Литература
-
Урок литературного чтения "Народные колыбельные песни. Колыбельные песни в обработке Т.Белозерова". 2-й класс 2012
Цель урока: формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу в совместной деятельности при изучении устного народного творчества, литературы родного края.
-
Урок литературного чтения "Решение проектных задач на примере произведения Л.Н. Толстого "Прыжок"". 3-й класс 2012
Урок проводится по программе "Школа России". В процессе урока дети учатся работать в группах, решают проектные задачи, учатся преобразовывать художественный текст от лица героев, развиваются творческие способности детей. На уроке используется презентация.
-
Библия для детей. Ветхий Завет 2012
На уроке дети впервые знакомятся со словом Божиим. Даются первые понятия, представления о Боге, значении Библии для человека. Урок – необычное путешествие в Слово Божие.
-
Урок-исследование поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" 2012
Осенью 2011 года исполнилось 190 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова. Урок-исследование поэмы "Кому на Руси жить хорошо" посвящен "любимому детищу" Некрасова. В процессе предварительной работы, а также на занятии, во время обмена информацией сделать выводы о том, как соотносятся реальные факты с вымыслом, какова роль художественной детали и насколько актуальна поэма сегодня.
-
Образ круга и его роль в рассказе В.Набокова "Круг". 11-й класс 2012
Урок входит в серию "Писатели русского зарубежья" и знакомит учащихся с особенностями творчества В.Набокова, с рассказом "Круг". Анализ текста "вслед за автором" помогает учащимся увидеть необычность художественной манеры писателя. Набоков не только пишет, но и учит читать по-новому.
-
Подготовка к ЕГЭ по литературе в средней школе 2012
Подготовка к сдаче экзамена по литературе в формате ГИА и ЕГЭ должна вестись уже с 5-го класса. В статье приведены некоторые виды практических работ для шестиклассников.
-
Пушкин и лицей 2012
Урок дает представление об исторических предпосылках открытия Царскосельского лицея, показывает, как лицей повлиял на формирование личности А.С. Пушкина.
-
Читательская конференция: "Писатель А.В. Костюнин и его произведения" 2012
Читательская конференция позволяет развивать способность самостоятельно анализировать прочитанное, формировать у детей навыки публичных выступлений, пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров, на богатом материале рассказов Костюнина воспитывать в учениках чувства гуманности, справедливости, активной жизненной позиции, сопричастности всему происходящему.
-
Сценарий проведения урока-презентации "Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество" 2012
Урок-презентация «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова» подготовлен для учащихся 5–7-х классов. Основные цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.П. Чехова; повысить интерес к творчеству писателя; развить познавательные и творческие способности учащихся; воспитать информационную культуру учеников.
-
Урок внеклассного ятения в 8-м классе по произведению Р.Брэдбери "Улыбка" 2012
В школьном курсе рассказ Р. Брэдбери «Улыбка» не изучается, хотя в этом произведении поднимается проблема варварства и вандализма. Презентация поможет учителям в работе.
-
Пространство и время в лирике А.А. Ахматовой 2012
Рассматривается проблема взаимоотношения личности и государства в творчестве А.А. Ахматовой, сопоставляются исторические события, факты биографии поэтессы и их отражение в ее произведениях.
-
Внеклассная работа: "Листая прошлого страницы. Античный театр" 2012
Проект может быть использован как при внеклассной работе, так и при изучении античной литературы в 9-м классе. Задачами работы является привлечение интереса учащихся к изучению литературы, истории, театрального искусства, развитие творческих способностей детей, их самостоятельности, умения работать в коллективе, обогащение словарного запаса учеников. Работая над проектом, учащиеся выявляют связь современного театра и античного, узнают истоки возникновения трех единств в литературе.
-
Урок литературы по повести И.С. Тургенева "Ася" "В душе у тебя цветет фиалка" 2012
В ходе урока по повести «Ася» И.С.Тургенева учащимся предлагается решение «проблемной» литературной задачи, способствующей глубокому раскрытию образов главных героев. Почему несчастливы г-н Н.Н. и Ася, хотя оба любят друг друга? Учащиеся делают свои «открытия»: г-н Н.Н. как бы «запаздывает во времени», а счастье уходит безвозвратно. Несовпадение во времени делает их счастье невозможным.
-
"Слово – полководец человечьей силы" В.Маяковский 2012
Обобщающий урок по работе со справочной литературой проводится в конце 9-го класса, дает возможность закрепить навыки работы со словарями и справочной литературой, разъясняет функции школьной библиотеки, позволяет учащимся осознать, что книги таят в себе много интересного. На уроке значительно расширяется кругозор детей, они взаимно обогащают друг друга. Урок сочетает в себе традиционную форму работы с книгой и ИКТ.
-
Урок-введение "Литература Восточной Сибири". 10-й класс 2012
Урок-введение готовит учащихся к изучению предмета регионального компонента по программе, разработанной учителем. Презентация к уроку погружает учащихся в мир литературы родного края, нацеливает на интересную плодотворную работу по курсу, пробуждает живой интерес к творчеству авторов.
-
Раскрытие литературных способностей учащихся на уроках литературы и во внеклассной деятельности 2012
В статье описаны методы развития литературных способностей учащихся, которые помогают выявлять творческие способности школьников.
-
Использование Интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы 2012
Цель: повышение качества обучения русскому языку и литературе, совершенствование уровня владения русским языком с расширением сферы межкультурного общения через Интернет-ресурсы. Сегодня в изучении литературы все чаще применяются современные технологии. На уроке ученики знакомятся с творчеством поэтессы Серебряного века А.Ахматовой.
-
Урок литературы "Ах, война, что ж ты сделала, подлая" (образ Пети Ростова на страницах романа "Война и мир") 2012
Статья содержит конспект урока литературы в 10-м классе по теме: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая». Важную роль в изучении романа-эпопеи играет анализ отдельных образов и эпизодов. Работа на уроке поможет десятиклассникам определить значение войны в жизни человека через анализ образа Пети Ростова. Урок сопровождается презентацией.
-
Программа "Искусство анализа художественного произведения" 2012
Цель: помочь учащимся в освоении и осмыслении анализа эпического, драматического и лирического произведения; отработать навыки анализа произведений.
-
Защита проекта "Загадка Тэффи" 2012
Проект учит принимать решения, брать ответственность на себя; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм. Требования к участникам: владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, юного художника и зрителя, владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, Интернет и др.
-
Урок литературы по теме "Рисование и литература. Рисунки Пушкина". 9-й класс 2012
Урок литературы в 9-м классе знакомит учащихся с творчеством Пушкина-художника. Объясняются такие понятия, как «набросок», «иллюстрация» к литературному произведению, учащиеся знакомятся с классификацией и спецификой пушкинского рисунка. Задачи урока: глубокое осмысление прочитанного через рисунок.
-
Урок развития речи "Остап и Андрий" 2012
Урок литературы в 6-м классе по программе М.Б. Ладыгина органично вписывается в систему занятий по развитию речи, систематизирует знания учащихся по теории литературы, закрепляет умение анализировать классические произведения, синтезировать и обобщать, развивает творческие способности учащихся, учит создавать оригинальные произведения.
-
Проблемы нравственного характера в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2012
Прошло уже более 170 лет, но роман А.С.Пушкина "Капитанская дочка" не потерял своей актуальности. Ведь выбор правильного пути любого человека состоит не в том, чтобы успеть вовремя перебежать из одного лагеря в другой, а в том, чтобы в любых условиях сохранить человеческое достоинство, гуманность, умение уважать и ценить жизнь других людей. Формированию таких нравственных понятий у школьников поможет изучение этого произведения.
-
Семантика имен собственных и их роль в романе в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2012
Цель урока – показать содержательную сторону имен собственных в художественном пространстве романа «Евгений Онегин», их роль в раскрытии характеров героев, осмыслении авторского замысла писателя и идеи произведения.
-
Развитие речи. Комплексный анализ текста. 8–9-е классы 2012
Учащиеся совершенствуют речь, рассуждение на заданную тему. Учатся анализировать текст, определяя тему, главную мысль, тип и стиль речи, способы связи в тексте. Получают представление о широкой теме и микротемах. Следует обратить внимание учащихся на роль эмоциональных слов в тексте, рисующих, выделяющих и оценочных прилагательных, глаголов в повествовании, текстуальных синонимов и другие средства выразительности речи.
-
Тема урока: "На рыбачьей тропе" (по произведениям Е.И. Носова "Белый гусь", "Живое пламя"). 5-й класс 2012
Цель урока: приобщение учащихся к сокровищницам литературы, воспитание интереса к творчеству курских писателей и поэтов, желание видеть красоту родного края, понимать язык природы и быть бережным ее защитником. Ученики знакомятся с творчеством Е.И. Носова. Учатся связывать прошлое с настоящим, испытывать любовь к Отечеству.
-
Урок-исследование "Путешествие по календарю" 2012
Цель урока: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений.
-
Эстетическое воспитание на уроках литературы 2012
Изучение произведений литературы должно сопровождаться различными видами искусства: музыкой, живописью, театром, кино. Цель эстетического воздействия литературы на молодое поколение – в духовном и нравственном росте молодых людей.
-
Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки. 1-й класс 2012
Внеклассное мероприятие дает возможность творчески раскрыться каждому ребенку, смело высказывать свои мысли, не боясь ошибиться.
-
Презентация к уроку литературы "Слово о полку Игореве". 9-й класс 2012
На 1-м уроке учащиеся знакомятся с жанрами древнерусской литературы, историей открытия, изучения и происхождения "Слова...", узнают об исторической основе памятника и оценке исторических событий современниками, а также авторстве "Слова о полку Игореве". На 2-м уроке рассматриваются сюжет и специфика образов "Слова...". Художественные особенности "Слова о полку Игореве": жанр, самобытность языка, образ автора, русской земли ‒ тема 3-го урока. Значению "Слова о полку Игореве" посвящен 4-й урок, на нем учащиеся готовятся к сочинению.