Цели мероприятия:
- Продолжить знакомство с важными вехами жизни поэта Николая Рубцова;
- Пробудить интерес, ввести в духовный мир поэзии Николая Рубцова;
- Проанализировать отдельные стихотворения, вызвать на беседу;
- Приобщение к духовной культуре и воспитание любви к Родине.
Подготовка и проведение пресс-конференции.
Предварительно с учащимися проводится беседа, в которой учитель кратко знакомит сосновными фактами жизни. Объясняет, как будет проходить урок или мероприятие.Рекомендует учащимся литературу для чтения, предлагает почитать стихи поэта. Подумать над темами, которые освещал поэт. Выучить понравившееся стихотворение наизусть. Ответить на вопросы: “Что заинтересовало в поэзии Николая Рубцова? О чем заставили задуматься стихи?”
Учащиеся распределяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к пресс-конференции.
1 группа учащихся. Назовем их ведущими (исследователями
творчества). Они изучают факты жизни поэта,
отбирают материал для сценария.
2 группа учащихся. Чтецы. Подбирают
стихотворения, читают наизусть.
3 группа учащихся. Художники-оформители.
Выпускают газету, подбирают музыкальное
сопровождение. Пишут плакаты с цитатами.
4 группа учащихся. Журналисты (двое
учащихся). Освещают ход пресс-конференции.
Пишут небольшие заметки, которые в конце
зачитываются.
5 группа учащихся. Библиотекари (двое
учащихся). Готовят обзор книг о поэте и его
сборников стихов.
6 группа учащихся. Корреспонденты (двое
учащихся). Заранее готовят вопросы о жизни и
творчестве поэта и задают их участникам.
Если проводится урок, назначается учащийся, который осуществляет контроль за проведением пресс-конференции. В конце урока он оценивает и рецензирует работу каждого участника.
Оформление пресс-конференции.
Выставка книг и сборников стихотворений, записи песен, плакат:
Портрет.
Николай Михайлович Рубцов. (1963-1971)
… За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью…
Газета, посвященная творчеству поэта.
Плакаты с цитатами о творчестве.
Для участников пресс-конференции выделены места за отдельными столами с карточками-названиями. В центре класса учитель-ведущий и корреспонденты учащиеся.
Сценарий проведения пресс-конференции.
Ведущий учитель: Сегодня мы проводим пресс-конференцию: “Встреча с поэтом Николаем Рубцовым”, на которой присутствуют корреспонденты и гости.
Исследователи творчества (ведущие) и чтецы отвечают на вопросы корреспондентов, они сидят за столиками №1, №2.
За столиком №3 – художники-оформители
(называет имена), которые оформляли газету и
плакаты.
За столиком №4 – журналисты. Они осветят ход
пресс-конференции и поделятся своими заметками.
За столом №5 – библиотекари, которые подготовили
выставку и познакомят нас с обзором литературы
по теме.
(Тихо звучит песня на слова Николая Рубцова “В горнице”. После первого куплета музыка смолкает).
Чтец 1:
Я так люблю осенний лес,
Над ним – сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой осенний свист,
Но, превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать: - Я был в лесу листом!
Сказать: - Я был в лесу дождем!
Поверьте мне: я чист душою…
(“Доволен я буквально всем…”)
Цели пресс-конференции.
Ведущий учитель: Мы не можем пригласить поэта Н.М.Рубцова для беседы, поэтому пройдем вместе с вами его жизненной поэтической дорогой, часть жизни которого связана с Ленинградской землей, с Приютино. Вслушаемся в его слово, откроем для себя поэта с пронзительным голосом и высокою душою гражданина и патриота.
Корреспондент 1: Через какие потери довелось пройти Коле Рубцову в детстве?
Ведущий 1: Он несколько дней не дожил до 35 лет. 3 января 2011 года ему исполнилось бы только 75 лет! А родился Н.М.Рубцов в 1936 году в поселке Елецк Архангельской области, был 5 ребенком в семье. Вскоре его родители (отец был партийным, участвовал в коллективизации) переехали в Тотемский район Вологодской области. Мать умерла рано, в 1942 году, но совсем осиротила мальчишку война. Отец получает повестку на фронт. С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова. Через год его разлучили с братом и отправили в Никольский детский дом. Никольское, где он окончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он своей родиной.
Корреспондент 2: Есть ли пример, что стихи поэта являлись иллюстрацией к его воспоминаниям?
Ведущий 2: Да, в качестве примера можно назвать стихотворение “Русский огонек”, которое помогает оценить тепло человеческой души. Сюжет предельно прост: путника пускают в дом снежной одинокой ночью, дают теплую одежду, привечают неторопливой беседой.
Автор через 20 лет, вспоминая детдомовские годы, напишет: “а мы по утрам, замерзая в своих плохеньких одеждах, пробирались сквозь мороз и сугробы к родной школе. Там нас встречала Нина Ильинична и заботилась о нас, как только могла…
Все мы тогда испытывали острый недостаток школьных принадлежностей. Даже чернил не было. Бумаги не было тоже. Нина Ильинична учила нас изготовлять чернила из сажи. А тетради для нас делала из своих книг. И мы с великим прилежанием выводили буквы по этим пожелтевшим страницам на уроках чистописания.
По вечерам зимой рано темнело, завывали в темноте сильные ветры. И Нина Ильинична часто провожала учеников из школы. Долго по вечерам горел в ее окне свет, горел озабоченно и трепетно, как сама ее добрая душа. И никто из нас не знал, что в жизни у нее случилось большое горе: погиб на фронте муж…”
(Коняев Н. “Путник на краю поля”)
Чтец 3:
Погружены в томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели.
Оцепенели маленькие ели,
И было небо темное, без звезд.
Какая глушь! Я был один живой
Один живой в бескрайнем мертвом поле!
Вдруг тихий свет (пригрезившийся что ли?)
Мелькнул в пустыне, как сторожевой…
Я был совсем как снежный человек,
Входя в избу (последняя одежда!),
И услыхал, отряхивая снег:
– Вот печь для вас и теплая одежда… –
Потом хозяйка слушала меня,
Но в тусклом взгляде
Жизни было мало,
И неподвижно сидя у огня,
Она совсем, казалось, задремала…
Ведущий учитель:
Какие мысли, чувства, воспоминания появляются, когда вы слышите эти строки? О чем заставляют задуматься?
– О тяжелом военном и сиротском детстве поэта.
– Чувство одиночества.
– Чувство пути, движения. Путник пришел и
отправился дальше.
– Заинтересованность о судьбах народа.
– Чувство сопричастности, благодарности за
доброе дело.
Корреспондент 1: Как судьба привела Николая Рубцова к морю: морской профессии и службе?
Ведущий 3: Откуда у мальчишки, выросшего среди полей и лесов, возникла необъяснимая любовь к морю, которого никогда не видел? Возможно, слышал о знаменитом земляке Кускове, который сто лет назад основал “Форт-Росс” в Калифорнии. В 1950 году отправляется в Ригу, после окончания семилетки, поступать в мореходное училище. Но документы не приняли – не исполнилось 15 лет. Через 2 года приезжает в Архангельск, где не сразу попадает кочегаром на рыболовное судно.
Чтец 4:
Никем по свету не гонимый,
Я в этот порт явился сам
В своей любви необъяснимой
К полночным северным судам.
Ведущий 4: Работа на тральщике оказалась для него, чье детство выпало на голодные годы войны, непосильной. В 1955 году он приезжает к брату Альберту Михайловичу в Приютино под Ленинградом. Жил в общежитии усадьбы Приютино, которое располагалось во флигеле, работал на полигоне слесарем. Здесь встретился со своей первой любовью.
Чтец 4:
И дубы вековые над нами
Оживленно листвою трясли.
И со струн под твоими руками
Улетали на юг журавли…
(Звучит песня А.Барыкина “Букет” на стихи Николая Рубцова “Я буду долго гнать велосипед”).
Корреспондент 1: Когда состоялось рождение поэта Николая Рубцова? Можно ли назвать точную дату?
Ведущий 7: Как происходит неуловимый поворот, превращающий рядового сочинителя в настоящего поэта, односложно ответить нельзя. В 1963-1964 годах были опубликованы в журнале “Октябрь” стихи, которые заметили и читатели, и соратники по литературному институту:
“Я буду скакать по холмам задремавшей
отчизны…”
“Тихая моя родина”
“Звезда полей”
“Видения на холме”
“Русский огонек”
“Памяти матери”
Впоследствии они стали хрестоматийными, многие – шедеврами русской лирики.
Стихотворение “Видение на холме” родилось после поездки на Вологодчину. Задумывалось как чисто историческое, но, обращаясь к России, поэт вдруг ощутил в себе силу родной земли, и голос его разросся, обретая привычные нам рубцовские интонации.
Чтец 5:
Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы…–
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю на век, до вечного покоя…
Ведущий 7: Голос рос, становился неподвластным самому поэту, словно это не голос Рубцова, а голос самой земли. Продолжая некрасовские и блоковские традиции, поэт говорит о современных бедах, выпавших его родине в период хрущевского лихолетья.
Чтец 5:
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы,
Они несут на флагах черный крест.
Ведущий 7: В “Виденьях на холме” можно обнаружить характерные для зрелого Рубцова образы и интонации, восприятие мира, понимание русской судьбы. Прошлое, настоящее и будущее существуют в его стихах одновременно.
Ведущий 8: “Немало разных див” повидал Рубцов в своих странствиях по нашей земле, и все же тянуло на родину, домой, любое напоминание возвращало туда, вызывало щемящую тоску и понимание, что родина – точка отсчета всего в твоей жизни:
Чтец 6:
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез…
(“Березы”)
Ведущий 8: Каждому, кто хоть раз уезжал из отчего дома, кто помнит тепло материнских рук, понятны чувства, переданные в стихотворении “Тихая моя родина”.
Чтец 6:
Тихая моя родина
Я ничего не забыл.
Школа моя деревянная!
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную казнь.
Ведущий учитель:
– О чем заставляет задуматься стихотворение
“Тихая моя родина”?
– Почему его можно читать только тихо и
проникновенно?
– Какие чувства и образы всплывают в вашей
памяти? Какие картины Родины видите вы?
(Учитель вызывает на беседу, в которой учащиеся делятся своими впечатлениями).
Корреспондент 2: Что можно сказать о музыкальности поэта Николая Михайловича?
Ведущий 11: Стихи Николая Рубцова мелодичны и напевны, к ним обращаются композиторы, и тогда рождаются удивительные по задушевности песни.
(Звучит песня на слова Н.Рубцова “В горнице” в исполнении И. Капуро).
Ведущий 11: Критик Селезнев писал: “Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: их не нужно перекладывать на музыку, ее нужно улавливать в них, слышать ее”. Многие стихи его – это песни в их эпическом смысле. Вслушаемся в музыку хотя бы этих строк:
Чтец 8:
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные клики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…
Широко на Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц.
Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полет этих гордых прославленных птиц.
Широко на Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот, и утраты знобящих полей –
Это выразят все, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей…
Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли – сиротеют душа и природа
Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их…
Заключение.
Ведущий учитель: Поэзия всегда была инструментом, воспитывающим душу и чувства гражданина. Задача читателя – еще и еще раз приникать к чистому роднику поэзии Николая Рубцова, черпать из него свои силы.
Сегодня мы с вами говорили о любви к Родине, о красоте родной природы, об умении обогреть окружающих, передать им частичку своей души и тем самым стать богаче и душевнее.
Хочется выразить уверенность, что для вас всегда будет светить звезда поэзии большого русского поэта Николая Рубцова. И за этой встречей последуют другие.
Дается слово Библиотекарям, которые сделают обзор литературы по данной теме.
Журналисты, присутствующие на пресс-конференции, хотят поделиться своими заметками и впечатлениями. Им слово…
“Мне очень понравилась пресс-конференция. Стихи Н.Рубцова сильно берут за душу и заставляют задуматься о нашей Родине, о том добром, что у нас есть. И пусть мы еще не все можем понять, прочувствовать в его стихах, но приобщиться и задуматься над его мыслями и чувствами мы можем…”
Список используемой литературы:
- Коняев Н.М. Повесть “Путник на краю поля”. Роман-газета, М., 1993 год.
- Журнал “Литература в школе”, 1991 год, №3 “Просвещение”.
- Н.Рубцов. “Подорожники”, сборник стихотворений, М., “Молодая гвардия”, 1985 год.
- Н.Рубцов. “Страницы современной лирики”, сборник стихотворений “Детская литература”, 1983 год.
- Н.Рубцов. Стихотворения, сборник “Детская литература”, 1978 год (Вст. статья В. Оботурова).