Цели:
- способствовать развитию речи;
- формировать навыки чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать язык произведения, развивать образное мышление;
- воспитывать любовь к чтению;
- прививать любовь к природе.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Эмоциональный настрой на работу. Звучит
запись пьесу П.И. Чайковского «Зима» из цикла
«Времена года».
На доске репродукция картины И.И. Шишкина «Зима».
А) Беседа эмоционально-оценочного характера:
– Что вы представили себе, слушая музыку?
– Что почувствовали?
– Кто узнал эту пьесу?
Б) Выделение темы, идеи стихотворения:
– Как вы думаете, о каком времени года
пойдёт речь на уроке?
– Какие зимние месяцы вы знаете?
– Что вы знаете о каждом месяце?
– Какие пословицы и поговорки вы знаете?
Месяц январь – зиме государь.
Береги нос в большой мороз.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Декабрь зиму встречает, а год провожает.
– Какие народные приметы знаете?
Много снега – много хлеба.
– Какие знаете загадки о зиме?
Кто снег белый разбросал,
Речку крепким льдом сковал?
С вьюгой, холодом пришла…
Как зовут её? (Зима)Не колючий, светло – синий,
По кустам развешан? (Иней)
Без досок, без топоров,
Через реку мост готов,
Мост как синее стекло,
Скользко, весело, светло. (Лёд)
2. Сообщение темы урока
– Рассмотрите репродукцию картин И.И.
Шишкина.
– Что хотел нам сказать художник?
– Кто догадался, как называется эта
картина? («Зима»)
– Сегодня, мы будем говорить о зиме, о тех
явлениях природы, что связаны с её приходом,
будем учиться видеть те изобразительные
средства, которые помогают поэтам показать, как
красива наша природа.
3. Чтение стихотворения про себя. (Проверка первичного восприятия)
– Какое настроение создаёт стихотворение?
– Нарисуйте картины, возникающие в вашем
сознании.
– Какими красками ты рисовал бы иллюстрацию?
– Попробуйте создать картину зимнего леса.
Опишите его.
4. Повторное чтение вполголоса
– Отметьте непонятные для вас слова карандашом, подумайте над их значением.
5. Словарная работа
– Какие слова вам показались непонятными?
Чародейка (то же, что и волшебник, колдунья)
– Если зиму поэт назвал чародейкою, то как она должна проявить себя? (Как живое существо. Она околдовала лес)
Чудная – что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью. Слова близкие по значению (прекрасная, удивительная, волшебная)
Бахрома – это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями.
– Что такое, снежная бахрома? ( это покрытые снегом ветви деревьев, которые, переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры)
Мещет (форма слова метать – что значит: бросать, кидать; современная форма глагола – мечет)
Затрепещет – задрожит.
– Так, значит, лес задрожит, когда на него упадёт луч? (Нет, лес только заблещет, засверкает, но будет оставаться в покое, ведь Ф.И. Тютчев написал «в нём ничто не затрепещет»)
Изобразительные средства.
- Метафоры:
- «под снежной бахромой»
- «опутан, весь окован лёгкой цепью»
- Эпитеты:
- «неподвижная, немая»
- «не мертвец и не живой»
- «косой»
- Олицетворение:
- «чародейкою Зимою околдован лес стоит»
- «сном волшебным очарован»
- «чудной жизнью он блестит»
6. Анализ произведения
– О чём стихотворение Ф. И. Тютчева?
– Почему Зиму поэт называет «чародейкою»?
– Какое волшебство, колдовство она совершала?
– Как вы думаете, почему слово Зима написано в
стихотворении с большой буквы?
– Почему в этом стихотворении Зима, лес,
солнце обрисованы как живые существа? Найдите
примеры, которые говорят об этом.
– В каком состоянии находится зимний лес?
– В каких словах и выражениях показаны
недвижимость леса, состояние покоя?
– Почему такое состояние леса Ф.И. Тютчев
характеризует словами не мертвец и не живой?
– Что в состоянии леса можно отнести к слову
мертвец, а что к слову живой?
– Укажите в стихотворении «волшебные»
слова? Как они связаны друг с другом?
– Зачем эти слова необходимы в стихотворении
о зимнем лесе?
– Какой волшебный сон снится зимнему лесу?
– Как вы думаете, что это такое чудная жизнь
зимнего леса?
– Как преображается лес, когда на него падает
зимний луч солнца?
– Опишите подробно, что с ним происходит.
– Почему Ф.И.Тютчев назвал это ослепительной
красотой?
– Если вы пойдёте на прогулку в зимний лес
или парк, то постарайтесь обратить внимание на
открывшийся перед вами зимний пейзаж.
Соответствует ли он тем картинам, о которых вы
узнали из стихотворения Ф.И. Тютчев «Чародейкою
Зимою…»?
– Посмотрите внимательно ещё раз на картину
И.И. Шишкина «Зима»
– Что на ней изображено?
– Как вы думаете, почему поэт Тютчев и
художник Шишкин рассказали нам о зимнем лесе?
– Таким ли вы себе представляли лес после
чтения стихотворения Ф.И. Тютчева?
– Соответствует ли изображённое на картине
описанию зимнего леса в стихотворении?
– Какие особенности зимнего леса, описанные
Ф.И. Тютчевым, вы можете найти на картине И.И.
Шишкина?
– Какие строчки из стихотворения Тютчева
можно использовать как название картины?
(«Чародейкою Зимою околдован, лес стоит»)
7. Подготовка к выразительному чтению
– Как будем читать это стихотворение:
быстро, медленно, грустно, весело, тихо, громко,
радостно, торжественно?
– Почему?
8. Выразительное чтение
9. Домашнее задание
На выбор:
1 вариант: выразительно читать стихотворение.
2 вариант: выучить наизусть стихотворение.