Цель: обобщение знаний учащихся о жизни и творчестве Крылова.
Оборудование:
- Портрет писателя.
- Карточки с заданиями для групп.
- Изображения животных.
- Басни Крылова.
- Толковые словари.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Тема урока - задание 1.
У каждой команды в конверте лежат изображения животных и предметов.
Задание: Рассмотрите изображения и найдите 1 лишнее животное или 1 лишний предмет.
I команда: осел, козел, медведь, мартышка, зеркало.
II команда: лебедь, рак, щука, лиса.
III команда: обезьяна, медведь, зеркало, очки.
Учащиеся рассматривают изображения, выбирают лишнее и объясняют свой выбор (это герои басен Крылова).
Далее учитель раздаёт каждой команде "фон" (лист А3, на котором изображён фон к басне), учащиеся прикрепляют выбранные изображения и, выбрав правильное название басни, прикрепляют к доске.
Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Правильно, сегодня на уроке мы обобщим наши знания о жизни и творчестве Ивана Андреевича Крылова (на доске вывешивается портрет, ФИО и годы жизни писателя).
3. Работа в группах:
Задание 2:
В течение нескольких уроков мы знакомились с творчеством писателя, на предыдущих уроках вы, по командам, занимались исследовательской работой на тему: "И. А. Крылов".
Рассказ о Крылове - подготовленные учащиеся от каждой команде по очереди выступают с заданием. Во время выступлений на доске появляются поясняющие записи и иллюстрации.
Задание 3:
"Собери басни" (см. приложение)
Возьмите карточку с № 3. Задание: найдите, какой ответ соответствует вопросу (можно усложнить: из какой басни эти отрывки?)
4. Физ. минутка - пантомима.
Представители от команд вытягивают по одному листочку с названием басни и вместе с командой инсценируют её.
I команда - "Стрекоза и Муравей".
II команда - "Зеркало и Обезьяна".
III команда - " Ворона и Лисица".
5. Работа в группах:
Задание 4:
"Центон" (любой центон по басням Крылова, которые изучи учащиеся)
Каждая команда определяет из каких басен составлен центон.
Задание 5:
Ребята, что такое басня? (ответы учащихся). Давайте прочитаем определение басни в словаре. Учитель читает определение басни из словаря: басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и т.д.
У каждой команды на столе - толковый словарь, басня в книге "Басни Крылова" и одно из слов: мораль, юмор или сатира.
Задание: 1. Найдите определение этого слова в словаре.
2. Каким образом это слово подходит басне? Почему?
(доказать словами из басни)
Мораль - "Петух и жемчужное зерно", юмор - "Мартышка и очки", сатира - "Зеркало и Обезьяна"
6. Подведение итогов.
- Что нового узнали?
-Каждой команде выдаются листочки с фамилиями. Задание: оцените работу каждого члена своей команды от 1 до 5 баллов.