Литература
-
Отчет о работе литературно-краеведического кружка "Лира" за 2010–2011 год
2012
В статье приводится отчет руководителя школьного литературно-краеведческого кружка «Лира» о работе за 2010‒2011 год, который был представлен на ежегодной отчетной конференции в конце учебного года для привлечения учащихся к внеклассной деятельности. Презентация призвана наглядно представить яркие моменты работы «Лиры». В приложениях дан план работы и «Пояснительная записка» к программе кружка.
-
Урок литературы "Поэтический мир Иннокентия Анненского". 11-й класс
2012
Урок, посвященный поэзии И.Анненского, исследует своеобразие лирики поэта, основанное на мастерстве совершенства ассоциаций. Неслучайно сходство поэзии Анненского с живописью импрессионистов. Именно Анненский сыграл роль посредника между поколениями символистов и акмеистов.
-
Рождественские рассказы Бориса Ганаго. 6-й класс 2012
Урок внеклассного чтения проводится на Святочной неделе после праздника Рождества Христова. Цель: развить в учениках добро, милосердие, заботу о ближних.
-
Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Ершалаимские главы в контексте романа 2012
Цель урока: помочь учащимся понять позицию автора в вопросах о смысле жизни человека на земле, о противостоянии свободы личности и несвободы, его взгляд на то, кого можно назвать духовной личностью; развивать умения анализа художественного произведения.
-
Основные темы, проблемы, герои поэзии 60–80-х годов 2012
Материал представляет обзорную лекцию по литературе в 11-м классе. Лекция посвящена основным проблемам, мотивам и героям советской поэзии 60‒80 годов ХХ века.
-
Урок литературы "Лирика военных лет" 2012
Урок проводится на 2-м курсе обучения в разделе «Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет». В ходе урока рассматривается поэзия, соединяющая высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Война изображается не как геройство и подвиг, а как проверка на человечность. Цель урока: пробудить чувство сопереживания приобщением к исповедальной и искренней лирике, доходящей до сердца каждого человека.
-
Формирование смыслового чтения на уроке литературы. Тема: "Тим Собакин "Игра в птиц""
2012
Цель урока: системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа; подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.
-
Урок литературы. Тема: "Смысл названия романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"". 10-й класс
2012
Урок продолжает изучение романов русских писателей 2-й половины XIX века и открывает изучение романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Цель: выявить нравственную и философскую идею романа. Раскрыть смысл названия романа и выяснить его идейно-художественного своеобразие.
-
Урок литературы. Тема: "Что за прелесть эти сказки!" 2-й класс
2012
Представлен урок внеклассного чтения с ИКТ. В занимательной форме проводится опрос по прочитанным произведениям.
-
Интегрированное внеклассное мероприятие "Отечественная война 1812 года и отмена крепостного права в исторических документах и в русской литературе". 8–11-е классы
2012
Цель интеллектуальной игры, посвященной двум знаменательным датам: обогатить знания учащихся об эпохе, характерах людей, народном духе XIX века. Игра построена по типу телепроекта "Умники и умницы"; учащимся заранее объявлена тема, предложен список литературы для повторения. Количество участников ‒ 15–20 человек.
-
Русская народная сказка "Иван – крестьянский сын и чудо-юдо". 5-й класс 2012
Урок формирует у учащихся навыки комплексного анализа художественного произведения. Составляются логические схемы анализа содержания, строения произведения и образов. Вычерчивая логическую схему сюжета, учащиеся осознают и систему образов, и развитие сюжета, и построение произведения, делают выводы.
-
Тема революции и гражданской войны в литературе 20-х годов XX века
2012
Презентация подготовлена для обзорного изучения темы на уроке литературы в 11-м классе. В ней предлагается разнообразный фактический материал: фотографии периода гражданской войны, отрывки из газетных статей, фрагменты дневниковых записей И.А. Бунина "Дни окаянные" и воспоминания Ф.И. Шаляпина "Маска и душа". Исторические документы дают возможность учащимся представить трагический период русской истории, в котором не было ни правых, ни виноватых.
-
Особенности поэтического мира А.А. Фета
2012
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями поэтического мира А.А.Фета. Расширяют знания о средствах художественной выразительности; лицеисты готовятся к ЕГЭ по литературе (анализ поэтического текста) и русскому языку (задание В8 ‒ анализ средств художественной выразительности).
-
Обобщающий урок по литературе на тему "Путешествие по страницам школьного учебника". 6-й класс
2012
Игра-путешествие проводится как обобщающий урок по курсу литературы. Класс делится на 2–3 команды. Задания предусматривают хорошее знание программного материала, что побуждает учащихся к внимательному, вдумчивому чтению художественных произведений. Такая форма с соответствующим содержанием может использоваться для проведения обобщающих уроков по литературе и в других классах, а также для внеклассной работы.
-
Сравнительный анализ стихотворений Александра Блока "Россия" и Андрея Белого "Родина" 2012
Цель урока: обучать сравнительному анализу стихотворений, учитывая идейно-тематические и художественные особенности; показать глубокое чувство любви к родине в стихотворениях А.Блока и А.Белого; активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся; развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения и выслушивать мнение товарищей; воспитывать чувство патриотизма.
-
Бородинское сражение в истории России и романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
2012
Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», дополняет тему «Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой.
-
«Л.Н. Андреев "Кусака"». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека. 7-й класс
2012
Урок литературы по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака». Изучение нового материала ведется в лекции учителя, беседе. Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный. Цель урока: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев, познакомить с особенностями языка писателя. Урок обогащает нравственный опыт учащихся; воспитывает гуманное отношение к животным, ответственность за их жизнь, сострадание.
-
Урок по теме "А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге" и ее летописный источник". Тема "судьбы" в произведении с ИКТ. 7-й класс
2012
Урок литературы знакомит учащихся с понятием "баллада" на примере произведений А.С. Пушкина. К уроку ученики получили задание прочитать балладу, сделать карточки со значениями незнакомых слов: песнь, волхвы, жрец, вещий, праща и перевести древнерусский текст летописи. Индивидуальные задания: сообщение о князе Олеге, выразительное чтение фрагмента летописи (перевод).
-
Урок внеклассного чтения "Мой Пушкин" 2012
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. У детей развивается интерес к творчеству А.С. Пушкина, расширяется объем запоминаемой информации, воспитывается чувство патриотизма и любви к родине, глубокое уважение к поэту.
-
Интегрированный урок по рассказам М.М. Пришвина. 6-й класс 2012
Интегрированный урок внеклассного чтения по рассказам М.М. Пришвина формирует такие речевые компетентности, как готовность делать осознанный и ответственный выбор, информационную, социальную и коммуникативную компетентность.
-
Дифференцированный подход к изучению художественных произведений на уроках литературы
2012
Урок проведен после внеклассного изучения поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» на кружке «Музыка поэзии». Использован личностно-ориентированный подход. Урок доказывает, что дифференцированная форма обучения помогает раскрыться и достичь поставленных целей талантливым детям.
-
Урок-исследование "Двойники и антиподы Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание""
2012
Учащиеся совершенствуют навыки анализа художественного произведения. Выясняют, кто такие «двойники и «антиподы» Родиона Раскольникова и как они раскрывают характер главного героя.
-
Интегрированный урок чтения и ИЗО. Тема: "Анализ стихотворения С.Есенина "Береза""
2012
Урок учит детей анализировать стихотворения, развивает творческое воображение, обогащает чувства и эмоции учащихся.
-
Урок литературного чтения "Джанни Родари "Как Алиса в море побывала"". 2-й класс
2012
Урок литературного чтения по программе «Школа-2100» учит детей слушать друг друга, проявлять интерес к версиям, предложенным другими во время обсуждения, вырабатывает одну общую версию предполагаемого текста. Совершенствуется техника чтения.
-
Интегрированный урок "литература + ИЗО + музыка" по теме "Образ весны в искусстве"
2012
Учитель русского языка и литературы сообщает тему и цель урока. Анализирует лирическое произведение "Весенние воды" Ф.И. Тютчева, картину И.И. Левитана "Весна. Большая вода". Выступают заранее подготовленные учащиеся. Учитель музыки рассказывает о первых вестниках весны и предлагает послушать песни-заклички. Учащиеся рассказывают легенды о первых весенних цветах подснежниках.
-
Поэзия Серебряного века
2012
Представленный материал ‒ основа для восприятия и понимания творчества поэтов Cеребряного века. Результатом работы трех групп учащихся стали презентации литературных течений модернизма, включающие определение, историю возникновения и особенности каждого течения, биографические сведения о символистах, акмеистах, футуристах.
-
Проектные и исследовательские заданийя на уроках литературы при изучении жанра "стихотворение в прозе". Художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С. Тургенева "Нищий". 7-й класс
2012
Изучение жанра стихотворение в прозе традиционно вызывает большие затруднения у учащихся, так как, анализируя произведения, относящиеся к этому жанру, необходимо различать понятия «род литературы» и «литературная форма», соотносить «род литературы» и «жанр». Проектные и исследовательские задания помогут глубже постичь специфику жанра.
-
Литературная игра "Умники и умницы" по рассказу Л.Н Толстого "Кавказский пленник" 2012
Одна из актуальных проблем сегодняшнего дня ‒ отсутствие интереса у детей к чтению. Цель учителя: заинтересовать ребенка произведением, чтобы он читал и старался запомнить детали, мелочи. Автор использует литературную игру по типу телевизионной передачи «Умники и умницы» при изучении основных тем школьной программы, повторении пройденного материала.
-
Литературная игра-викторина "Живописное слово Гоголя" по произведениям Н.В. Гоголя для 7–8-х классов
2012
На мероприятии школьники изучают творчество Н.В. Гоголя, расширяют кругозор. Воспитываются любовь к классической литературе, эстетические и нравственные идеалы.
-
Литературно-музыкальная композиция "Л.Н. Толстой в Заволжье"
2012
Предлагаемый сценарий приурочен к 180-летию со дня рождения Л.Н. Толстого. Цель композиции: познакомить учащихся в увлекательной форме с разнообразной деятельностью Л.Н. Толстого в Самарском Заволжье, его увлечениями, предпринятыми действиями по спасению жителей Самарского края от голода. Уделено внимание доброму и чуткому отношению Льва Николаевича к судьбе детей Заволжья.