Сценарий литературной гостиной "Золотая флейта России"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: создать условия для формирования эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством.

Задачи:

  • познакомиться с творчеством С. Есенина на уроках литературы и самостоятельно;
  • написать сценарий мероприятия;
  • составить мультимедийную презентацию;
  • сшить костюмы участникам;
  • оформить аудиторию

Ведущий. Здравствуйте, ребята!
Начинаем следующий сезон в нашей литературной гостиной.
Есть некоторые изменения в нашем составе: мы расстались с некоторыми членами нашего творческого сообщества (они приобрели профессию и ушли во взрослую жизнь), зато в наши ряды влились не менее талантливые первокурсники.
Предлагаю начать наше очередное заседание.

Чтец___1_ (1 слайд)

Наш разговор в литературной гостиной посвящен творчеству Сергея Александровича Есенина.
З октября 2010 года исполнилось115 лет со дня рождения поэта. Он прожил короткую, но яркую жизнь, в которой было место любви и успеху, одиночеству и скитаниям. Его поэзия чиста, свежа и голосиста.

Чтец__2___ (2 слайд)

Есенин не просто поэт божественного дарования, предельной искренности, тончайшего лиризма. Ушли в прошлое бытовавшие легенды о «последнем Леле», столь неточно и однобоко передававшие настрой его многогранной музы. Ныне всё более укрепляется представление о поэте как о крупном социальном мыслителе, поэзия которого влияла на формирование поколения нового  ХХ столетия
Поэзия Есенина – источник глубоких раздумий над многими социально-философскими проблемами: история и революция, деревня и город, жизнь и смерть, государство и народ, народ и отдельная личность.

Ведущий. Золотой флейтой звучат сегодня его стихи, открывая нам самих себя, возвращая любовь к родному краю, чтобы мы  её сохранили и передали следующим поколениям.

Чтец__3___ (3 слайд)

Эта философская глубина и пронзительный лиризм позволили нашему земляку Виктору Петровичу Астафьеву  оставить нам не менее талантливый очерк «Есенина поют», который входит в сборник «Затеси»:

Играет баян («Над окошком месяц…»)

Чтец__4___

«Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел...» — доносится из приемника. И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая только есть в сердце, и ту, что пребудет еще в нем.
Голосистые женщины с тихим вздохом ведут и ведут про месяц за окошком, про тальянку, что плачет за околицей, и песнопевиц этих тоже жалко, хочется утешить их, пожалеть, обнадежить.
Какая очищающая скорбь!

Чтец__5__ 

На дворе нету месяца. На дворе туман. Выдохнулся из земли, заполнил леса, затопил поляны, прикрыл реку — все утопло в нем. Дождливое нынче лето, полегли льны, упала рожь, не растет ячмень, овсы не вышли даже в трубку. И все туманы, туманы. Может, и бывает месяц, но не видно его, и спать на селе ложатся рано. И голоса единого не слышно. Ничего не слышно, ничего не видно, отдалилась песня от села, глохнет жизнь без нее.

Плачет тальянка, плачет.

«Дальний плач тальянки, голос одинокий...»

Чтец__6___ 

Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как мне сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.

Чтец__7___

Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его...
«За окошком месяц...» Тьма за окошком, пустые села и пустая земля. Слушать здесь Есенина невыносимо. 
«Я и сам когда-то пел не уставая: где ты, моя липа, липа вековая?» И в самом деле, где ты, наша липа, липа вековая? Теплый очаг? Месяц? Родина моя, Русь — где ты?

Чтец___8___

В старинном селе над Окой в селе Константинове Рязанской губернии родился русский поэт Сергей Александрович Есенин.
Совершим заочную экскурсию на его родину.

Слайды 4, 5, 6, 7, 8 (играет гитара)
Слайд 9 (песня матери)

Чтец___1___

Приезжая домой, Есенин возвращался в свою молодость, о которой он так жалел и с которой так не хотел расставаться. Здесь, на родине, его ожидали радости, предчувствуемые им и нечаянные, случайные, но оттого не менее волнующие. Он обретал здесь спокойствие духа, и никто не мешал ему оставаться наедине с самим собой.
И всё здесь замерло под знаком юности, облако, его подхватившее, сохранило его нетленным.

Чтец__2____

Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.

Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.

Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.

Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.

Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная морщь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.

Комментатор слайдов 2

Все беды врачевали родные края

(Сергей Безруков, видео №4)

Чтец__3___

В Москве и Петербурге Есенина воспринимали как крестьянского Орфея, светлого, чистого певца России, деревни, плакучих ив, опавших клёнов и белых берёз, поэта «для хороших нежных девушек». И толпы девушек визжали на его выступлениях: «Душка Есенин!» Он же сам себя позже называл «божья дудка»: «Это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет».

Комментатор слайдов №1

Жизнь в Москве начиналась сложно: Сергей ушёл от отца, который служил в мясной лавке, и стал работать корректором  в типографии Сытина. Здесь ему нравилось. Он изучал шрифты, печатные машины, был охоч до хорошей бумаги и всё мечтал, когда его книгу напечатают.

Комментатор слайдов  №2

Рассылал свои стихи по журналам, но ответа не получал. Настроение начинающего поэта было угнетённое. И к удивлению, детский журнал «Мирок» в январе 1914 года опубликовал «Берёзу».
Поэт много работал и обучался в Народном университете. И вот однажды…

Слайд 10 (профессиональный поэт)

Комментатор слайдов №1

Звезда поэта разгоралась всё ярче… Есенину открывается власть поэзии…

Слайд 11 (признание и 1-я мировая война)

Слайд 12 (стихи для императрицы)

Комментатор слайов №2

В одном из писем он писал:»Москва – это бездушный город, и все, кто рвётся к солнцу и свету, бегут из неё. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга».
Москва обернулась своей негативной стороной.
Послушаем  голос самого поэта.

Слайд 13 (голос Есенина)

Комментатор слайдов №1

Есенин раскрывает тайны своей поэтической мастерской

Слайд 14

Комментатор слайдов №2

Теперь становится понятным обилие образов деревьев в поэзии Есенина.

Слайд 15
Сергей Безруков (видео №1)
Сергей Безруков (видео №2)

Комментатор слайдов №1

Растущее под окном дерево он увидел в торжественном наряде, в благоговейной тишине и, главное, в признаках неторопливой, но вечной, нетленной, беспрерывно обогащающей себя жизни.

Чтец___5___

Слайд 16

БЕРЕЗА

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Чтец___6___

Летом  1921 года в Москву по приглашению наркома просвещения прибыла из Америки на гастроли знаменитая танцовщица Айседора Дункан. Приглашение совпало с её собственным желанием побывать в Советской России, помочь стране развивать своё молодое искусство. Артистка намеревалась не только давать концерты, но и основать в Москве танцевальную школу, в которой хотела обучать советских детей.

Чтец___7___

Приехать в большевистскую Москву с намерением бескорыстно отдать ей свой талант мог  человек лишь незаурядный. Долгие годы восторженно относился к ней Станиславский. И разве Есенин не мог не почувствовать её обаяние?

Чтец____8___

Для московских гастролей Дункан приготовила специальный танец «Интернационал», исполняя его с необычной экспрессией. Её выступления имели громадный успех. В бывшем барском особняке на Пречистенке была открыта студия, в которой она учила танцу ребят.

Чтец___1___

Есенин познакомился с Айседорой Дункан в один из осенних дней 1921 года. Его захватило необычайное искусство танцовщицы, её темперамент, обаяние её личности Ответное чувство к поэту возникло и у неё.

Слайд 17 Видео (А.Дункан)

Чтец____2__

Контракт артистки заканчивался в мае 1922 года, и она должна была выехать на гастроли в Европу и Соединённые Штаты Америки. Есенин женился на Дункан и решил ехать вместе с ней.

Чтец____3__

За два года жизни на чужбине как будто кто-то лишил его воли и дара слова, закрылись небеса вдохновения, поток музыки наткнулся на преграду…

Чтец__4___

Из горьких слов сплету венок –
Душою выстрадано слово.

Чтец___5___

Есенин с большой неохотой вспоминал свою поездку в Европу и Америку. От случайных его фраз остается впечатление о большой, мучительной одолевшей его там тоске. Вот лишь некоторые строки из тех давних писем поэта на родину: “Родные мои! Хорошие! Что сказать мне об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет. Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. Я даже книг не захотел издавать здесь, несмотря на дешевизну бумаги. Никому здесь это не нужно”.

Сергей Безруков (видео №3)

Чтец___6___

Его поэзия наполнена лучезарностью, талант мощно взметает в небо своё пламя и парит среди звёзд… Потоки слов струятся в своём исконном могуществе… Условие одно: жизнь на Родине.

Слайд 18

Чтец__7_____

Сонет

Я плакал на заре, когда померкли дали,
Когда стелила ночь росистую постель,
И с шепотом волны рыданья замирали,
И где-то вдалеке им вторила свирель.
Сказала мне волна: «Напрасно мы тоскуем», —
И, сбросив, свой покров, зарылась в берега,
А бледный серп луны холодным поцелуем
С улыбкой застудил мне слезы в жемчуга.
И я принес тебе, царевне ясноокой,
Кораллы слез моих печали одинокой
И нежную вуаль из пенности волны.
Но сердце хмельное любви моей не радо...
Отдай же мне за все, чего не надо,
Отдай мне поцелуй за поцелуй луны.

Чтец__8___

Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!

Шапки долой, Россия!

Есенина поют!

Слайд 19 (Группа «Яхонт» исполняет песню «Над окошком месяц…»

Слайд 20 (памятник С. Есенину)

Чтец__1_____

Еще не поросли тропинки, 
Что слышали твои шаги,
И материнскою косынкой 
Еще пестрят березняки.
И говор леса, говор дола,
И говор горлинок в лугах 
Зовут тебя к родному дому,
Счастливого или в слезах.

Чтец____2___

Все ждет тебя, все ждет, не веря, 
Что за тобой уж столько лет, 
Как наглухо закрыты двери
На этот самый белый свет. 
Ты нам оставил столько сини! 
А сам ушел, как под грозой, 
Оставшись на лице России 
Невысыхающей слезой...

Ведущий. На этой щемящей ноте мы и заканчиваем сегодняшний разговор о золотой флейте России.
Обязательно расскажите на классных часах об этом мероприятии, а мы обсудим все хорошие стороны нашей встречи те моменты, которые, по вашему мнению, нам не удались
Встреча, как всегда, в среду в 14.00.
Всем спасибо, до свидания.

Используемая литература.

  1. В.П.Астафьев. Эссе « Есенина поют».
  2. С.А.Есенин. Стихи.