Цель: создать условия для формирования эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством.
Задачи:
- познакомиться с творчеством С. Есенина на уроках литературы и самостоятельно;
- написать сценарий мероприятия;
- составить мультимедийную презентацию;
- сшить костюмы участникам;
- оформить аудиторию
Ведущий. Здравствуйте, ребята!
Начинаем следующий сезон в нашей литературной
гостиной.
Есть некоторые изменения в нашем составе: мы
расстались с некоторыми членами нашего
творческого сообщества (они приобрели профессию
и ушли во взрослую жизнь), зато в наши ряды
влились не менее талантливые первокурсники.
Предлагаю начать наше очередное заседание.
Чтец___1_ (1 слайд)
Наш разговор в литературной гостиной посвящен
творчеству Сергея Александровича Есенина.
З октября 2010 года исполнилось115 лет со дня
рождения поэта. Он прожил короткую, но яркую
жизнь, в которой было место любви и успеху,
одиночеству и скитаниям. Его поэзия чиста, свежа
и голосиста.
Чтец__2___ (2 слайд)
Есенин не просто поэт божественного дарования,
предельной искренности, тончайшего лиризма. Ушли
в прошлое бытовавшие легенды о «последнем Леле»,
столь неточно и однобоко передававшие настрой
его многогранной музы. Ныне всё более
укрепляется представление о поэте как о крупном
социальном мыслителе, поэзия которого влияла на
формирование поколения нового ХХ столетия
Поэзия Есенина – источник глубоких раздумий над
многими социально-философскими проблемами:
история и революция, деревня и город, жизнь и
смерть, государство и народ, народ и отдельная
личность.
Ведущий. Золотой флейтой звучат сегодня его стихи, открывая нам самих себя, возвращая любовь к родному краю, чтобы мы её сохранили и передали следующим поколениям.
Чтец__3___ (3 слайд)
Эта философская глубина и пронзительный лиризм позволили нашему земляку Виктору Петровичу Астафьеву оставить нам не менее талантливый очерк «Есенина поют», который входит в сборник «Затеси»:
Играет баян («Над окошком месяц…»)
Чтец__4___
«Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел...» —
доносится из приемника. И от пальцев ног, рук,
от корешков волос, из каждой клеточки тела
поднимается к сердцу капелька крови, колет его,
наполняет слезами и горьким восторгом, хочется
куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого,
покаяться перед всем миром или забиться в угол
и выреветь всю горечь, какая только есть в
сердце, и ту, что пребудет еще в нем.
Голосистые женщины с тихим вздохом ведут и ведут
про месяц за окошком, про тальянку, что плачет за
околицей, и песнопевиц этих тоже жалко,
хочется утешить их, пожалеть, обнадежить.
Какая очищающая скорбь!
Чтец__5__
На дворе нету месяца. На дворе туман. Выдохнулся из земли, заполнил леса, затопил поляны, прикрыл реку — все утопло в нем. Дождливое нынче лето, полегли льны, упала рожь, не растет ячмень, овсы не вышли даже в трубку. И все туманы, туманы. Может, и бывает месяц, но не видно его, и спать на селе ложатся рано. И голоса единого не слышно. Ничего не слышно, ничего не видно, отдалилась песня от села, глохнет жизнь без нее.
Плачет тальянка, плачет.
«Дальний плач тальянки, голос одинокий...»
Чтец__6___
Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как мне сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.
Чтец__7___
Я часто чувствую его таким себе близким и
родным, что и разговариваю с ним во сне, называю
братом, младшим братом, грустным братом, и все
утешаю, утешаю его...
«За окошком месяц...» Тьма за окошком, пустые села
и пустая земля. Слушать здесь Есенина
невыносимо.
«Я и сам когда-то пел не уставая: где ты, моя
липа, липа вековая?» И в самом деле, где ты, наша
липа, липа вековая? Теплый очаг? Месяц? Родина моя,
Русь — где ты?
Чтец___8___
В старинном селе над Окой в селе Константинове
Рязанской губернии родился русский поэт Сергей
Александрович Есенин.
Совершим заочную экскурсию на его родину.
Слайды 4, 5, 6, 7, 8 (играет гитара)
Слайд 9 (песня матери)
Чтец___1___
Приезжая домой, Есенин возвращался в свою
молодость, о которой он так жалел и с которой так
не хотел расставаться. Здесь, на родине, его
ожидали радости, предчувствуемые им и нечаянные,
случайные, но оттого не менее волнующие. Он
обретал здесь спокойствие духа, и никто не мешал
ему оставаться наедине с самим собой.
И всё здесь замерло под знаком юности, облако, его
подхватившее, сохранило его нетленным.
Чтец__2____
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.
Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.
Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.
Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная морщь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
Комментатор слайдов 2
Все беды врачевали родные края
(Сергей Безруков, видео №4)
Чтец__3___
В Москве и Петербурге Есенина воспринимали как крестьянского Орфея, светлого, чистого певца России, деревни, плакучих ив, опавших клёнов и белых берёз, поэта «для хороших нежных девушек». И толпы девушек визжали на его выступлениях: «Душка Есенин!» Он же сам себя позже называл «божья дудка»: «Это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет».
Комментатор слайдов №1
Жизнь в Москве начиналась сложно: Сергей ушёл от отца, который служил в мясной лавке, и стал работать корректором в типографии Сытина. Здесь ему нравилось. Он изучал шрифты, печатные машины, был охоч до хорошей бумаги и всё мечтал, когда его книгу напечатают.
Комментатор слайдов №2
Рассылал свои стихи по журналам, но ответа не
получал. Настроение начинающего поэта было
угнетённое. И к удивлению, детский журнал «Мирок»
в январе 1914 года опубликовал «Берёзу».
Поэт много работал и обучался в Народном
университете. И вот однажды…
Слайд 10 (профессиональный поэт)
Комментатор слайдов №1
Звезда поэта разгоралась всё ярче… Есенину открывается власть поэзии…
Слайд 11 (признание и 1-я мировая война)
Слайд 12 (стихи для императрицы)
Комментатор слайов №2
В одном из писем он писал:»Москва – это
бездушный город, и все, кто рвётся к солнцу и
свету, бегут из неё. Москва не есть двигатель
литературного развития, а она всем пользуется
готовым из Петербурга».
Москва обернулась своей негативной стороной.
Послушаем голос самого поэта.
Слайд 13 (голос Есенина)
Комментатор слайдов №1
Есенин раскрывает тайны своей поэтической мастерской
Слайд 14
Комментатор слайдов №2
Теперь становится понятным обилие образов деревьев в поэзии Есенина.
Слайд 15
Сергей Безруков (видео №1)
Сергей Безруков (видео №2)
Комментатор слайдов №1
Растущее под окном дерево он увидел в торжественном наряде, в благоговейной тишине и, главное, в признаках неторопливой, но вечной, нетленной, беспрерывно обогащающей себя жизни.
Чтец___5___
Слайд 16
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Чтец___6___
Летом 1921 года в Москву по приглашению наркома просвещения прибыла из Америки на гастроли знаменитая танцовщица Айседора Дункан. Приглашение совпало с её собственным желанием побывать в Советской России, помочь стране развивать своё молодое искусство. Артистка намеревалась не только давать концерты, но и основать в Москве танцевальную школу, в которой хотела обучать советских детей.
Чтец___7___
Приехать в большевистскую Москву с намерением бескорыстно отдать ей свой талант мог человек лишь незаурядный. Долгие годы восторженно относился к ней Станиславский. И разве Есенин не мог не почувствовать её обаяние?
Чтец____8___
Для московских гастролей Дункан приготовила специальный танец «Интернационал», исполняя его с необычной экспрессией. Её выступления имели громадный успех. В бывшем барском особняке на Пречистенке была открыта студия, в которой она учила танцу ребят.
Чтец___1___
Есенин познакомился с Айседорой Дункан в один из осенних дней 1921 года. Его захватило необычайное искусство танцовщицы, её темперамент, обаяние её личности Ответное чувство к поэту возникло и у неё.
Слайд 17 Видео (А.Дункан)
Чтец____2__
Контракт артистки заканчивался в мае 1922 года, и она должна была выехать на гастроли в Европу и Соединённые Штаты Америки. Есенин женился на Дункан и решил ехать вместе с ней.
Чтец____3__
За два года жизни на чужбине как будто кто-то лишил его воли и дара слова, закрылись небеса вдохновения, поток музыки наткнулся на преграду…
Чтец__4___
Из горьких слов сплету венок –
Душою выстрадано слово.
Чтец___5___
Есенин с большой неохотой вспоминал свою поездку в Европу и Америку. От случайных его фраз остается впечатление о большой, мучительной одолевшей его там тоске. Вот лишь некоторые строки из тех давних писем поэта на родину: “Родные мои! Хорошие! Что сказать мне об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет. Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. Я даже книг не захотел издавать здесь, несмотря на дешевизну бумаги. Никому здесь это не нужно”.
Сергей Безруков (видео №3)
Чтец___6___
Его поэзия наполнена лучезарностью, талант мощно взметает в небо своё пламя и парит среди звёзд… Потоки слов струятся в своём исконном могуществе… Условие одно: жизнь на Родине.
Слайд 18
Чтец__7_____
Сонет
Я плакал на заре, когда померкли дали,
Когда стелила ночь росистую постель,
И с шепотом волны рыданья замирали,
И где-то вдалеке им вторила свирель.
Сказала мне волна: «Напрасно мы тоскуем», —
И, сбросив, свой покров, зарылась в берега,
А бледный серп луны холодным поцелуем
С улыбкой застудил мне слезы в жемчуга.
И я принес тебе, царевне ясноокой,
Кораллы слез моих печали одинокой
И нежную вуаль из пенности волны.
Но сердце хмельное любви моей не радо...
Отдай же мне за все, чего не надо,
Отдай мне поцелуй за поцелуй луны.
Чтец__8___
Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!
Шапки долой, Россия!
Есенина поют!
Слайд 19 (Группа «Яхонт» исполняет песню «Над окошком месяц…»
Слайд 20 (памятник С. Есенину)
Чтец__1_____
Еще не поросли тропинки,
Что слышали твои шаги,
И материнскою косынкой
Еще пестрят березняки.
И говор леса, говор дола,
И говор горлинок в лугах
Зовут тебя к родному дому,
Счастливого или в слезах.
Чтец____2___
Все ждет тебя, все ждет, не веря,
Что за тобой уж столько лет,
Как наглухо закрыты двери
На этот самый белый свет.
Ты нам оставил столько сини!
А сам ушел, как под грозой,
Оставшись на лице России
Невысыхающей слезой...
Ведущий. На этой щемящей ноте мы и
заканчиваем сегодняшний разговор о золотой
флейте России.
Обязательно расскажите на классных часах об этом
мероприятии, а мы обсудим все хорошие стороны
нашей встречи те моменты, которые, по вашему
мнению, нам не удались
Встреча, как всегда, в среду в 14.00.
Всем спасибо, до свидания.
Используемая литература.
- В.П.Астафьев. Эссе « Есенина поют».
- С.А.Есенин. Стихи.