Биология
-
Урок-игра "Круглый стол" по теме: "Состояние экологической обстановки в г. Новочеркасске и ее влияние на здоровье людей" 2005
Урок-игра проводится в форме "круглого стола" при изучении темы "Биосфера и человек" в 11 классе. При подборке материала развиваются творческие способности учащихся. Воспитывается бережное отношение к природе и ответственность каждого за экологию города.
-
Учебный проект "Чудеса и загадки Земли" 2005
В настоящее время задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться.
-
Игра "Счастливый случай" 2005
Цель мероприятия: развитие интереса учащихся к предметам естественно-научного профиля, формирование бережного отношения к природе, воспитание чувства прекрасного. Игра “Счастливый случай” как одна из форм массовой внеклассной работы проводится во время Недели естественных наук в школе. Художественное оформление вечера создаёт эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации.
-
Урок биологии по теме: "Регуляция процессов жизнедеятельности позвоночных животных" 2005
В данной работе представлен урок, на котором в простой и наглядной форме детям рассказывается об особенностях нервной системы позвоночных животных и ее роли в регуляции процессов жизнедеятельности. Ребят учат различать классы животных, располагать их в порядке усложнения в процессе эволюции. Методы и приёмы обучения: беседа, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
-
Урок — ролевая игра по теме "Ода картофелю" 2005
Урок - ролевая игра по теме: "Ода картофелю". Урок проводится в форме конференции. На конференции выступают представители разных профессий, имеющих отношение к картофелю. Сценарий урока строится из выступлений учащихся согласно распределённых ролей (профессий). В течение урока ребята узнают о систематике, биологии, агротехнике выращивания и значении картофеля, различных профессиях (профориентация).
-
Урок биологии в 10-м классе (по программе Т.Н. Мягковой). Тема: "Среды жизни. Экологическая ниша" 2005
Представленный урок позволяет расширить представление учащихся о средах жизни, сформировать понятие экологическая ниша на основе регионального материала. В ходе урока решаются задачи по формированию мнения делать наблюдения, выводы к ним, моделировать, решать проблемные задачи.
-
Нестандартный урок естествознания для 5-х классов 2005
Нестандартность урока заключается в том, что к нему готовятся и участвуют все учащиеся одной параллели. Подобная форм не только позволяет удовлетворить любознательность и познавательную активность данного возраста, но и развивает коммуникативные навыки, чувство коллективизма и толерантность.
-
Межпредметные связи в курсе биологии средней школы 2005
В работе показано на примере изучения темы “Пищеварение” курса “Анатомия и физиология человека” необходимость использования знаний, полученных на одних уроках, для понимания тем других уроков. Работа содержит примерное поурочное планирование темы “Пищеварение” курса “Анатомия и физиология человека” с тестами для проверки знаний, текстом произведения А.П. Чехова, используемого для формулирования основных вопросов темы, то есть, конкретный пример использования межпредметных связей в школе.
-
Обобщающий интегрированный урок: "…Oxygenium… Oxygenium…сохраните…" 2005
Предлагаемый интегрированный урок для 8 класса включает в себя материал по химии, биологии, географии и экологии. Он разработан в соответствии с принципом интегрированного подхода к содержанию обучения. Основная цель такого урока – развитие познавательного интереса учащихся, их творческих способностей, формирование единой картины мира. Урок разработан в форме деловой игры, что позволяет создать положительный эмоциональный фон обучения.
-
Урок–путешествие "Семейство пасленовых" 2005
Сегодня, когда у ребят пропал интерес к учению, когда всем надоели рядовые, скучные уроки, желание каждого учителя - развить интерес и любовь к своему предмету. Как бы не проводился урок, поток информации терминов, определений создает перегрузку. Урок-путешествие, эта нетрадиционная форма позволяет сделать урок интересным и привлекательным для ребят. Такой прием позволяет расширить рамки изучаемой темы, активизировать мыслительную деятельность школьников. Данный урок-путешествие проводится в 6-ом классе при изучении темы "Семейство пасленовых".
-
Урок биологии по теме: "Голосеменные растения в системе органического мира" 2005
Урок в первую очередь адресован тем учителям, которые работают по программе "Естествознание" и биология после "Естествознания" под редакцией профессора А. Г. Хрипковой. Однако материал (отдел голосеменные растения), общебиологические понятия (эволюция, ее направления, зависимость биологической эволюции от геологических изменений Земли, биогеоценозы), отрабатываемые на этом уроке и приемы, используемые на нем, возможно, применить на подобных уроках по любой современной программе, любого автора.
-
К вопросу об использовании опорно-логических схем при изучении жизнедеятельности организма на уроках биологии 2005
Опорно-логические схемы в методике преподавания биологии используются достаточно давно. Преимущества опорно-логических схем, на наш взгляд, следующие: 1. Материал изложен компактно. 2. У учащихся формируется представление об организме животного как о едином целом, а о клетке - как о единице живого. 3. Глубоко и системно усваиваются базовые общебиологические вопросы: значение кислорода, значение пищи и т.д. 4. Опрос учащихся с помощью схем позволяет развивать их речь.
-
Урок биологии по теме: "Работа сердца". 9-й класс 2005
Вопросы, обозначающие проблему: 1. Любая мышца сокращаясь, постепенно утомляется, и ей нужен отдых, чтобы восстановить работоспособность. Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает? 2. Почему именно в такой последовательности сокращается сердце? 3. Почему сердце "ведет" себя по-разному? Что происходит с ним?
-
Урок по теме: "Эмоции" 2005
Урок объяснения нового материала построен в форме устного журнала. Цель - выяснить значение эмоций в жизни человека.
-
Урок-лекция-провокация "Развитие органического мира в Мезозое" 2005
Одной из форм нетрадиционных уроков является лекция-парадокс. Текст лекции, составленный на основном материале ранее изученных тем, содержит ошибочные сведения, которые учащиеся должны определить по ходу урока. В конце урока учитель с учениками определяют, какие были допущены ошибки, поясняют и дают правильный ответ. Такой тип урока активирует внимание и развивает аналитические навыки.
-
Урок по теме: "Работа мышц. Утомление" в 9-х классах 2005
Данный урок на основе самонаблюдений помогает учащимся серьезно подойти к вопросу о влиянии двигательной активности на здоровье человека.
-
Внеклассное мероприятие по истории и биологии по теме "Страницы истории борьбы с оспой" 2005
Это мероприятие раскрывает страницы длительной истории борьбы с натуральной оспой - инфекционным заболеванием, уносившим жизни миллионов людей; показывает роль российской императрицы Екатерины II, английского врача Эдварда Дженнера и других в ликвидации этой страшной болезни; способствует воспитанию патриотизма и формированию основ гигиены у молодого поколения.
-
Биология и экологические проблемы. Программно-методическое сопровождение курса по выбору. 9-й класс 2005
Работа адресована учителям основной школы, ведущим курсы по выбору по биологии. Содержание курсов предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по оценке экологического состояния окружающей среды, изучению влияния её на собственное здоровье, выполнению учащимися социально-значимых проектов, которые служат реальному улучшению экологического состояния своего окружения, экономии природных ресурсов. В работе представлены простые, доступные эксперименты и наблюдения над древесными и травянистыми растениями.
-
Урок-игра "Птицы Якутии" 2005
Дидактическая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитывающую, развивающую. В своей практике я тоже использую различные дидактические игры на уроках. В статье представлен урок-игра для 8-го класса. Играют две команды, игра состоит из 5 геймов.
-
Урок биологии по теме: "Класс Саркодовые. Амёба обыкновенная" 2005
Разработка урока зоологии, 7-й класс. Особенностями является то, что в течение урока каждый учащийся заполняет структурно-логическую схему параллельно с учителем, затем схема вкладывается в рабочую тетрадь ученика. За каждый правильный ответ учащемуся выдается цветной квадратик, их количество соответствует определенной оценке.
-
Конференция по здоровому образу жизни 2005
В последние годы отмечен повышенный интерес населения к собственному здоровью. Однако, обращает на себя внимание то факт, что интерес к здоровью просыпается в зрелом возрасте, чаще всего уже тогда, когда организм можно только лечить. Предлагаемая конференция призвана обратить внимание ребят на несоответствие между интересом к здоровью и отсутствием реальных действий со стороны каждого человека по укреплению и сохранению собственного здоровья, а также создать условия для возникновения потребности эти реальные действия осуществлять.
-
Урок-практикум биологии в 9-м классе. Тема урока: "Гигиена дыхательной системы" 2005
Урок - практикум "Гигиена дыхательной системы" проводится как завершающий тему "Дыхание", помогает учащимся познать свой организм. Школьники вовлекаются в подготовку урока, изображая сказку кадрами рисованного фильма, посещают лабораторию мониторинга окружающей среды пишут рефераты, составляют кроссворды. Фронтальное обучение сочетается с индивидуальной самостоятельной работой, коллективной деятельностью класса. Вносимые игровые моменты, физ.минутки побуждают к активной деятельности, эмоционально окрашивая урок, предупреждая переутомление.
-
Интегрированный урок информатика + биология по теме: "Гигиена питания" 2005
Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету. Использование презентаций открывает более широкие возможности для творческого преподавания, как биологии, так и других предметов, обеспечивает политехнический принцип обучения, дифференцированный и личностно-ориентированный (при проведении урока в кабинете информатики) подходы в обучении.Хотим поделиться опытом применения компьютерных технологий на занятиях биологии.
-
Нестандартный урок: "Прощание с ботаникой" 2005
Нестандартный урок по курсу "Биология 6-7 класс" ставит целью расширить и проверить знания учащихся по курсу ботаники. К этому уроку ученики заранее готовят сообщения о некоторых видах растений, затем наступает игровая часть урока - КВН, где учащиеся также демонстрируют свои знания предмета. Третья часть урока индивидуальный контроль учащихся с помощью карточки-дешифратора.
-
Лабораторная работа по биологии в программе Microsoft Power Point 2005
Основная задача учителя в современной школе заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Огромную помощь в этом может оказать модульное обучение. Оно направлено на активную учебную деятельность учащихся, а современные средства обучения раскрывают перед педагогом огромные возможности, и позволяют решить многие проблемы.
-
Мастерская "Организм" 2005
Мастерская проводится в курсе «Организм человека» по теме « Общее знакомство с организмом, органами и их системами ». Цель мастерской, опираясь на известные факты, убедиться, что многое из строения организма и его органов еще неизвестно. Таким образом у учащихся создается мощный информационный запрос, укрепляется мотивировка для дальнейшего подробного изучения организма человека.
-
"Медоносная пчела. Пчеловодство" – разработка урока биологии для учащихся 7-х классов 2005
Разработка урока посвящена одному из двух одомашненных человеком насекомых - медоносной пчеле и отрасли хозяйства - пчеловодству. Пчеловодством люди занимаются издавна. В России мед и воск были одними из главных предметов торговли. Раскрыть тайны пчелиной семьи - вот основная задача этого урока. Учить самостоятельно добывать знания, обобщать, анализировать и применять полученные знания - задачи, которые учитель ставит перед собой и перед учениками.
-
Проблемы экологической безопасности эксплуатации комплекса "Байконур" 2005
Считаю необходимым привлечь внимание на некоторые отрицательные последствия, которые вызываются все возрастающим потоком грузов в околоземное космическое пространство. Из всех аспектов этой довольно обширной проблемы попытаемся поначалу разобраться с проблемой отработавших частей, блоков, ступеней ракеты-носителя, прекративших свою активную работу на орбите космических объектов, с воздействием ракетно-космической техники на атмосферу, авариями и мерам по их ликвидации и другими проблемами.
-
Внеклассное мироприятие-турнир "Живая природа и законы химии и физики" 2005
Турнир "Живая природа и законы химии и физики" проводился как открытое внеклассное мероприятие на городском уровне учителями химии и биологии лицея №1. Идея турнира: найти точки соприкосновения дисциплин естественнонаучного цикла, развивать навыки коммуникативного общения. Эти дисциплины - физика, химия и биология - формируют научное мировоззрение, развивают логику мышления. Вопросы подобраны так, что не требуют много времени на ответы на них. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Домашнее задание - химические опыты для конкурса "Что бы это значило?" и сценки для рекламной паузы - оценивается по 3-х балльной системе.
-
Урок-мастерская "Моделирование экологических систем". 11-й класс 2005
Cистематизировать и обобщить знания учащихся о биогеоценозах через моделирование экологических систем /биогеоценозов/ и отображение протекающих в них процессах.