Цели урока:
– познакомить учащихся с биографией
М.Горького;
– совершенствовать навыки анализа текста;
– создать содержательные и организационные
условия для развития у школьников критического
мышления.
Оборудование урока:
– фотографии М.Горького, его семьи,
иллюстрации к повести “Детство”;
– на доске записана тема урока и термины: псевдоним,
автобиография, художественная автобиография.
Домашнее задание к уроку:
Написать мини-сочинение или синквейн:
– Мое детство (1 группа);
– Детство Николеньки Иртеньева (2 группа);
– Детство Жени – героя рассказа И.Бунина
“Цифры” (3 группа);
– Вы разительное чтение наизусть стихотворения
И.Бунина “Детство” (индивидуальное задание);
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Вы разительное чтение учеником стихотворения И. Бунина “Детство”.
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна.
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
Слово учителя.
“Золотая пора детства”, детство – незабываемая, лучшая пора жизни человека – именно так чаще всего характеризуют начало жизни человека. Согласны ли вы с таким определением? Так ли оценивают его писатели?
Ученики читают свои творческие работы, выполненные дома.
Учитель резюмирует работы учащихся.
2. Знакомство с биографией М. Горького.
Сегодня учебная программа предлагает вам познакомиться с детскими страницами жизни еще одного русского писателя. Его псевдоним – Максим Горький. Такое литературное имя он придумал себе сам. На доске вы видите портрет этого человека. Как Вы думаете, каким было его детство?
Рис. 1
Рис. 2
Дети высказывают свои предположения.
Учитель предлагает в учебнике прочитать отрывки из автобиографии М. Горького и выписать ключевые слова, описывающие жизнь писателя (смерть отца и матери, дедушка, обучение грамоте, побег из семьи и работа, интерес к чтению, “свирепое желание учиться”).
Какое впечатление на вас произвело прочитанное? Выразите его 1-2 словами и запишите в тетрадь.
Какие чувства испытывал будущий писатель, будучи ребенком? Был ли он счастлив?
Свои детские впечатления Алексей Максимович передал в автобиографической повести “Детство”. Прежде чем прочитать первую главу, вспомните, чем автобиография отличается от художественной автобиографии?
Выскажите свои предположения о том, какие слова будут ключевыми в первой главе.
Свои предположения запишите в столбик в тетради, по ходу чтения отметьте, оправдались ли они знаками + или – (2-й столбик). В третий столбик выпишите ключевые слова художественного произведения.
3. Комментированное чтение 1 главы и беседа по вопросам.
Чтение первого абзаца.
Первые слова очень важны. Какое настроение задано первым предложением? Обратите внимание на глаголы. (запись в тетрадь – чувство тревоги, страха).
Чтение второго абзаца.
Какое слово ключевое? (бабушка)
Рис. 3
Горький – мастер портрета. Как описывает бабушку? Какая она? Какие художественные приемы он использует?
Какие слова повторяются несколько раз? (темная – светлая) Как называются эти слова (антонимы)
С чем связано темное? Красива ли бабушка внешне? (запись в тетради: темное – внешность, внешне некрасива)
Но откуда свет? (свет – изнутри, он в глазах, в улыбке, в душе; внутренняя красота и богатство)
В описании бабушки М.Горький использует свой любимый прием – антитезу. Темное и светлое – это противопоставление, благодаря которому создается портрет героини.
Как вы думаете, какую роль сыграет бабушка в жизни мальчика? Что привлекает Алешу в бабушке?
Чтение 3 абзаца (запись в тетрадь ключевых слов: бабушка – свет, ее бескорыстная любовь обогатила меня; трудная жизнь)
Чтение до слов “Мать редко выходила на палубу…” и запись ключевых слов (сказки).
Чтение до слов “Мать хмуро улыбалась”. Ключевое слово – мать. Почему не мама?
Урок подходит к концу, но произведение пока не дочитано. Но уже на основе прочтенного ответьте на вопрос урока: детство – счастливая пора в жизни Алеши Пешкова? Можете написать вывод в виде 2-3 предложений или сочинить синквейн “Детство”.
Учитель резюмирует ответы: Детство Алеши Пешкова было трудным и тревожным, но благодаря бабушке в нем были счастливые мгновения.
4. Домашнее задание.
Прочитать 1 и 2 главы. Продолжить записи в тетради. Написать сочинение-миниатюру “Темное и светлое в детстве Алеши” или синквейн “Детство”.