Цели:
- Найти в тексте мотивы, присущие всей поэзии М.Ю. Лермонтова и проследить их эволюцию.
- Разобраться в своеобразии лирического героя.
- Развить навык целостного анализа лирического произведения.
- Воспитать любовь и уважение к родной литературе.
Оборудование: проектор, сборники стихотворений поэта, портрет М.Ю. Лермонтова.
Ход урока
Слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами завершим работу по изучению лирики М.Ю. Лермонтова. Определим мотивы, характерные для всего его творчества, на основе анализа одного из последних стихотворений писателя. Охарактеризуем перемены, произошедшие с лирическим героем М.Ю. Лермонтова.
(Ученики записывают число, тему урока).
Прежде всего, обратимся к вашему домашнему заданию. Что вы можете сказать о теме поэта и поэзии в лирике Лермонтова?
Примерные ответы.
– Тема поэта и поэзии – одна из центральных в лирике Лермонтова, но взгляды его менялись по мере развития и углубления в творчестве реалистических тенденций. Молодой Лермонтов – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника. Мы выписали цитаты из стихотворений о лермонтовском поэте.
Поэт – «как демон с гордою душой», он «меж людей беспечный странник, для мира и небес чужой!». Поэт живёт своими мечтами, своими страданиями, которые недоступны толпе. Но уже в ранний период творчества М.Ю. Лермонтов ставит под сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта «ничтожной толпе людей». В стихотворении «О, полно извинять разврат» поэт воспевает свободу и не склоняется ни перед кем. Впервые в этом произведении возникает гордый и величественный образ, который найдёт яркое воплощение в стихотворениях зрелого периода.
– А каков долг поэта?
– Главный долг его – воспевать вольность. Лермонтов в зрелый период творчества видит в поэте не одинокого провидца, а пророка и гражданина. Такой образ нарисован в стихотворении «Поэт». В нём автор сближает образы поэта и кинжала. Лермонтов впервые образно высказывает мысль о том, что поэзия подобна оружию.
– Обратимся к теме сегодняшнего урока. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» написано в последний год жизни Лермонтова. Оно завершает предыдущие творческие поиски и открывает новые грани его таланта. Приложение 1.
(Выразительное чтение стихотворения учителем или заранее подготовленным учеником).
– Какие ассоциации возникли у вас при слушании этого стихотворения? Цвета, образы, звуки?
– Полная тишина, на дорогу, освещённую лунным светом, вышел человек. Сиянье звёзд, большой дуб.
– Действительно, в мыслях сразу же появляется определённая картинка. А можете ли вы назвать эти изображения пейзажными?
(Различные ответы учащихся учитель комментирует и уточняет).
– С одной стороны можно представить реальный пейзаж: тёмно-лиловое небо, луна, дуб, человек. Но скорее, это картины мыслей и чувств лирического героя. Это его внутренняя жизнь. Эти картины в его душе.
– А кто находится в центре стихотворения?
– В центре стихотворения – человек, образ лирического героя.
– Каков он? Какие чувства он испытывает?
– Лирический герой одинок. Но он испытывает чувство умиротворения, желание открыть тайны мироздания.
– Мотив одиночества уже встречался нам в поэзии Лермонтова. Вспомните стихотворения, в которых он использует этот мотив.
– Это такие стихи: «Одинок я – нет отрады», «Одиночество», «Парус», «Листок», «И скучно, и грустно». В этих стихотворениях чувство одиночества тягостное и трагичное.
– Есть ли ощущение трагизма в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»?
– Нет, напротив появляется надежда на счастье, примирение с миром и Богом, соединение с ним. Это уединение приведёт лирического героя к вечному.
– Но герой Лермонтова не всегда испытывал такие чувства. Ранней лирике присущ мотив богоборчества. Можно вспомнить поэму «Демон», стихотворение «Благодарность». Посмотрите на слайд, сравните. В каких отношениях с Богом лирический герой в этом стихотворении?
– Он смиряется перед величием Создателя, т.е. богоборческие мотивы сменяются смирением. Это смирение перед миром становится темой данного стихотворения.
– Обратимся к тексту. Найдите строки, которые подтверждают это смирение, какие средства художественной выразительности использует автор для изображения гармоничного мира?
– «Пустыня внемлет Богу»,– т.е. человек с благоговением принимает мир. Автор использует эпитеты: торжественно, чудно. Олицетворение: «звезда с звездою говорит». Здесь показано, что небо и земля слиты в единое, бесконечное пространство. А дорога – это символ движения, выхода в это пространство.
– Мы увидели, что мир гармоничен, а человек?
– Человека терзают вопросы о настоящем и прошлом. «Жду ль чего?», «Жалею ли о чём? Здесь автор использует риторические вопросы. Человек испытывает желание слиться с миром вечности, в гармонии с ним и с самим собой. Ради этого он отрекается от прошлого: «И не жаль мне прошлого ничуть», отказывается от земной мечты. Хочет «забыться и заснуть».
– Вот ещё один характерный мотив для Лермонтова – мотив сна. Можно вспомнить известное стихотворение «Сон». Но здесь сон приобретает иное значение. В этом стихотворении заснуть – не значит умереть. Сам герой говорит об этом, используя метафору: «Но не тем холодным сном могилы…»
Здесь сон – это вечная жизнь.
Какой образ появляется в конце стихотворения? Попробуйте вспомнить, что означает дуб в народном представлении?
– В конце стихотворения появляется образ дуба. В народном представлении дуб – это мировое дерево, соединяющее небо и землю. И здесь дуб соединяет человека и Бога, счастье и покой.
– Давайте систематизируем всё сказанное и подведём итог урока.
– Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова – особое. В нём синтезировались все характерные для его лирики мотивы, некоторые из них в новом ключе.
Это следующие мотивы:
– мотив одиночества меняется от тягостного к умиротворённому.
– трагический разлад с миром и Богом сменяется примирением, стремлением к гармоничному слиянию.
– мотив сна: сон не как смерть, а как вечная жизнь.
Стихотворение можно отнести к философской лирике. Поэт постигает гармонию и совершенство мира, он ощущает себя часть этого космоса.
– Молодцы! Спасибо вам за сотрудничество. Запишите домашнее задание: выучить наизусть 1 стихотворение М.Ю. Лермонтова, предварительно проанализировав его. Урок окончен!