Урок-обобщение по литературному чтению "И.А. Крылов "Басни"". 4-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 4


Цель: обобщение знаний учащихся о жизни и творчестве Крылова.

Оборудование:

  • Портрет писателя.
  • Карточки с заданиями для групп.
  • Изображения животных.
  • Басни Крылова.
  • Толковые словари.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Тема урока - задание 1.

У каждой команды в конверте лежат изображения животных и предметов.

Задание: Рассмотрите изображения и найдите 1 лишнее животное или 1 лишний предмет.

I команда: осел, козел, медведь, мартышка, зеркало.

II команда: лебедь, рак, щука, лиса.

III команда: обезьяна, медведь, зеркало, очки.

Учащиеся рассматривают изображения, выбирают лишнее и объясняют свой выбор (это герои басен Крылова).

Далее учитель раздаёт каждой команде "фон" (лист А3, на котором изображён фон к басне), учащиеся прикрепляют выбранные изображения и, выбрав правильное название басни, прикрепляют к доске.

Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Правильно, сегодня на уроке мы обобщим наши знания о жизни и творчестве Ивана Андреевича Крылова (на доске вывешивается портрет, ФИО и годы жизни писателя).

3. Работа в группах:

Задание 2:

В течение нескольких уроков мы знакомились с творчеством писателя, на предыдущих уроках вы, по командам, занимались исследовательской работой на тему: "И. А. Крылов".

Рассказ о Крылове - подготовленные учащиеся от каждой команде по очереди выступают с заданием. Во время выступлений на доске появляются поясняющие записи и иллюстрации.

Задание 3:

"Собери басни" (см. приложение)

Возьмите карточку с № 3. Задание: найдите, какой ответ соответствует вопросу (можно усложнить: из какой басни эти отрывки?)

4. Физ. минутка - пантомима.

Представители от команд вытягивают по одному листочку с названием басни и вместе с командой инсценируют её.

I команда - "Стрекоза и Муравей".

II команда - "Зеркало и Обезьяна".

III команда - " Ворона и Лисица".

5. Работа в группах:

Задание 4:

"Центон" (любой центон по басням Крылова, которые изучи учащиеся)

Каждая команда определяет из каких басен составлен центон.

Задание 5:

Ребята, что такое басня? (ответы учащихся). Давайте прочитаем определение басни в словаре. Учитель читает определение басни из словаря: басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и т.д.

У каждой команды на столе - толковый словарь, басня в книге "Басни Крылова" и одно из слов: мораль, юмор или сатира.

Задание: 1. Найдите определение этого слова в словаре.

2. Каким образом это слово подходит басне? Почему?

(доказать словами из басни)

Мораль - "Петух и жемчужное зерно", юмор - "Мартышка и очки", сатира - "Зеркало и Обезьяна"

6. Подведение итогов.

- Что нового узнали?

-Каждой команде выдаются листочки с фамилиями. Задание: оцените работу каждого члена своей команды от 1 до 5 баллов.

Приложение.