверия, снять возможное напряжение. Ребята, вы замечательно потрудились, но мне хотелось бы знать, насколько интересной, значимой была для вас это работа; что вы узнали нового, чему научились. Для этого предлагаю ответить на вопросы анкеты:
Скажите, кому очень сложно было работать? Кто не смог справиться с заданием? Сможете самостоятельно закончить проект? Желаю успехов! |
Цель: осознать, какой произошёл
прирост знаний, эмоционально “разгрузиться”. Выяснилось, что 32% учащихся не знали, что такое исследование; только 10% умели выдвигать гипотезы; ни один не работал с презентацией; 25% умеют пользоваться интернет. Каждый выполнил какую-то часть работы, сложно было 7 ребятам. Конечно. |
Анализ эффективности урока с использованием ЦОР
- Предложенная форма деятельности – исследовательская работа с заранее простроенными шагами – вполне по силам пятиклассникам.
- Такой вид работы помогает понять принципы научного исследования, учит ставить цели, выдвигать гипотезы, работать на результат.
- Различные способы сбора информации также делают работу более содержательной и интересной.
- Использование презентации (прежде всего, её интерактивных возможностей) не только облегчает деятельность учащихся, но и учит новым способам подачи информации (более 50% учащихся захотели сами научиться созданию презентаций).
- Сочетание индивидуальной и групповой форм организации работы учащихся формирует как исследовательские, так и коммуникативные навыки.
- Рефлексия собственной деятельности, которой заканчивается урок, помогает учащимся осознать произошедшие с ними изменения.