Для критики искусства нужны люди, которые бы показали бессмыслицу отыскивания мыслей в художественном произведении и постоянно руководили бы читателем в том бесконечном лабиринте сцеплений, в котором и состоит сущность искусства.
Л. Н. Толстой.
Если цель учителя – помочь ученику разобраться в "лабиринте сцеплений", делающем несколько тысяч обыкновенных слов произведением искусства, то практическая задача, стоящая перед учителем на каждом уроке, заключается в том, чтобы помочь ученику на конкретном отрезке текста увидеть эти "лабиринты".
Ученик приходит на урок, прочитав определенное количество глав романа. В результате чтения у него складывается свое понимание текста. На уроке же происходит как бы второе прочтение на более глубоком уровне, в результате которого ученик открывает для себя в тексте произведения нечто такое, чего он сам не увидел при первом прочтении. Задача учителя – спровоцировать это открытие. Сделать это можно с помощью вопросов, ответы на которые ученик ищет в уже прочитанных им перед уроком главах. Хороший урок – это несколько интересных вопросов. Ответом на вопрос может быть слово, строка, абзац текста.
Подобная методика работы определяет саму структуру пособия. Каждый урок представляет собой систему вопросов и ответов. Задавая тот или иной вопрос, учитель далеко не всегда может надеяться на получение правильного ответа. Часто на вопрос и вовсе нет одного правильного ответа (вместо него ряд вариантов, которые текст более или менее допускает). Подобные ситуации совершенно естественны. В конечном итоге нам нужен ученик, умеющий и любящий думать над книгой, окончательный же ответ на вопрос может дать сам учитель.
РОМАН "ВОЙНА И МИР" 2-3 УРОК
1-6 ГЛАВЫ
Читая первые страницы романа, мы оказываемся на вечере у Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы. На этом вечере собрались многие из тех, кто станут героями романа. Гостей немного – каждому есть возможность не затеряться, показать себя. С разговора о вечере А. П. Шерер мы и начнем.
Вечер –1-4 главы.
1) Как по-вашему, кто главное действующее лицо в этих главах? (А.П.Шерер)
2) С чем сравнивается деятельность Анны Павловны? (С хозяином прядильной мастерской. С работой метрдотеля. См. последний абзац 2 главы, 1, 2, 5 абзац 3 главы.)
3) Попытайтесь сравнить ее с режиссером. Каков сценарий в пьесе, которую она ставит? (а) Каждый гость должен побеседовать с тетушкой, б) затем гость присоединяется к одному из трех кружков (аббата, виконта, Элен) и поддерживает разговор.)
4) Кто из героев романа, которых мы встречаем на вечере, более всего понравился вам? Автору? (Автору более всего понравился Пьер и маленькая княжна).
5) Кто менее всего нравится автору? Почему?
6) Чем отличается Пьер и Лиза Болконская от всех остальных гостей? (Живее, непосредственнее других. Они говорят, а не поддерживают разговор. Сравним, как слушает Элен, и как слушает Лиза. См. 11 и 23 абзацы 3 главы.)
7) Похожи ли Лиза и Пьер между собой? В чем сходство? (Говоря о них, автор подчеркивает, что они, как дети.)
8) Кто из собравшихся у Шерер глупее всех? (Ипполит.)
9) Как реагируют участники вечера на его глупость? Почему? (На откровенную чушь, которую несет Ипполит, никто не обращает внимания, т. к. он действует в рамках "сценария". Можно быть почти идиотом, но если ты играешь по правилам, заведенным в обществе, тобой все довольны. См. слова Ипполита о приведениях 16-20 абзац 3 главы; о гербе Конде, анекдот в гл. 4.)
Читаем строки, описывающие появление князя Андрея.
10) На героев каких изученных произведений похож князь Андрей? (Несомненно, разговор зайдет и о Евгении Онегине. В таком случае можно предложить ученикам вопрос: "Какой эпизод из "Евгения Онегина" мы находим в первых главах романа "Война и мир"? ("Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув разлюблю тотчас…")
"Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже
И днем и вечером одна;
Где скучный муж, ей цену зная
(Судьбу, однако ж, проклиная),
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!"
11) Со всеми ли князь Андрей ведет себя одинаково? (При Пьере, живом, непосредственном, похожем на большого ребенка, он оживает.В 4 главе именно Пьер произведет всеобщее оживление, вмешавшись в разговор о французских делах, о Банапарте и герцоге Энгиенском.)
12) На кого похож рассуждающий Пьер? В каком литературном произведении нам встречался подобным образом рассуждающий герой? См. слова в 4 главе о казни герцога Энгиенского. (Рассуждения Пьера напоминают логику Раскольникова.)
13) Как реагируют на выходку Пьера собравшиеся: Анна Павловна, Ипполит, Лиза, Андрей? (По-настоящему понимает Пьера только Андрей, кстати в следующей главе Андрей и Пьер будут говорить не только о Наполеоне, но и о выборе Пьером жизненного поприща.)
Далее вопросы к главам 5 и 6.
14) Как по-вашему, получится ли из Пьера кавалергард или дипломат?
15) Почему князь Андрей дает Пьеру такой странный совет: "Выбери, что хочешь; это все равно"?(Никакая служба не сможет переделать Пьера, большого ребенка. В любом мундире он окажется тем, кого так любил Андрей, а значит нет разницы в том, какой мундир надеть.)
16) В середине разговора Пьера и Андрея появляется маленькая княжна. Какреагирует на ее появление князь Андрей? Почему? (См. монолог князя Андрея в 6 главе, начиная со слов:" – Никогда не женись, никогда." Той же ночью Пьер у Курагина становится свидетелем пари, которое заключает Долохов.)
17) Зачем Долохов устраивает пари?
18) Что мы знаем о Долохове? (Вся жизнь Долохова подчинена стремлению к самоутверждению. Все его друзья богаче, знатнее, чем он. Долохов ведет постоянную борьбу против всех за первенство. Пари –лишь эпизод в этой вечной войне.)
Читаем страницы на которых изображен Долохов во время своего "подвига".
19) Почему Долохов хмур, выиграв пари? (Минуту назад он был "героем", он сделал то, на что никто не отважился. Теперь же англичанин спокойно выплачивает ему деньги за трюк. Ситуация "герой и толпа" сменилась ситуацией "богач и бедняк".)
На дом: главы 7-21.
РОМАН "ВОЙНА И МИР" 4-5 УРОК
7-21 ГЛАВЫ
В 1-6 главах действие происходило в Петербурге, в сегодняшних главах мы окажемся свидетелями событий в Москве. Учитель рассказывает о традиционном представлении в русской культуре, противопоставляющем Москву Петербургу.
1) В каких главах автор знакомит нас с семьей Ростовых. Кому из Ростовых менее всего симпатизирует автор? Почему? (См. главы 9, 11. Автору меньше всего нравится Вера, слишком "правильная". Есть ли в этих главах еще "правильные" герои, т. е. умные, красивые, честные, но не симпатичные автору? Таким героем будет Борис Друбецкой. См, конец 8 гл., 10, 11 гл.)
2) Кому в этих главах (вечер у Ростовых) более всего симпатизирует автор? Найдите слова автора, характеризующие этого героя. (Несомненно, речь идет о Наташе Ростовой, о которой сказано, что она "некрасивая, но живая". Сравнивая Наташу и Веру Бориса и Николая, попытайтесь определить, какими качествами обладают герои, симпатичные автору и какими – несимпатичные? Можно заметить, что в симпатичном герое автор никогда не подчеркивает его красоту, ум. Наоборот, те герои, которые автору симпатичны, как правило, не очень красивы и не "очень благопристойно" себя ведут. Ранее мы уже говорили о двух героях, симпатичных автору (Пьер и Лиза Болконская).)
3) Попытайтесь найти общие черты у всех симпатичных автору героев (гл. 1-6 и гл.7-22)? (На вечере у Ростовых мы узнаем нечто новое о жизни Пьера. Узнаем о "медвежьей истории".)
4) Как по-вашему, кому именно (Долохову, Анатолию Курагину или Пьеру) принадлежит идея привязать квартального к медведю? (Анатоль глуп. Он бы не додумался. Для Долохова человек – самоутверждение, ему"шутка"с медведем не очень-то и нужна. Медведь – любимец Пьера, об этом ранее речь шла. Перед нами "шутка", которая могла бы прийти в голову "большому ребенку", не задумывающемуся о последствиях,поддающегося минутному порыву. Пьер выслан из Петербурга и оказывается в Москве в доме своего отца.)
5) Кто претендует на наследство графа Безухова? (Князь Василий, княжны, Анна Михайловна Друбецкая.)
6) Обратите внимание на поведение Бориса, особенно на его разговор с Пьером. Почему Борис так себя ведет? (См. 13 гл. В главах 15-17 мы вновь увидим события, происходящие на вечере у Ростовых.)
7) Чем отличается вечер у Ростовых от вечера у Шерер? (Танец (Данила Нукор), песня, другие гости, дети.)
8) Кто самый главный гость у Ростовых? Попытайтесь представить его на вечере Шерер? (Марья Дмитриевна Ахросимова. В то время, когда Ростовы празднуют именины обеих графинь, в доме графа Безухова идет война за наследство.)
9) Чем озабочены князь и княжны в 13 главе?
10) Как ведет себя Пьер в то время, когда решается его судьба? (См. гл. 19-21.)
11) Какая партия и как выигрывает?
12) В каком виде эта история будет потом рассказана всем? (См. последний абзац 21 гл.)
На дом: главы 21-25.
РОМАН "ВОЙНА И МИР" 6-7 УРОК
22-25 ГЛАВЫ I ЧАСТИ
Начать урок целесообразно с напоминания ученикам об идущей еще от пушкинского "Евгения Онегина" традиции изображать русскую жизнь как некое тройственное единство: Россия петербургская,московская,деревенская. Побывав в предыдущих главах в обеих русских столицах, мы сегодня окажемся и в деревне. С кем познакомит нас автор в этих главах?
1) Попытайтесь сравнить отца Андрея Болконского и его сестру? Чем они отличаются друг от друга? Есть ли сходства?
2) Найдите в тексте 22 главы описание комнаты старого князя и описание комнаты княжны Марьи.
3) Как выглядит княжна, что более всего выделяет автор говоря о ее внешности? (Рисуя портрет княжны Марьи, автор особо выделяет "лучистые глаза". Можно задать учащимся и вопрос о том, у каких героинь ранее изученных произведений автор обращал особое внимание на глаза? Т. о, героиня толстовского романа окажется сопоставленной с Соней и Лизаветой из "Преступления и наказания".)
4) Сопоставьте княжну Марью с нам уже известными героями романа, симпатичными и несимпатичными автору. (На примере княжны мы еще раз убеждаемся в верности уже сделанного нами вывода. Симпатичные автору герои, как правило, не отличаются особой красотой, но в их облике есть некая живость, одухотворенность, непосредственность. Несимпатичные автору герои красивы чаще, но они или "бездушны "(Элен, Анатоль Курагины, или посредственны, слишком "правильны", "пресны" (Вера, Борис).
5) Как княжна Марья относится к отцу? (Княжна Марья видит своего отца как бы "внутренним зрением". Она не обращает внимание на желчного раздражительного старика, жизнь которого подчинена заведенному механизму (часы, станок), она видит и любит его внутреннюю сущность. Почему княжна не понимает геометрии? Старый князь как будто специально говорит с дочерью не по душам, а на формальном, теоретическом абстрактном языке геометрии. Такой язык отдаляет Марью от отца. Важную роль в изображении княжны Марьи играют два письма, помещенные в 22 главе. Одно написано рукой Жюли Курагиной, обычно светской барышни, другое написала Марья.)
6) Сравните два письма в 22 главе? Обратите особое внимание на стиль писем, отношение к Пьеру, отношение к войне и к книге "мистического содержания". Было бы любопытно сопоставить княжну Марью с ее братом.
7) Сравните отношение князя Андрея и княжны Марьи к отцу, одни и те же или разные качества они в нем ценят? (Князь Андрей ценит в отце как раз то, что не важно для его сестры (энергию, ум, работоспособность) тройственное единство: Россия петербургская, московская, деревенская.)
8) Сравните отношение князя Андрея и княжны Марьи к Лизе Болконской? (Для автора романа очень важно и ценно, чтобы герой сохранил в себе детские черты. Марья говорит о Лизе, как о ребенке (см. 25 глава). Ее подход к человеку ближе к подходу автора, чем подход князя Андрея, которого Лиза раздражает.)
9) Обратите особое внимание на разговор Андрея и Марьи в 25 главе? Не кажется ли вам, что некоторые эпизоды этого разговора нам уже знакомы по другим изученным произведениям? (См. разговор Андрея с Марьей об отце, эпизод с образком. Нетрудно заметить, что князь Андрей не очень естественен в этом разговоре. У него "всегдашнее спокойное и непроницаемое выражение" (см. 2 абзац). Однако, княжна Марья, как и отца, видит брата "внутренним зрением". Он для нее "Андрюша" (см. 3-4 абзац). Поведение героев похоже на поведение Раскольникова и Сони в "Преступлении и наказании" (разговор о Катерине Ивановне (первая встреча), образок (третья встреча).
На дом: 1-10 главы второй части I тома.