Урок литературного чтения в 4-м классе: "А.И. Куприн "Барбос и Жулька". Презентация к уроку "А.И. Куприн. Страницы жизни и творчества"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели урока:

  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах;
  • расширение знаний учащихся о творчестве А.И. Куприна;
  • закрепление умения работы с текстом.

Задачи:

1. Образовательные:

  • ознакомление с некоторыми эпизодами жизни и произведениями А.И. Куприна;
  • ознакомление с новыми литературными жанрами;
  • раскрытие смысла рассказа Куприна «Барбос и Жулька», смысла дружбы и верности;
  • обучение анализировать поступки героев;
  • обогащение словарного запаса учащихся.

2. Развивающие:

  • создание условий для развития речи учащихся, мышления, памяти;
  • развитие навыка выразительного чтения;
  • создание условий для формирования умения самостоятельной работы с текстом и новой информацией, умения выделять из потока информации главное;
  • создание условий для формирования адекватной самооценки.

3. Воспитывающие:

  • воспитание любви к России, интереса к прошлому страны;
  • привитие интереса к культуре;
  • воспитание любви к животным, бережного отношения к ним.

Планируемые результаты

Личностными результатами являются умения и качества:

  • чувство любви и уважения к Отечеству, культуре, истории;
  • чувство красоты художественного слова, стремление к совершенствованию собственной речи;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • умение осознавать и определять эмоции героев произведения, сочувствовать и сопереживать ;
  • чувство любви к животным.

Метапредметными результатами являются:

Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД
  • самостоятельно формулировать тему урока, цель своей деятельности;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • оформлять свои мысли в устной речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • работать в паре и группе.
  • извлекать информацию;
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметными результатами являются:

  • самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
  • ознакомление с новыми жанрами произведений;
  • ознакомление с жизнью и творчеством А.И.Куприна.

Оборудование:

  • Техническая оснащенность: компьютер; проектор.
  • Демонстрационный материал: толковые словари.
  • Индивидуальные наглядные пособия: карточки для самостоятельной работы.

Основные этапы урока:

I этап. Беседа о писателе

II этап. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация.
  2. Постановка целей урока.

III этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста.
  2. Перечитывание текста. Анализ текста.
  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного.

IV этап. Работа с текстом после чтения

  1. Выявление и формулирование основной идеи текста.
  2. Работа с заглавием и иллюстрациями.
  3. Творческое задание.

Ход урока

(урок рассчитан на два часа)

I этап

1. Организационный момент.

2. Беседа о писателе (просмотр презентации):

Слайд 2 – Сформулируйте тему урока.
Да, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с некоторыми эпизодами жизни и творчества А.И. Куприна.
После просмотра презентации у вас будет задание: составить краткий рассказ об А.И. Куприне.
(В ходе просмотра презентации учащиеся могут записывать ключевые слова).
Слайд 3 Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии. Он прожил большую, трудную, но радостную жизнь; обладал редким талантом неистощимого жизнелюбия, в самых тяжёлых обстоятельствах умел быть счастливым.
Слайд 4 Отец будущего писателя, Иван Иванович Куприн, был человеком художественного склада: недурно играл на скрипке, писал масляными красками. Отца своего Куприн не помнил.
Мать писателя, Любовь Алексеевна, происходила из некогда богатого рода татарских князей. Она была женщиной незаурядной, отличалась, по словам сына, редкой наблюдательностью, энергией и настойчивостью.
Слайд 5 В 1874 году мальчик переехал с матерью в Москву. В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна отдала сына в сиротское училище. В 1880 году он сдал вступительные экзамены во вторую московскую военную гимназию, которая позднее была преобразована в кадетский корпус. Уже в кадетском корпусе родилась настоящая, глубокая любовь будущего писателя к литературе. Куприн начинает пробовать свои силы в поэзии. Сохранились его стихи, оставшиеся неопубликованными.
Осенью 1888 года Куприн поступил в третье Александровское юнкерское училище в Москве. В это время Куприн впервые выступил в печати. В 1889 году увидел свет его рассказ «Первый дебют».
Слайд 6 В 1890 году, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений.
В 1894 году Куприн вышел в отставку и переехал в Киев. Он не имел ни гражданской профессии, ни жизненного опыта. Стал работать в киевских газетах. Судебная и полицейская хроника, сочинение фельетонов были главной литературной школой Куприна. К репортерству он навсегда сохранил теплое отношение.
В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. За шесть лет он освоил около двадцати профессий и ремёсел, движимый не только материальной нуждой, но и любопытством, жаждой познаний, избытком жизненных сил. Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов, суфлёром.
Слайд 7 В 1901 году Куприн приезжает в Петербург. Ещё раньше, в 1897 году Куприн познакомился с И. А. Буниным, несколько позднее - с А. П. Чеховым, а в ноябре 1902 года - с М. Горьким, давно уже пристально следившим за молодым писателем. Дружба с ними способствовала становлению Куприна как писателя.
В течение первого десятилетия 1900-х годов талант Куприна достигла наивысшего расцвета. В 1909 году писатель получил академическую Пушкинскую премию, поделив её с И. А. Буниным.
Слайд 8 Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души. Живо интересовался всем, что происходило в мире. Носился в бурю по морю с рыбаками в утлой лодке, спускался в скафандре водолаза на дно. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.
Слайд 9 В 1920 году эмигрировал во Францию. Семнадцать лет, проведённые в Париже, были малоплодотворными. Но в 1921 году в Париже вышел его сборник «Рассказы для детей». Тоска по родине заставила Куприна в 1937 году вернуться в СССР. И уже 31 мая 1937 года Москва встретила писателя. Вся страна тотчас же узнала о его приезде. Он поселился в Доме творчества писателей в подмосковном Голицыне, где его навещали старые друзья, журналисты и просто почитатели его таланта. В конце декабря 1937 года писатель переехал в Ленинград и жил там, окруженный заботой и вниманием.
Куприн очень хотел написать о новой России, но он был болен и не успел исполнить свою мечту. В 1938 году в августе писателя не стало.
Слайды
10–11
Дом-музей А.И. Куприна был открыт в г. Наровчате 6 сентября 1981 года, накануне 111-й годовщины со дня рождения писателя. Здесь можно увидеть старинные документы, фотографии друзей и знакомых, мемориальные и бытовые вещи, семейные портреты, открытки, визитки, хранящие строки, написанные рукой писателя.
Там же был установлен первый памятник писателю.
Слайд 12 В доме Куприна всё время жили разные животные. Он очень любил животных, превосходно знал характер и повадки птиц и зверей. Куприн написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.
Слайд 13 – Какие из представленных книг вы уже читали?
– Чем эти произведения вам запомнились?
В 1911 году К. Чуковский, редактируя детский альманах «Жар – птица», попросил А.И.Куприна написать что-нибудь для детей. На эту просьбу писатель откликнулся лишь в 1917 году, прислав для детского журнала, который выходил тогда при «Ниве», рассказ «Козлиная жизнь». Многие рассказы о животных были написаны им специально для детей и публиковались в детских журналах.
Слайд 14 Обобщение. (Работа в парах)
– Самостоятельно или с помощью вопросов составьте рассказ о писателе.
– Прослушивание рассказов учащихся.
– Выбор лучшего рассказа.
Творчество Куприна дышит любовью к Родине, природе, могучему русскому языку. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом.

II этап. Работа с текстом до чтения

Слайды
15–17
1. Актуализация знаний.
Разгадывание кроссворда по рассказу «Слон»
Вопросы к кроссворду:
1. Как звали девочку?
2. Какого слона захотела девочка увидеть?
3. Откуда папа привёл в дом живого слона?
4. Кто был хозяином зверинца?
5. Как звали слона?
6. Что слон очень любил?
7. Кто приснился слону после возвращения его в зверинец?

Ключевое слово: дружба
Слайд 17 2. Постановка цели урока.
Сегодня мы прочитаем рассказ А.И. Куприна «Барбос и Жулька» о дружбе, но не совсем обычной.
3. Антиципация.
Как вы думаете, о ком будет этот рассказ?
– Предположите по кличкам собак, как они могут выглядеть?
– Почему их так назвали?
– Так о чьей дружбе мы сейчас с вами прочитаем?
4. Физкультминутка.
Слайды
18–19
Словарно-лексическая работа
– Работа со словарём.

III этап. Работа с рассказом «Барбос и Жулька» во время чтения

1. Первичное чтение рассказа учащимися

  • Понравился ли вам рассказ?
  • Какое впечатление он на вас произвёл?

2. Перечитывание текста. Анализ текста.

  • Какие отношения были у Барбоса и Жульки?
  • Как вы думаете, зачем автор так подробно описал собак?
  • Ожидали ли вы от Жульки такого поступка? Почему?
  • О чём говорит этот поступок?
  • Как вы думаете, почему собака умерла?
  • Как вы оцениваете поступок Барбоса?

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного.

  • Как люди относились к животным?
  • Кто лучше всех понимал собак?

IV этап. Работа с текстом после чтения

1. Выявление и формулирование основной идеи текста.

– Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. (Работа в парах).

  • Легко подружиться, тяжело разлучиться.
  • Кто не испытал дружбы, тот не жил.
  • Будь верен до смерти.
  • При верном псе и сторож спит.

– Какие из пословиц можно отнести к нашему рассказу?

  • Обсуждение

2. Работа с заглавием и иллюстрациями.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Найдите эпизод, раскрывающий её, прочитайте выразительно.

3. Творческое задание

– Составьте синквейны про Барбоса и Жульку (характеристика главных героев)

– Пересказ

  • Составьте план текста. (Работа в парах).
  • Проверка.
  • Пересказ текста от имени Барбоса.

4. Итог урока

– Чему учит нас рассказ?

– Можно ли назвать поступок Жульки подвигом? Почему?

– Знаете ли вы истории, когда собаки совершали настоящие подвиги?

5. Домашнее задание

– Подготовить пересказ текста.

– Найти истории, когда собаки совершали настоящие подвиги (по желанию).

Литература:

  1. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению, 3 класс.- Москва: «ВАКО», 2009.
  2. Куприна К.А. Куприн – мой отец / К.А. Куприна; послесл. О. Михайлова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Худож. лит., 1979. – 287 с.: ил.
  3. Михайлов О.Н. Куприн / О.Н. Михайлов. – М.: Мол. Гвардия, 1981. – 270 с.: ил. – (Жизнь замечат. людей: вып. 14).
  4. Фонякова Н.Н. Куприн в Петербурге – Ленинграде. – Л.: Лениздат, 1986. –237 с.: ил. – (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге – Петрограде – Ленинграде).

Приложение.