Урок литературы в 7-м классе "Детство – счастливая пора"

Разделы: Литература


Цели урока:

– познакомить учащихся с биографией М.Горького;
– совершенствовать навыки анализа текста;
– создать содержательные и организационные условия для развития у школьников критического мышления.

Оборудование урока:

– фотографии М.Горького, его семьи, иллюстрации к повести “Детство”;
– на доске записана тема урока и термины: псевдоним, автобиография, художественная автобиография.

Домашнее задание к уроку:

Написать мини-сочинение или синквейн:

– Мое детство (1 группа);
– Детство Николеньки Иртеньева (2 группа);
– Детство Жени – героя рассказа И.Бунина “Цифры” (3 группа);
– Вы разительное чтение наизусть стихотворения И.Бунина “Детство” (индивидуальное задание);

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Вы разительное чтение учеником стихотворения И. Бунина “Детство”.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна.
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

Слово учителя.

“Золотая пора детства”, детство – незабываемая, лучшая пора жизни человека – именно так чаще всего характеризуют начало жизни человека. Согласны ли вы с таким определением? Так ли оценивают его писатели?

Ученики читают свои творческие работы, выполненные дома.

Учитель резюмирует работы учащихся.

2. Знакомство с биографией М. Горького.

Сегодня учебная программа предлагает вам познакомиться с детскими страницами жизни еще одного русского писателя. Его псевдоним – Максим Горький. Такое литературное имя он придумал себе сам. На доске вы видите портрет этого человека. Как Вы думаете, каким было его детство?

Рис. 1

 

Рис. 2

Дети высказывают свои предположения.

Учитель предлагает в учебнике прочитать отрывки из автобиографии М. Горького и выписать ключевые слова, описывающие жизнь писателя (смерть отца и матери, дедушка, обучение грамоте, побег из семьи и работа, интерес к чтению, “свирепое желание учиться”).

Какое впечатление на вас произвело прочитанное? Выразите его 1-2 словами и запишите в тетрадь.

Какие чувства испытывал будущий писатель, будучи ребенком? Был ли он счастлив?

Свои детские впечатления Алексей Максимович передал в автобиографической повести “Детство”. Прежде чем прочитать первую главу, вспомните, чем автобиография отличается от художественной автобиографии?

Выскажите свои предположения о том, какие слова будут ключевыми в первой главе.

Свои предположения запишите в столбик в тетради, по ходу чтения отметьте, оправдались ли они знаками + или – (2-й столбик). В третий столбик выпишите ключевые слова художественного произведения.

3. Комментированное чтение 1 главы и беседа по вопросам.

Чтение первого абзаца.

Первые слова очень важны. Какое настроение задано первым предложением? Обратите внимание на глаголы. (запись в тетрадь – чувство тревоги, страха).

Чтение второго абзаца.

Какое слово ключевое? (бабушка)

 

Рис. 3

Горький – мастер портрета. Как описывает бабушку? Какая она? Какие художественные приемы он использует?

Какие слова повторяются несколько раз? (темная – светлая) Как называются эти слова (антонимы)

С чем связано темное? Красива ли бабушка внешне? (запись в тетради: темное – внешность, внешне некрасива)

Но откуда свет? (свет – изнутри, он в глазах, в улыбке, в душе; внутренняя красота и богатство)

В описании бабушки М.Горький использует свой любимый прием – антитезу. Темное и светлое – это противопоставление, благодаря которому создается портрет героини.

Как вы думаете, какую роль сыграет бабушка в жизни мальчика? Что привлекает Алешу в бабушке?

Чтение 3 абзаца (запись в тетрадь ключевых слов: бабушка – свет, ее бескорыстная любовь обогатила меня; трудная жизнь)

Чтение до слов “Мать редко выходила на палубу…” и запись ключевых слов (сказки).

Чтение до слов “Мать хмуро улыбалась”. Ключевое слово – мать. Почему не мама?

Урок подходит к концу, но произведение пока не дочитано. Но уже на основе прочтенного ответьте на вопрос урока: детство – счастливая пора в жизни Алеши Пешкова? Можете написать вывод в виде 2-3 предложений или сочинить синквейн “Детство”.

Учитель резюмирует ответы: Детство Алеши Пешкова было трудным и тревожным, но благодаря бабушке в нем были счастливые мгновения.

4. Домашнее задание.

Прочитать 1 и 2 главы. Продолжить записи в тетради. Написать сочинение-миниатюру “Темное и светлое в детстве Алеши” или синквейн “Детство”.