"…Мой жребий пал: я лиру избираю…" Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина

Разделы: Литература


Цели урока:

  • чтение и анализ стихотворений А.С.Пушкина по указанной теме
  • наблюдение за тем, как развивается тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина
  • обучение анализу стихотворения
  • сопоставление произведений М.Ломоносова, Г.Державина, А.Пушкина

Задачи урока:

  • отрабатывать навыки сопоставительного анализа стихотворений;
  • учить систематизировать, выделять главное, обобщать
  • обогащать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка

ХОД УРОКА

— Вот вам тема, — сказал ему Чарский:
— поэт сам избирает предметы для своих песен;
толпа не имеет права управлять его вдохновением.

А.С.Пушкин. Египетские ночи

1. Учащимся предстоит самим определить тему урока после прослушанного чтения.

Чтение диалога Чарского и импровизатора из произведения А.Пушкина «Египетские ночи» (глава 2)
Роль Чарского исполняет Виктория Лихачева
Я – импровизатор
Слова автора читает Николай Бубякин.

Вопрос: Какова же тема нашего урока? Обращаем внимание на эпиграф.

Для размышления: на чьей вы стороне в этом диалоге? (Ответ заслушать в конце урока)

Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке я приглашаю вас к серьезному разговору на сложнейшую тему: кто такой поэт и зачем его поэзия нужна людям, миру?
На уроке мы будем читать и учиться анализировать пушкинские стихотворения, чтобы глубже их понять и высказать о них свои собственные суждения.
А.С.Пушкин считал поэзию «ангелом-утешителем». Она не раз спасала поэта, давала ему силы для жизни и борьбы, возрождая его испепеленную душу. Тема поэта и поэзии проходит через все творчество Пушкина. Его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу»  (1814), строка  из которого начинает на урок, а одним из последних – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)
В своем творчестве Пушкин выстроил целую концепцию о месте поэта в мире, о взаимодействиях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «нерукотворного памятника» – поэтические манифесты: стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830). «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836) (название стихотворений записаны на доске или показаны на слайде)

Не все стихи нам удастся сегодня прочитать на уроке. Некоторые из них вы рассмотрите дома. А мы начнем!

Стихотворение, о котором сейчас пойдет речь, завершает период Михайловской ссылки поэта. Именно его он везет в Москву в сентябре 1826 года. Поэт уже знал о казни пяти декабристов, о ссылке в Сибирь своих друзей. Но его участь оставалась пока неясной. Пушкину предстояла встреча с новым царем Николаем I. А стихотворение, которое он везет в Москву – «Пророк»

Учитель читает стихотворение «Пророк»

Вопросы для анализа:

  • Что вы скажите об этом стихотворении? Каковы ваши первые впечатления? Чтение комментария
  • Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?
  • Проанализируйте лексику стихотворения. (Обилие архаизмов и старославянских слов; обилие глаголов в повелительном наклонении)

Комментарий к словам.

  • В чем особенность композиции стихотворения? Каковы его смысловые части?
  • Почему это стихотворение мы рассматриваем в указанной теме? (Поэт – это пророк)
  • Какими качествами личности должен, по мнению Пушкина, обладать истинный поэт-пророк? Что необходимо, чтобы поэт стал пророком?
  • Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких Божественных идей? Прокомментируйте свое мнение.
  • Чтение стихотворения учащимися.

Самостоятельная работа учащихся со стихотворением «Поэт» и «Поэту»

  • Какой художественный прием использует Пушкин при построении этих стихотворений? (Антитеза)
  • Какие образы противопоставляются?
  • Какое новое звучание приобретает образ поэта в данных стихотворениях?
  • В чем причина одиночества поэта?

Индивидуальное самостоятельное задание:

  • Назовите «три памятника» в русской литературе. Напишите названия на доске. (Ода Горация «К Мельпомене» в переводе М.Ломоносова, Г.Р.Державин. «Памятник», А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»)
  • Что общего в композиции этих стихотворений? Проанализируйте строфику данных произведений. О чем каждая строфа?

Исследовательская работа

Сравнение стихотворений Горация, Державина и  Пушкина по строфам:

  • величие своего памятника;
  • пространственные границы его посмертной славы;
  • её временные границы;
  • главная заслуга в поэзии;
  • образ Музы.

Итоги урока

Подходит к концу наш урок. Мы успели немного. Но очень хочется надеяться, что наши сегодняшние размышления станут стартовой площадкой для ваших самостоятельных размышлений и интерпретаций в рамках этой и других тем.
Возвратимся к началу нашего урока. На чьей стороне вы в прочитанном диалоге?

Домашнее задание

  • Прочитайте стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Как в нем звучит проблема отношений поэта и читателей? Выпишите из него строки, которые, на ваш взгляд, могли бы стать «крылатыми» словами.
  • Сравните стихотворение «Поэт» и «Поэту». В чем причина одиночества поэта?
  • Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть истинным поэтом?»
  • Выучите стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» наизусть.