Задачи урока:
- Дать понятие размножения, как основного свойства живых организмов.
- Формировать представление об эволюционном развитии органического мира.
- Формирование понятий эндосперм, зародыш семени, семязачаток, яйцеклетка в сперме.
- В ходе лабораторной работы учить наблюдать объекты природы, проводить работу по изучению объектов природы, делать выводы об особенностях строения и функций данного объекта.
- Учить объективному оцениванию своих знаний.
- Формировать чуткое отношение к природе. Умение видеть прекрасное в окружающем нас мире.
- Познакомить с валеологическим и экологическим аспектом хвойных растений.
Методы:
Объяснительно-иллюстративный с элементами беседы, частично поисковый.
Оборудование:
- таблица “Развитие растительного мира”,
- таблица “Сосна обыкновенная”,
- гербарий хвойных растений,
- схема “Типы размножения”,
- динамическая схема “Развитие семени в шишке”,
- карточки-инструкции,
- тесты,
- натуральные объекты – веточки сосны, шишки.
ХОД УРОКА
На фоне сказочной музыки.
I. Организационный момент
Обращение к ребятам: – Сегодня, я расскажу вам сказку. Наша сказка называется не совсем обычно. Но ведь это не совсем обычная сказка. Это сказка-быль. Сказка называется “Главная тайна сосны”.
Перелистаем страницы сказки:
- Место голосеменных в царстве природы;
- Главная тайна – размножение;
- Работа в сказочной лаборатории;
- Хвойный лес в картинках художников и в стихах поэтов.
Каждая сказка чему-то учит. Какие уроки мы должны извлечь из сказки?
- Знать “размножение голосеменных”;
- Учиться наблюдать и делать выводы;
- Учиться видеть и находить красоту в окружающем нас мире.
Помогать в работе вам будут карточки-инструкции для работы в сказочной лаборатории, тестовые задания, с которыми вы будете работать по ходу урока, а в конце сами себе поставите оценку.
II. Индукция
– Ребята, в каком царстве-государстве живут голосеменные?
Работа с таблицей “Развитие органического мира”.
Запись на доске:
Царство: растения.
Отдел: голосеменные.
Предлагается ответить на первый вопрос теста.
(Учащиеся работают с тестом). (См. приложение)
– Почему эти растения так названы – голосеменные?
Стихотворение учителя:
У всех растений этих, скажу без промедленья,
Никогда не происходит цветения.
Плоды они также не образуют,
Хотя и вкусными шишками нас балуют.
И семена лежат у них открыто
Как на витрине, за это и назвали их голосеменными.
(Работа с тестом. Отвечают на второй и третий вопрос теста.) (См. приложение)
– Пора познакомиться с главной героиней сказки.
– В названии какого растения звучит сигнал SOS? (Ответ учащихся.)
– Главная героиня – сосна обыкновенная.
Запись на доске:
Подотдел – хвойные
Семейство – сосновые
Род – сосна
Вид – сосна обыкновенная
– Кроме сосны какие еще растения относятся к хвойным?
Показ гербарного материала.
(Работа с тестом. Отвечают на четвертый вопрос теста.) (См. приложение)
– Ребята, почему сосны и другие хвойные посылают сигнал SOS, я заметила, что они не встречаются в нашем городе?
(Беседа об экологической проблеме города – выбросы сернистого газа в атмосферу, которые губительно действуют на эти растения, т.к. иголки накапливают вредные вещества, а сброс их происходит раз в 3–5 лет.)
III. Актуализация
Итак, мы подходим к главной тайне сосны, которая запечатана в ее шишках.
– Какой процесс лежит в основе непрерывности смены поколений?
Работа со схемой.
Размножение | ||
половое | бесполое |
Беседа о значении бережного отношения к этим растениям, о трудностях их выращивания.
Информация к размышлению: Сосны размножаются семенами, вегетативно не размножаются. Примеры выращивания сосен в местных лесных хозяйствах. Продолжительность жизни сосны 570 лет.
Работа с материалом.
– Теперь я вам предлагаю посетить сказочную лабораторию и ответить на главный вопрос, что хранит сосна в своих шишках?
(Работа с картой-инструкцией, выполнение лабораторной работы.)
Лабораторная работа: “Изучение шишек сосны”
Цель: Рассмотреть женские шишки сосны. Изучить строение семени шишки.
Задание:
1. Рассмотрите шишки, лежащие перед вами:
– чем они отличаются по цвету,
– по состоянию чешуй (закрытые чешуйки или открытые).
2. Попробуйте оторвать от каждой шишки чешуйку:
– у каких шишек хорошо отходят чешуйки,
– в каких шишках есть семена.
3. Рассмотрите семя шишки. Какую особенность в строении семени можно отметить?
4. Заполните таблицу.
Номер |
Цвет |
Состояние чешуек |
Наличие семян |
1 | |||
2 | |||
3 |
5. Сделайте вывод о том, в каких шишках есть семена, а в каких – нет.
IV. Социализация
После лабораторной работы рассказ по таблице “Размножение сосны”, обыгрывается в сказочной форме. Одновременно на доске появляется динамическая схема: “Развитие семени в шишке”.
(Схема зарисовывается в тетрадь.) (См. рисунок 1)
Семязачаток | ------> | Семя |
Зигота | ------> | Зародыш семени |
V. Рефлексия
Беседа по вопросам.
– Что образуется у голосеменных в результате
полового размножения? Семена.
– Из чего образуется зародыш семени?
– Для чего семенам нужны крылышки?
– Какое значение имеет размножение в жизни
сосны?
Работа с тестом: Вопросы 5,6,7,8,9,10. (См. приложение)
– Ребята, я знакома со многими лесными жителями. И многие из них говорят: “Люди за деревьями леса не видят”. О чем это они, как вы думаете?
(Беседа о взаимосвязях между живыми организмами и с окружающей средой.)
– Почему так ценны сосновые леса, еловые леса? (Предполагаемые ответы: – Деревья выделяют летучие вещества – фитонциды, которые имеют антибактериальное действие. Иголки содержат витамин С.)
Предлагаю попробовать варенье из сосновых “свечек”.
– Многие русские художники воспевали в своих полотнах красоту хвойных лесов.
(Рассматриваем картины русских художников с изображением хвойного леса.)
Выводы по уроку.
- Размножение – общее свойство живых организмов, лежит в основе продолжения жизни.
- В результате полового размножения образуются семена.
- Семена образуются из семязачатков.
- Семена-крылатки – для распространения ветром.
- Все живое на земле связано между собой.
Самооценка учащихся по таблице ответов:
9–10 – “5”
7–8 – “4”
5–6 – “3”
Оформление доски.
Приложение
Тест-опросник
1. Какой характерный признак отличает большинство растений от животных?
а) наличие размножения
б) ограниченный рост
в) способность к фотосинтезу
2. Какой общий признак характеризует отдел голосеменных?
а) размножаются спорами
б) семена защищены плодом
в) плод не образуют
3. Основные отличия голосеменных от споровых:
а) размножаются семенами
б) размножаются спорами
4. Какое растение не принадлежит к голосеменным:
а) можжевельник
б) лиственница
в) сосна
г) береза
5. Где расположены семязачатки у сосны?
а) на чешуйках мужских шишек
б) на хвоинках
в) на чешуйках женских шишек
6. Что образуется в мужских шишках у сосны?
а) зигота
б) пыльца
7. Что образуется из зиготы у сосны?
а) спора
б) зародыш семени
в) семя
8. Что образуется из семязачатка сосны?
а) спора
б) зародыш семени
в) семя
9. Как происходит опыление у сосны?
а) с помощью насекомых
б) с помощью ветра
в) самоопылением
10. Для чего семени сосны крылышко?
а) для распространения ветром
б) чтобы не утонуть в воде
в) для красоты
Таблица ответов
№ вопроса | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Буквы правильного ответа | ||||||||||
Баллы |
Примечание: один правильный ответ – 1 балл.