Цели урока:
- обобщение и углубление знаний учащихся по теме “Цветковые растения”, их многообразие в природе;
- роль цветковых растений в природе, жизни человека, охрана цветковых растений;
- привитие интереса к предмету биология.
Оборудование урока: рулетка с помощью, которой выбираются вопросы, таблицы, рисунки, фотографии цветковых растений, письма “Растения просят у нас защиты”.
Плакаты:
“Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.
Г. Х. Андерсен.
“Давай пройдемся медленно по лугу и
здравствуй, скажем, каждому цветку
Я должен над цветами наклонится не для того, чтоб
рвать или срезать,
Чтобы увидеть добрые их лица и доброе лицо им
показать”.
Самед Вургун.
Викторина состоит из шести геймов. Формируются две команды по 5-6 человек. Три эксперта – дают оценку ответам и вопросам команд. Два статиста подсчитывают количество баллов и обеспечивают информацию на доске.
Перед уроком команды получают домашнее задание:
- Приготовить загадки о цветковых растениях,
- Защитить семейство по следующим номинациям: строение цветка, его формула и диаграмма, соцветие и плоды, вегетативные органы, значение в природе и жизни человека.
- Приготовить рекламную паузу, где говорится о цветковых растениях.
- Написать письмо от имени растения к человеку о помощи. “Растения просят у нас защиты”.
Учитель: Мы с вами закончили тему “Цветковые растения” и сегодня на обобщающем уроке мы проверяем те знания, которые вы получили во время уроков и в свободное время, работая с дополнительной литературой. Красивые цветы всегда привлекают внимание людей и их рвут, наверное, поэтому многие из них занесены на страницы Красной книги.
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм - с лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Сергей Смирнов.
Ведущий: Итак мы начинаем наш конкурс. Будьте внимательны и правильно отвечайте на поставленные вопросы.
1 гейм. Защити семейство.
На игровом поле лежат разноцветные карточки, на обратной стороне которых написаны названия семейств: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, лилейные, злаковые и “Счастливый случай”. Команды при помощи рулетки выбирают семейство, если выпадает “Счастливый случай” – команда сама выбирает семейство для защиты. Время на подготовку одна минута. Защита семейства по номинациям: строение цветка, его формула и диаграмма, соцветие и плоды, вегетативные органы, значение растений в природе и жизни человека.
2 гейм. Видеогейм.
На доске рисунки растений: пастушья сумка, лилии, земляника, крапива, облепиха, чистотел. Ведущий зачитывает небольшой отрывок, нужно по описанию узнать о каком растении идет речь
1. Цветы имеют четыре лепестка расположенных крест на крест. Это растение принадлежит к семейству крестоцветные. В то время, как наверху у него распускаются цветочки, начиная с апреля и до осени, а снизу стручочки похожие на сумочки. Это растение злостный сорняк посевов, но может быть использовано, как лекарственное растение. Отвар или свежие листья хорошо останавливают кровь. Крупные листья можно использовать в пищу, это хорошее средство от цинги. (Пастушья сумка).
2. Эти прекрасные цветы произошли от пролитых капель молока. Мать богов
Юнона вздумала покормить оставленного под кустом Геркулеса, малыш с такой силой впился в грудь, что Юнона почувствовав боль оттолкнула малыша, а молоко брызнуло растеклось по небу дав начало Млечному пути и несколько капель упало на землю и превратились в цветы. Какие это цветы? (Лилии).
3. Это растение можно встретить на опушках и лесных полянах. В мае – июне среди густой зелени травы, словно хлопья снега, сверкают белизной его цветы. Сидят они на длинных цветоножках. Пройдет всего месяц и поплывет над полянами приятный аромат. Теперь еже среди зеленой травы, словно драгоценные камни, рассыпаны ароматные ягоды. О каком растении, идет речь? (Земляника)
4. Растение с золотисто-желтыми цветами часто встречаются в огородах, дворах. В народе его называют бородавочником. Если поранить растение, из растения вытекает ярко-оранжевый сок. Латинское название растения хелидониум происходит от греческого слова “хелидон” – ласточка. В старину верили, что ласточки собирают млечный сок растения, чтобы возвратить зрение слепым от рождения птенцам. Как называется - это растение? (Чистотел).
5.Северный ананас – красивое название, неправда ли, это скромный кустарник. Название точное – желтые или оранжевые плоды буквально облепляют ветки. Еще в древней Греции ее листьями и молодыми побегами кормили лошадей. От этого они прибавляли в весе, шерсть их становилась шелковистой, красивой. Позже человек внимательно присмотрелся к этому растению и оценил его лечебные свойства. Как называется - это растение? (Облепиха).
6. Кто придумал шприц? Это пытливый ум человека, благодаря растению. Растение это имеет жгучие волоски, похожие на крохотные бутылочки. Стенки волосков очень хрупкие. Чуть их задел – верхушки обламываются и острые края вонзаются в кожу как шприцы. А в шприцах жгучее вещество. От таких уколов долго чешется кожа. Что это - за растение? (Крапива).
3 гейм. Аукцион загадок.
Команды готовили домашнее задание, загадки о цветковых растениях. Команды по очереди задают загадки. Эксперты выявляют самые интересные загадки.
Загадки первой команды:
- Я вырос на грядке, характер мой гадкий, куда не приду, всех до слез доведу. (Лук)
- Мне зеленый кипяток ноги голые обжег.
У заборов он бывает, никогда не остывает. (Крапива) - Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой. (Береза). - Голубым все поле стало, словно небо, вниз упало. (Лен).
- Встали в ряд богатыри, верно службу служат.
Голова у них внутри, борода, снаружи. (Кукуруза)
Загадки второй команды:
- Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
- Цветок – крылатка, а плод – лопатка
Плод зелен и молод, но сладок, как солод. (Горох). - Синенький звонок висит, никогда он не звонит. (Колокольчик)
- Стоит он задумчивый в желтом венце,
Темнеют веснушки на круглом лице. (Подсолнух). - На кусту бадейка, а в ней сидит злодейка. (Белена)
4 гейм Заморочки из мешочка.
(В мешочке находятся бочонки от лото с номерами, команды по очереди вытягивают бочонки. Ведущий зачитывает заморочки)
- Родовое название этого растения “центуаре” произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра), который соком этого растения залечивал раны, нанесенные Гераклом. Назовите, русское название этого растения? (Василек)
- Какое растение, было на родине сорняком, в Европе садовым цветком, а у нас стало масличным растением? (Подсолнечник)
- Часто это растение называют “зеленой коровой”, так как из его семян делают масло, молоко, простоквашу, сыр, а также заменители какао и шоколада. А вы знаете это растение? (Соя)
- Назовите культурное растение, к которому относится такое выражение: “Аристократ среди злаков, сын воды и солнца, пища богов”. (Рис).
- … и вдруг видит он, на пригорке зеленом, цветок, цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать… О каком цветке идет речь? (“Аленький цветочек” Аксаков)
- Почти все злаковые растения - травы. Но и среди них встречаются такие, у которых стебель одревесневает так, что достигает твердости, и благодаря высокому росту эти травы можно принять за деревья, тем более они часто образуют целые рощи. Как называется этот злак? (Бамбук).
- Девочке очень понравился цветок в виде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и голубой. О каком цветке идет речь? (Цветик-семицветик В. Катаев).
- Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей, у заветного местечка есть волшебная аптечка. Там красные таблетки развешаны на ветке. Что это за растение? (Шиповник)
- Соколиный Глаз вздрогнул и с опаской огляделся вокруг. Потом опустился на колено, потрогал рукой неприметное растение, выросшее прямо на тропе. “След бледнолицего”. Как по другому называется это растение? (Подорожник).
- Кто не знает замечательный садовый цветок анютины глазки. История его культивирования не так уж велика – всего около полутора сотен лет. Хотя за это время выведено множество сортов. А какому дикому цветку, анютины глазки являются родней? (Фиалке).
5 гейм. Рекламная пауза.
Команды готовили домашнее задание. Приготовить рекламную паузу, где говорится о цветковых растениях, овощах, фруктах или ягодах.
6 гейм. Интеллектуальный марафон.
Командам предлагаются вопросы. Какая команда в течение одной минуты ответит на большее количество вопросов, та выигрывает.
Вопросы первой команде:
- Какое растение называют царица цветов? (Роза)
- Из семян какого растения получают пшенную крупу? (Просо)
- Какая корневая система у двудольных растений? (Стержневая)
- Какое растение – называют “дитя солнца” (Подсолнух)
- Какой плод у пшеницы? (Зерновка)
- Какая ягода может служить компасом? (Земляника)
- Из семян какого растения получают перловую крупу? (Ячмень)
- Какое жилкование листьев, у однодольных растений? (Параллельное)
- Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцис)
- Как называется Богиня цветов? (Флора)
- Какие цветы рвала девочка в сказке “Двенадцать месяцев”? (Подснежники)
- Какие цветы очень любит крупнорогатый скот? (Клевер)
- Какой орган растения употребляют в пищу у лука? (Листья и видоизмененный побег).
- За ботву, как за веревку, можно вытянуть … (Морковку)
- Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет … (Картошка)
- Какой овощ на золотом блюде приносили Богу Аполлону? (Редис)
- Какое огородное растение, носит название главного героя кукольного театра? (Петрушка).
- О каком цветке не мог забыть странник, побывавший на многих планетах и даже на Земле? (Роза. “Маленький принц” А. де Сент-Экзюпеои)
Вопросы второй команде:
- Какое растение называют сибирским “ананасом”? (Облепиха)
- Из семян какого растения получают крупу геркулес? (Овес)
- Какая корневая система у однодольных растений? (Мочковатая)
- Цветок какого растения цветет всего один день? (Лен)
- Какой плод у черемухи? (Костянка)
- Из древесины какого дерева делают спички? (Осина)
- Из семян какого растения получают манную крупу? (Пшеница)
- Какое жилкование листьев у двудольных растений? (Сетчатое)
- Какой цветок имеет прямое отношение к царю зверей? (Львиный зев)
- Как называется наука о растениях? (Ботаника)
- Какой необыкновенный цветок описал Аксаков? (Аленький цветочек)
- Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду? (Колокольчик)
- Какой орган растения употребляют в пищу у картофеля? (Видоизмененный побег – клубень)
- Разве в огороде пусто, если там растет … (Капуста).
- Захотелось плакать вдруг, слезы лить заставит … (Лук).
- Какой овощ больше всего любил Наполеон? (Фасоль).
- Какое растение сеяли мужик и медведь. Мужик взял корешки, а медведь - вершки? (Репу).
- В чашечке какого цветка “на зеленом стульчике сидела крошечная девочка”? (Тюльпан “Дюймовочка” Г. Х Андерсен).
Итог урока: Статисты и эксперты объявляют результаты игры. По итогам игры можно выявить “Самый активный”, “Самый любознательный”,
“Самый наблюдательный” ( Приготовить грамоты и вручить их на уроке детям).
Пока подводятся итоги, можно зачитать отрывки из писем “Растения просят у нас о помощи”.
Литература:
- Биология в вопросах и ответах.
- М. А. Кузнецова А. С. Резникова “Сказания о лекарственных растениях”
- В. С. Моложавенко “Тайна красоты”
- В. В. Петров “Лесные тайны”
- В. Рохлов, А. Теремов “Занимательная ботаника”
Москва “АСТ – ПРЕСС” 1998 г. - Д. И. Трайтак “Сборник задач и упражнений по
биологии”
Москва “Мнемозина” 1998 г.
Москва. Мирос- “Международные отношения”1993 г.
Москва “Высшая школа” 1992г.
Москва издательство “Педагогика –пресс”1993 г.
Москва “Лесная промышленность” 1989 г.