Урок составлен на основе программы по литературе для 6 класса под редакцией В. Я. Коровиной и учебника по литературе для 6 класса под редакцией В. П. Полухиной, В. Я. Коровиной, М: Просвещение, 2010 г.
Тип урока: Комбинированный урок.
Цели:
- Обучающие: продолжить формировать читательские умения; определять характер героя по его речи и поступкам; вникнуть во взаимоотношения героев; учиться анализировать эпизод прозаического текста, выяснить мотивировку поступков героев. Помочь понять, какую роль играет анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» в авторской позиции, и какие средства помогают автору в создании образа Владимира Дубровского.
- Развивающие: развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения;
- Воспитывающие: формировать качества личности учащихся; развить культуру речи, умения слышать и чувствовать собеседника.
Задачи:
- Показать столкновения чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство и власть.
- Объяснить зависимость поведения человека от социальной среды («в условиях несвободы и торжества самовластия»).
- Учиться правильно оценить поведение героев.
Форма проведения: Интегрированный урок литературы, ИЗО, русского языка.
Формы работы с учащимися: Коллективная.
Методы и приемы обучения: Информационно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Внутрипредметные связи: Этап подготовки к восприятию состоялся на уроках 1,2, где ученики знакомились с созданием романа А. С. Пушкина «Дубровский»; историко-культурном контексте времени; изображения русского барства. Центральная проблемная ситуация создается на уроке 3 «Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков произвола и деспотизма».
Межпредметные связи: Уроки истории и живописи.
Средства обучения:
- Вербальные средства (учебники, справочная литература, иллюстрации, дидактические материалы, репродукции картин Б. Кустодиева, И. Д. Шмаринова «Пожар усадьбы Дубровского»; Д. Шмаринова «Дубровский»; Е. Лансере «Дубровский»).
- Технические средства обучения (ИКТ, художественный фильм «Дубровский», режиссер А. Ивановский. Фонохрестоматия.
Словарная работа: (Словарь Ожегова).
- Деспотизм – неограниченная власть, произвол;
- Протест – решительное, активное несогласие с чем-либо.
- Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая незапятнанная репутация человека, доброе имя.
- Бесчестие – поругание чести, оскорбление.
Эпиграф урока:
«Есть достоинство выше знатности рода, именно: достоинство личное»
А.С. Пушкин. «Опровержения на критику».
Ход урока
I. Пояснение.
Перед этим уроком на занятиях, посвященных изучению романа Пушкина «Дубровский», ребята познакомились с особенностями жанра романа, с основным конфликтом, героями.
II. Вступительное слово учителя.
(Слайд 1, Слайд 2)
Сегодня на уроке мы поговорим о нравственной основе романа Пушкина «Дубровский». Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова самого автора: «Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное». (Слайд 3, Слайд 4)
Наша задача – выяснить, как герои Пушкина понимают слова «честь» и «бесчестие», как они отстаивают свое достоинство и к чему, в конечном счете, приводит столкновение их взглядов на жизнь. (Слайд 5)
В начале выясним значение слов: «честь» и «бесчестие». Посмотрим, какие определения дает Ожегов в своем толковом словаре (на экране). Как видим, у слов «честь» несколько значений, а у слова «бесчестие» лишь одно. Почему так? Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живет общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.
Но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть, отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо), и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой – невозможно. Поэтому говорят: «Береги честь смолоду», с самого начала жизни.
Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А. С. Пушкина. Он считал, что чистота нравов народа основана именно «на уважении к личной чести гражданина».
В романе «Дубровский», главный герой – Владимир – представлен благородным защитником этой идеи. Но ведь человек не рождается сразу честным или бесчестным?
– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?
(От воспитания, от примера близких людей).
Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.
III. Проверка домашнего задания.
(Слайд 6)
2 ученика пересказывают 5-6 главы «Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом (Сжатый пересказ главы «Смерть старого Дубровского»; художественный пересказ эпизода «Владимир в Кистеневской роще»)
Устное рисование сцены «Во дворе дома Дубровских».
Роль эпиграфа: «Где стол был яств, там гроб стоит»
IV. Работа с текстом.
Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»
Выразительное чтение (озаглавим ее «Пожар») («Поднялся ветер…»
– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?
(Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Все кончено.» Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его, но он еще не решил, что делать)
– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?
(Владимир пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение: «положил письма в карман, взял свечку и вышел из кабинета». Эти мысли были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.).
V. Применение ИКТ Просмотр фрагмента фильма «Дубровский», решение проблемы режиссером А. Ивановским
Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского. (Включаю фильм).
VI. Сравнительная работа.
– Фильм наглядно помог представить события, происходившие в Кистеневке.
– Актеры исполнили свои роли интересно.
– Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь героев
Костюмы персонажей соответствуют быту, времени.
– Сюжет фильма снят строго по тексту
Замечание учителя:
Антитеза во втором абзаце главы: «мир семейного счастия», в который погрузился Дубровский, читая письма своей матери, противопоставлен реальности, в которой герой видит поруганную честь отца и хамство подьячих.
VII. Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца
– Что затевал кузнец Архип?
(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)
– Хотел ли Дубровский смерти приказных?
(Нет, он отговаривал Архипа убивать их: «Не приказные виноваты»; он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразу узнал о гибели приказных.)
– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?
(Крестьяне присоединились к Д., потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит «слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора…» Оскорбление, нанесенное их господину, крестьяне воспринимали, как собственное оскорбление).
VIII. Выразительное чтение эпизода «Архип спасает кошку»…
– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?
(Архип «со злобной улыбкой взирал на пожар», ему не жаль было «окаянных» подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой. Архип же спасает кошку – беспомощное существо, оставить погибать кошку – сточки зрения Архипа – грех. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы с дуру радуетесь…» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон, что крепостными могут владеть и распоряжаться только дворяне. Помогая вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.)
– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:
«– Архипушка, – говорила ему Егоровна, – спаси их, окаянных. Бог тебя наградит.
– Как не так, – отвечал кузнец».
– Где мы уже слышали эти слова?
Вывод: в сцене с приказным (глава 5) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.
IX. Слово учителя. Краткое содержание.
Глава 7 рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием
Озаглавим ее «Появление разбойников», «Благородный разбойник», «Неуловимый разбойник» – обсуждаем варианты заглавий.
– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?
(Чувства оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, месть за отца. Дубровским двигало желание возмездия за несправедливость и жестокость, с какой он был лишен всего: семьи, состояния, карьеры, родного дома. Дубровский не призывал крепостных следовать за ним, но люди сказали: «Отец, наш, кормилец, умрем, не оставим тебя, идем с тобою». Владимир назначил местом встречи Кистеневскую рощу и уехал. Таким образом, он взял на себя ответственность за людей, преданных ему. Таким образом, образовалась шайка разбойников.)
– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?
(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).
– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?
(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)
Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.
– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?
(Ради любви к Маше Троекуровой).
– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?
(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)
– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?
(Разбойники «распространили ужас по всем окрестностям», они грабили путешественников, почту, помещичьи дома, предавая их огню. Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Все были уверены, что это Дубровский).
– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?
(Это остается до времени загадкой. Так Пушкин заинтриговывает читателя, которому не терпится получить ответ на этот вопрос. Читатель понимает, что Троекуров ошибается, приписывая сохранность своих имений «страху, который он сумел внушить всей губернии…и хорошей полиции». Дубровский должен обязательно отомстить Троекурову, считают ученики).
– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?
– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?
(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).
X. Работа с иллюстрациями.
– Рассмотрим иллюстрации художников Б. Кустодиева и Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского». Слайд 7, Слайд 8
(Необыкновенно динамично изображен пожар в Кистеневке на рисунке Кустодиева. Сноп пламени рвется в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передает ощущение тревоги и напряжения.
Д. Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая.
Опишите оба рисунка, сопоставьте их, ответьте на вопросы:
– Чем отличаются эти изображения?
– Какое чувство вызывает каждый из рисунков?
На иллюстрации в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло. Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, няня Арина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и за фигурой Антона – кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.
Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровского. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.
Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином «..умрем, не оставим тебя, идем с тобою».
Вариант 2.
Художник изобразил главного героя романа «Дубровский» в тяжелую минуту прощания с родным домом. В левом углу картины языки пламени уже лижут стены. Дубровский смотрит на огонь, но мыслями находится далеко. Лицо его печально и сосредоточенно. Но он не напуган, а, наоборот, спокоен, словно уже принял для себя какое-то важное для себя решение. Его держит под руку старая нянька Егоровна, которая вырастила несколько поколений господ в этом доме. Будучи не в силах вынести печального зрелища, она скорбно опустила голову. Чуть поодаль стоят крестьяне. Молодой парень с вызовом смотрит на пламя, словно думает: «Что, досталась вам усадьба Дубровских? Как не так!» Бородатые мужики задумчивы. Они размышляют о том, какая несправедливость постигла их барина, и готовы всюду пойти за ним и отомстить. Тем временем лошади уже поданы. Дубровскому пора ехать. Отъезд из усадьбы станет для него началом нового, тяжелого и опасного этапа жизни.
Выводы учащихся: (Слайд 9)
(Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию. Но главное в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду на справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а денег у Дубровского не было).
Назовите сходные черты у Владимира и его отца. (Ненависть к богатству и знатному барству, человеческое достоинство и благородство)
Замечание учителя:
По своим стремлениям Дубровский очень далек от подлинного вождя крестьянского восстания. Он не был последовательным защитником крестьянских интересов. Основное чувство, руководившее им, - чувство оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, любовь к Маше. (Слайд 10, Слайд 11)
XI. Слово учителя.
В чем же идейный смысл повести? Чтобы лучше понять это, припомним тему произведения – жизнь русского барства в крепостные времена. Мы видели, что тему эту Пушкин развернул при изображении многих событий и людей. Изображая русское барство, поэт с беспощадной правдивостью показал, как несправедлив крепостной строй, как Троекуровы и им подобные издевались над подвластными им крестьянами, как в угоду тщеславию и самодурству расправлялись они с людьми. Поэт правдиво рассказал о том, как крепостной барский строй воспитывал в людях отвратительные черты характера: угодливость, подхалимство, мошенничество, рабскую трусость.
XII. Решение проблем. Вывод учеников
Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.
Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.
В своем стихотворении «Деревня» Пушкин так говорил о крепостной жизни:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.
Это беспощадное осуждение «дикого» барства, защита человеческой чести и достоинства, глубокая любовь Пушкина к родному народу и сочувствие его страданиям и составляют идейный смысл повести «Дубровский».
XIII. Рефлексия.
– С каким героем хотел бы встретиться?
– Какие вопросы по тексту остались?
– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?
XIV. Домашнее задание (на выбор).
(Слайд 12)
- Подготовить устный рассказ «Понимание чести и бесчестия героями романа»;
- Письменная работа в тетрадях «Как, по-вашему, понимаются честь и бесчестие сегодня?»;
- Составить сценарий эпизода по роману «Дубровский».
Слово учителя:
«Этот урок стал лишь началом трудного разговора о личном достоинстве человека, о чести, справедливости и милосердии. В следующих классах мы познакомимся с разными точками зрения других писателей XIX века на нравственные проблемы».
Литература:
- История русской литературы XIX века. 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Анашкиной, С.М. Петрова.
- Кутузов А.Г. , Гутов А.Г., Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 6 класс / Методическое пособие. М., 2009.
- Н.В. Егорова. Литература, 6 класс. Поурочные разработки. М., 2008.
- Литература в 6 классе «Урок за уроком». Б.И. Турьянская, Изд-во: Москва, 2002.
- Игровые уроки по литературе 6 класс. В.А. Малюгина, О.Г. Черных, Москва «Вако», 2009.
- Поурочное планирование по литературе к учебнику-хрестоматии В.П. Полухиной и др. «Литература 6 класс», Москва, «Экзамен», 2006. О.А. Еремина.