Цели:
- Ознакомление с особенностями философской лирики Ф.И. Тютчева через организацию ассоциативно-семантического анализа стихотворения «Тени сизые смесились…».
- Развитие воображения, ассоциативного мышления.
- Создание условий для социализации обучающихся через организацию работы в парах, группе.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Оборудование и материалы: текст стихотворения «Тени сизые смесились», Толковый словарь В. Даля.
Оформление доски: тема, структура урока, алгоритм анализа поэтического текста [1].
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Сообщение темы, цели, задач урока.
IV. Применение знаний и умений в новых условиях.
1. Организация ассоциативно-семантического анализа
стихотворения.
2. Формулирование особенностей поэтики Тютчева.
V. Подведение итогов урока.
VI. Сообщение домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Учитель: Из воспоминаний пианиста Александра Гольденвейзера, навестившего в декабре 1899 года занемогшего Л.Н. Толстого: «Заговорили о Тютчеве. На днях Льву Николаевичу попалось в «Новом времени» его стихотворение «Сумерки». Он достал по этому поводу их все и читал больной. Лев Николаевич сказал мне: «Я всегда говорил, что произведение искусства или так хорошо, что меры для определения его достоинств нет – это истинное искусство; или же оно совсем скверно. Вот я счастлив, что нашел истинное произведение искусства. Я не могу читать его без слез. Я его запомнил. Постойте, я вам сейчас скажу его». Лев Николаевич начал прерывающимся голосом: «Тени сизые смесились…» Я умирать буду, не забуду того впечатления, которое произвел на меня в этот раз Лев Николаевич. Он лежал на спине, судорожно сжимая пальцами край одеяла и тщетно стараясь удержать душившие его слезы. Несколько раз он прерывал чтение и начинал сызнова. Но наконец, когда он произнес конец первой строфы: «Все во мне и я во всем…», – голос его оборвался».
II. Актуализация знаний
Мы продолжаем разговор о творчестве последнего русского романтика, творившего в эпоху реализма – о творчестве Ф. И. Тютчева.
- Вспомним, в чем особенность лирики как рода литературы?
- Какова задача рода?
- Что является предметом изображения в лирическом произведении?
- Кто повествует в лирическом произведении?
- Каково основное событие переживания в лирическом произведении?
- В чем заключается задача читателя лирического произведения?
III. Сообщение темы, цели и задач урока
Предметом нашего внимания станет стихотворение, которое Лев Николаевич Толстой назвал «истинным произведением искусства».
Тема урока: «Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…».
Цель урока: при чтении и интерпретации стихотворения «Тени сизые смесились…», написанного поэтом в 1835 г., мы используем уже известный нам алгоритм ассоциативно-семантического анализа.
Сегодня, читая лирическое произведение и размышляя над его художественными образами, композиционной организацией стиха, мы, во-первых, постараемся увидеть мастерство художника в изображении мира (определим некоторые особенности поэтики Ф.И. Тютчева), во-вторых, через осмысление авторского замысла попробуем понять отношение автора к миру, человеку.
IV. Применение знаний и умений в новых условиях
1. Организация ассоциативно-семантического анализа стихотворения.
У.: Удивительна творческая судьба Тютчева. Поэт, пребывая более 20 лет за пределами России на дипломатической службе, постоянно находясь в иноязычной среде, изъясняясь и в семье, и в обществе преимущественно на французском, сумел не только сохранить любовь к родному языку, но и создать подлинные шедевры русского поэтического искусства. Таким шедевром является и стихотворение «Тени сизые смесились…».
Выразительное чтение стихотворения «Тени сизые смесились…» учителем.
Чтение стихотворения учениками «про себя».
У.: Какие образы вызывают в нас разнонаправленные, противоположные эмоции?
О.: Мы наблюдаем противостояние двух образов «жизнь-сумрак».
У.: Выстроим лексические цепочки, соотносимые с каждым из предложенных вами ключевых образов (коллективная работа).
Жизнь цвет |
Сумрак тени сизые |
У.: В чем же «событие переживания» лирического героя?
О.: Перед нами момент перехода мира природы из одного состояния в другое – момент погружения мира, живого, полного звуков, цвета, движения в «сумрак тихий», в «сумрак сонный», когда блекнут краски, замирают звуки, становятся незримыми, невидимыми предметы. «Событие переживания» лирического героя – это кратковременный момент («сумрак зыбкий»), он вызывает у лирического героя ощущение «тоски невыразимой» и желание раствориться в этом сумраке.
У.: О чем это стихотворение?
О.: Это стихотворение о том времени суток, когда день постепенно переходит в ночь («Жизнь, движенье разрешились// В сумрак зыбкий, в дальний гул...»), все затихает, погружается в сумрак, дремоту, сон.
У.: Действительно, образы «жизнь» и «сумрак» вроде бы противопоставлены. «Жизнь» и «сумрак» – образы из мира природы, их противостояние понятно нам как две стороны одного явления. Но обратите внимание, «сумрак зыбкий» – жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала, ушла куда-то в «дальний гул». Попробуем рассмотреть в стихотворении нечто большее, чем то, что очевидно.
Вспомним о философских воззрениях Ф.И. Тютчева.
О.: Тютчеву был дан титул «поэт природы», и он имеет право так именоваться. Но не потому, что превосходит других поэтов числом написанных «пейзажей в стихах», а потому что само восприятие природы у Тютчева особенное: Человек и Природа у Тютчева таинственно соотносятся как микрокосмос – Человек и макрокосмос – Вселенная.
У.: «Слиянность, неразделимость двух миров – природного и человеческого – и есть одна из основных примет поэтики Ф.И. Тютчева и его философии» [1]. Если мы посмотрим на стихотворение с точки зрения мировоззрения поэта, то, обнаружим другую образную пару более важную и характерную для Тютчева, где противопоставлены не природные образы, а образы из мира природы и человека.
Вчитайтесь в текст стихотворения, попробуйте выявить лексические полюса, ключевые образы из мира природы и человека, противоположные по эмоциональному звучанию, назовите их, обосновывая свою точку зрения (коллективная работа, запись учителем на доске предложенных вариантов и коллективный выбор наиболее обоснованной точки зрения).
Вывод: Противопоставлены два образа – «материальный мир» и «духовный мир».
У.: Выпишем лексические ряды, соотносимые по смыслу с каждым из названных нами полюсов. Лексические цепочки помогут нам прояснить первоначальное эмоциональное впечатление и выявят новые оттенки и грани противопоставленных образов (коллективная работа).
Материальный мир цвет поблекнул |
Духовный мир душа |
У.: Какие ассоциации вызывают в нашем сознании образы, выделенные нами в стихотворении?
Задание: Выстроим ассоциативные образные цепочки, идущие от каждого лексического образа и соотнесенных с образами лексических рядов, располагая материал в таблице (работа в микрогруппах с последующим представлением результатов работы).
Материальный мир | Духовный мир | ||
Лексическая цепочка | Ассоциации | Лексическая цепочка | Ассоциации |
цвет поблекнул | угасает, растворяется | душа | бессмертие, Вселенная, сущность, божественная суть |
звук уснул | затихает, исчезает | чувства | душа, любовь |
жизнь, движенье разрешились | превратились в нечто иное | самозабвенье | упоение |
мотылька полет незримый//Слышен… | как такового мотылька уже нет, остался отзвук, эхо | мир дремлющий | покой, неподвижность |
уничтожение | исчезновение, незаметный уход |
сумрак тихий | |
сумрак сонный | |||
благовонный | ладан, удовольствие, сладость |
У.: Для чего автор именно так изображает эти миры?
О.: Чтобы показать, что материальный мир конечен, смертен, а духовный мир (картина мироздания) – бесконечен, вечен.
У.: Какой образ сближает два противоположных мира?
О.: «Сумрак зыбкий» – та субстанция, которая в сознании лирического героя сближает эти два противоположных мира и делает возможным проникновение лирического героя в мир духовный. «Все во мне и я во всем!..». Здесь выражено растворение лирического героя «во всем».
У.: Почему же для лирического героя происходящее – «час тоски невыразимой»? В чем причина этой тоски, такой дисгармонии?
О.: Осознание собственного растворения «во всем», ощущение утраты своей индивидуальности вызывает у лирического героя чувство отчаяние и тоски. «Час тоски невыразимой!..» – в этом слышится неприятие картины мироустройства. Модель исчезновения материального мира вызывает страх перед конечностью земного существования.
У.: Но на этом стихотворение не заканчивается. Во второй строфе продолжает жить только духовный мир. И побеждает желание лирического героя познать, что же находиться за гранью, заглянуть за пределы материального мира, слиться со Вселенной.
Как это желание выражено в стихотворении?
О.: «Сумрак тихий, сумрак сонный, // Лейся в глубь моей души», «Все залей и утиши», «Чувства мглой самозабвенья// Переполни через край!..», «С миром дремлющим смешай…»
У.: Тоска по единству человеческой души и природы оборачивается страстным восклицанием: «Дай вкусить уничтоженья».
В чем необычность выражения «вкусить уничтоженья»?
О.: Вкушают обычно удовольствие, сладость. Значит в этом «уничтожении» для лирического героя есть удовольствие. «Уничтожение» мы можем здесь понимать как желанное слияние с миром духовным.
У.: Для того, чтобы точнее сформулировать авторскую позицию анализ образной системы стихотворения мы дополним обращением и композиции стихотворения, художественным деталям, второстепенным элементам текста (работа в микрогруппах с последующей публичной защитой результатов исследований).
Задания для микрогрупп:
- Какова композиционная организация стихотворения? Насколько композиция поддерживает ключевые образы, выделенные нами?
- Какие художественные средства способствуют созданию ключевых образов, уточнению и расширению их значений?
- Почему «тени сизые», а не серые, не темные? Каково значение глагола «смесились»?
- В чем особенность звуковой организации стиха и как этот художественный прием помогает в создании образной системы?
- Какой поэтический смысл передан повелительным наклонением глаголов во 2 строфе?
- Как автор использует ритмический рисунок для усиления эмоционального напряжения? В чем особенности синтаксической организации стихотворения?
У.: Действительно, композиция стихотворения поддерживает ключевые образы, выделены нами. Первая строфа стихотворения – изображение «материального мира», при этом взгляд лирического героя направлен «вокруг себя». Вторая строфа, где взгляд лирического героя обращен «внутрь себя» – «духовный мир».
Первая строфа вызывает негативные эмоции у лирического героя, что подтверждает анализ художественных средств и приемов, выполненный нами.
Во второй строфе мы слышим мотив смирения с картиной мироздания и приятие картины мироустройства.
Ф.И. Тютчев – православный человек. Для него духовные принципы, провозглашенные Иисусом Христом – единственная система ценностей, в которой любовь, добро, сострадание являются сутью человеческого бытия, а «совершенный человек» воплощает в себе полноту Божественного. Стремление к совершенству – для Тютчева смысл земной жизни [2].
Каково «событие переживания», выраженное в стихотворении?
О.: Ощущение слияния с Макрокосмосом – это осознание лирическим героем единства человеческой души и Вселенной, осмысления себя частицей божественного мира.
1. Формулирование особенностей поэтики Тютчева.
У.: И.С. Аксаков, известный публицист, поэт, общественный деятель 19 века так писал о поэзии Тютчева: «У него не то, что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее, а мысль чувствующая и живая».
В чем же особенность поэтики Тютчева? (коллективная работа, запись в рабочие тетради выводов)
- Особенность художественного мира поэта – философская наполненность его произведений.
- Для выражения мира человеческой души Тютчев использует образы из мира природы.
- Человек изображается поэтом не на фоне природы, а «внутри» нее, как ее неотъемлемая часть. Обращение к миру природы помогает поэту передать переживания лирического героя, внутренний мир которого неотделим от мира природы.
- Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что едва намечено в поэтическом образе и угадывается по характерным признакам предметов или явлений.
V. Подведение итогов
1. Беседа:
1. Каков художественный принцип Ф.И. Тютчева.
2. В чем специфика поэтики Ф.И. Тютчева.
2. На следующем уроке мы обратимся к лирике позднего периода творчества поэта и проследим эволюцию образов и настроений.
VI. Сообщение домашнего задания.
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева («Тихой ночью, поздним летом…», «Святая ночь на небосклон взошла…», «Осенний вечер» – по выбору).
Список литературы
- Каганович С.Л.