Урок литературы. 9-й класс. Тема: "Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!..
Ф.И. Тютчев

Любовь у Пушкина – это не просто чувство человека,
 но чувство человека-художника.
В.Г.Белинский.

Цель: Углубление знаний учащихся, связанных с любовной лирикой Пушкина, приобретение навыков анализа стихотворений.

Задачи:

  • Познакомить с адресатами любовной лирики А.С.П.
  • Научить видеть проблему, психологические детали стихотворения;
  • Научить кратко устно и письменно излагать свои мысли;
  • Воспитывать интерес к изучаемой теме и к творчеству П. вообще.

Оборудование: Портреты А.С.Пушкина, стенд «Адресаты любовной лирики», музыкальное сопровождение: романсы «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил...» (приложение 1). Мультимедиапроектор, на который проецируются репродукции портретов с картин художников.

Ход урока

I. (Слайд 1) Жизнь + … = …

  • Каждому из нас дана жизнь? Зачем?
  • Что делает нас счастливым? Что дает силы для работы? Чем человек отличается от машины? Что делает жизнь человека осмысленной? Наполненной? Успешной во всех делах?
  • Что такое любовь?

II. (Слайд 2) Жизнь + Любовь = ???

  • Все из нас испытывали, сейчас испытывают чувство сердечного влечения, любовь, но каждый ли может рассказать о своей любви? Каждый ли может объясниться в любви? Почему? Обратимся к формуле, кого бы вы написали? Почему Пушкин? (Слайд № 3) Любовь + жизнь = Пушкин
  • Много ли стихотворений Пушкина о любви вы знаете?
  • Что нужно (кто нужен), чтобы написать любовное стихотворение?
  • Может ли Человек написать стихи о любви, если сам не любит?
  • Какие психологические детали есть в стихах о любви?

III. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 4)

  • Наш сегодняшний урок посвящен судьбам женщин, оставивших в жизни и творчестве Пушкина неизгладимый след.
  • Попытаемся научиться видеть психологические детали стихотворения.
  • Хочется верить, что после нашего урока творчество А.С.П. для вас будет, хоть немного, но ближе.

Обращение к эпиграфу: Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!.. - напишет о Пушкине много лет спустя Ф.И. Тютчев.

  • Как вы думаете, были ли основания у Тютчева так написать?
    Любовь у Пушкина – это не просто чувство человека,
    но чувство человека-художника.
    В.Г.Белинский.
  • Как вы понимаете эти слова

IV. Задание на урок:

  • К концу урока в тетрадях должны быть записаны все адресаты любовной лирики, о ком сегодня услышите на уроке, названия произведений.
  • Краткий ответ на вопрос: каково психологическое состояние автора (письменно на уроке).
  • Имел ли основания Белинский сказать, что «любовь у Пушкина – это не просто чувство человека, но чувство человека-художника? (Письменно домашнее задание)

V. Слово учителя:

Невероятно, но у нас не было поэта так много, так полно, так разнообразно любившего. Любившего всегда, любившего постоянно. По сути, П. пережил и представил весь возможный человеческий опыт любви. НО стихи поэта – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. Пушкин не искал вечной любви, вечной была потребность любить. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его “донжуанского списка”. Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии.

 Сейчас мне бы хотелось обратиться к одному из самых известных стихотворений А. С. Пушкина “Я вас любил”, и попытаться ответить на вопрос: “Можно ли написать стихотворение о любви, если сам автор не любит?”

Чтение стихотворения “Я вас любил” (слайд №5)

  • Что вы можете сказать об этой любви?
    (Это была любовь невысказанная, “безмолвная”, не связанная с надеждами на взаимность.)
  • Какие чувства (кроме любви) испытывает герой?
  • Что можете сказать о психологическом состоянии героя?
    Пишет о том моменте, когда чувство угасает, но еще угасло не совсем. Автор чуткий, искренний.
  • Какие слова повторяются? Зачем?
    В первой части глагол прошедшего времени «любил» указывает на то, что чувство

не исчезло. Во второй – уже указывает на многогранность сопутствующих чувству
любви переживаний: безнадежность, робость, ревность. В третьей части слово «любил» имеет новый смысл: любил и теперь любит.

  • Найдите в тексте эпитеты, метафоры, сравнения. Почему их нет?
  • Видим ли конкретного человека? Почему здесь нет описания возлюбленной?

Слово учителя: (Слайд №6) Предмет любви кажется каким-то зашифрованнымне только в этом стихотворении, но и во многих других. Недаром возникла – почти невиданная в лирике – возможность позднейших переадресовок.

Существует версия, что это стихотворение посвящено Анет Олениной, дочери президента Академии художеств. Увидев 20-летнюю красавицу, Пушкин влюбляется и вскоре делает предложение, но мать Олениной – Елизавета Марковна решительно и резко отказывает. Кроме политических причин были и другие мотивы, высказанные самой Анной Алексеевной: «Он был вертопрах, не имел никакого положения в обществе и, наконец, не был богат». Пушкин замкнулся, несколько месяцев молчит, а потом появляется это стихотворение.

  • Так можно ли написать стихотворение о любви, если сам автор не любит? (На этот вопрос пусть каждый ответит сам себе.)

VI. Знакомство с адресатами любовной лирики

Слово учителя: Сегодня мы познакомимся с несколькими адресатами любовной лирики и начнем мы, наверное, с лицейских лет.

  • Бакунина Екатерина Павловна (в замужестве Полторацкая) – старшая сестра товарища Пушкина по лицею – первая юношеская любовь А.С. Пушкина; к ней обращены многие стихи и элегии поэта в 1815–17 годы. (Слайд 7)
    (Сообщение учащегося)
  • В период южной ссылки А.С.П. знакомится с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой (1792–1880), женой генерал–губернатора Новоросийского края и наместника Бессарабии гр. Воронцова; еще одной кандидаткой на «безвестную», «утаенную» для биографов и литературоведов любовь П. (Слайд 8)

Чтение наизусть стихотворения

  • Видим ли мы в этом стихотворении конкретного адресата?
  • Что можете сказать о психологическом состоянии героя?

(Сообщение учащегося)

Слово учителя: В начале урока мы говорили с вами об одном из известных стихотворений П. Сейчас мы обратимся к самому известному (без преувеличения) стихотворению, которое называется…(как?) и посвящено оно … (кому?) (Слайд 9)

Восторженный Пушкин воспел в своем творчестве красоту и грацию многих женщин, но на бессмертный поэтический шедевр вдохновила его только Анна Керн.

Запись романса Глинки «Я помню чудное мгновенье» (Слайд 9А)

  • Видим ли мы в этом стихотворении конкретного адресата?
  • Что можете сказать о психологическом состоянии героя?

В 1826-1827 годах поэт пережил увлечение красивой, умной и насмешливой девушкой, ее дом в Москве он часто посещал в 1827 году. Имя ее - Екатерина Николаевна Ушакова. (Слайд 10) (Сообщение обучающегося)

(Чтение наизусть стихотворения)

  • Видим ли мы в этом стихотворении конкретного адресата?
  • Что можете сказать о психологическом состоянии героя?

(Слайд 11) Н.Н.Гончарова. «Я женат и счастлив,- пишет он Плетневу 24 февраля 1831 года,- одно желание мое, чтобы ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился»

Стихотворение “Мадонна” (слайд № 11)

  • Что поразило вас в последних строфах?
  • Понятен ли вас замысел поэта в его заключительных строках?

В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала. Любовь вдохновляла поэта на творчество.

Выводы:

Сегодня познакомились с адресатами любовной лирики и стихами, женщинами, которые вдохновляли поэта. Но, какое бы стихотворение мы ни прочитали, мы не видели конкретного образа женщины. Почему?

В любовной лирике Пушкина главное не ОНА в своем индивидуальном облике, а ОН, его чувства, настроения, переживания.

Слайд 12 М.Н.Волконская (Раевская) «В сущности он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел… Только поэзия была конечным исходом с его бесконечных встреч, увлечений, любовей…»

Слово учителя: Д/З.

  • Можно ли сказать, что «любовь у Пушкина – это не просто чувство человека, но чувство человека-художника»? (Письменно)
  • Наизусть стихотворение из любовной лирики Пушкина.

Каждая женщина может стать музой, но должен быть и человек, для которого она этой музой будет. Воронцова, Оленина, Керн, Раевская и многие другие стали музой для конкретного человека, А.С.Пушкина в начале 19 века.

Сегодня – начало 21 – века информационных технологий, когда многие из нас живут в виртуальном мире, да и любовь становится зачастую какой-то виртуальной. Я просила группу учащихся посмотреть в интернете, живут ли сейчас Екатерины Бакунины, Натальи Гончаровы, Анны Керн. (Индивидуальное сообщение)

  • Сколько? Кого именно? Возраст?

Слово учителя: Говорят, что история повторяется, развивается по спирали, пусть на уровне случайных совпадений, но, возможно, они и сейчас для кого-то музы. Возможно, другой поэт скажет о Бакуниной, Осиповой, Закревской, но по-своему. Возможно, они станут адресатами любовной лирики через 20-40-60 лет. Главное, чтобы жила любовь в сердце. А закончить урок мне хочется стихотворением нашей поэтессы, вашей одноклассницы, которая, конечно, не претендует ни на что. Но, как знать, может быть через 20-40-60 лет будут так же говорить и о ней?

Финальное чтение стихотворения молодой поэтессы Вторушиной Светланы.

(Учащаяся читает свое стихотворение, посвященное А.С.Пушкину)