Урок-игра "Покорение вершины". Обобщающий урок в 8-м классе по теме: "Класс птицы"

Разделы: Биология


ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и проверить знания по теме «Класс птицы»

ЗАДАЧИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Обобщить, расширить, закрепить и проверить знания учащихся об особенностях организации, многообразии, особенностях строения и жизнедеятельности птиц различных экологических групп, их роли в природных сообществах и значение в жизни человека.

РАЗВИВАЮЩАЯ: Закрепить и проверить умение узнавать изученных птиц, обосновывать их принадлежность к той или иной группе; применять свои знания при выполнении различного рода заданий, совершенствовать умения учащихся оценивать свой учебный труд. Развивать умение приобретать знания самостоятельно.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: Развивать интерес к природе, ее изучению, способствовать экологическому воспитанию и образованию. Продолжить формирование умения работать в коллективе, умения слушать и выражать свою точку зрения, толерантности (умения принимать других такими, какие они есть).

ОБОРУДОВАНИЕ – ТАБЛИЦЫ:

«Внешнее, внутреннее строение птицы», «Скелет птицы», «Экологические группы птиц», «Редкие и исчезающие птицы», муляжи – «Головной мозг птицы», «Яйцо птицы», фотографии и рисунки птиц, карточки – задания, карточки – таксоны.

МЕТОДЫ:

Словесный – беседа, рассказ, сообщения уч-ся.

Наглядный – демонстрация видеокадров, таблиц, муляжей.

Практический – работа с таблицами, муляжами, карточками.

 

ХОД УРОКА

1.Орг. момент (на фоне звуков птичьих голосов)

а) приветствие

б) фиксирование присутствующих

в) знакомство с целями и формой проведения урока

г) Видеофильм 1мин. «Класс птицы»

УЧИТЕЛЬ: О чем сегодня пойдет речь, вы уже догадались. Да, речь пойдет о птицах, мы заканчиваем изучение еще одного класса хордовых - «Класс птицы». И цель нашего урока - закрепить, обобщить, проверить и расширить свои знания об особенностях строения, жизнедеятельности, организации птиц, их многообразии, роли в природе и значении в жизни человека.

Наш урок необычный, мы отправляемся в орнитологическую экспедицию "Покорение вершины».

Каждая ваша группа - это экспедиция, состоящая из спортсменов-альпинистов. Используя свои знания, быстроту, сообразительность, вы должны выполнить все задания, встретившиеся на пути, и добраться до вершины знаний.

При восхождении к вершине вам необходимо преодолеть 4 высоты.

Снежная лавина

Птицеград

Ледовая трещина

Вершина

После каждой взятой высоты мы будем делать привал (всего 3), во время которых вы будете информировать нас проделанном дополнительном домашнем задании.

У каждой экспедиции есть начальник, он отвечает за дисциплину и отмечает маршрут, указывает пройденный путь в баллах, максимальное количество баллов за каждую высоту указано в маршрутных листах и будет оглашаться, за дополнения будут присуждаться дополнительные очки.

По количеству набранных баллов вы будете оценены в конце урока.

Как известно, экспедиции всегда предшествует тщательная подготовка, поэтому на первом уроке мы проверим свою готовность к покорению вершины - проверим и закрепим наши знания о птицах. Для этого мы соберем рюкзак, проведем жеребьевку, справимся о погоде и разомнемся перед дорогой. В дорогу всегда берут самое необходимое. Для нас это прежде всего основные термины и понятия темы, проверим как, вы их усвоили. В импровизированном рюкзачке у меня находятся карточки с названиями основных терминов и понятий, каждому необходимо дать четкую формулировку одного из них, очень быстро. За верный ответ - 5 баллов, за неверный – 0.

ПРОВЕРКА СНАРЯЖЕНИЯ

(термины по очереди вынимает учитель и по цепочке задает учащимся вопросы: бескилевые, воздушные мешки, двойное дыхание, экологические группы птиц, железистый желудок, зоб, клюв, килегрудые, контурные перья, маховые перья, копчиковая железа, линька, мускульный желудок, очин, птенцовые птицы, рулевые перья, скорлуповые оболочки, стержень, цевка, крестец, погадка, пудретки, птичье молоко, выводковые птицы).

Начальники фиксируют баллы.

УЧИТЕЛЬ: Рюкзак собрали, решили, какая команда первой тронется в путь - проведем жеребьевку. Необходимо ответить на предлагаемый вопрос, право ответить получает команда, первая поднявшая руку. За верный ответ 5 баллов получает отвечающий.

2. ЖЕРЕБЬЕВКА

Птицу нельзя спутать не с одним другим представителем типа хордовых. На основании чего можно сказать, что это птица (демонстрируется чучело)?

Почему птиц считают высокоорганизованными животными?

О чем идет речь: «С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет» ? Какие виды перьев различают на теле птиц ? Функции перьевого покрова.

Птиц иногда в шутку называют “горячими ящерицами”. Почему?

По мере ответов на стол выставляются таблички с номером команды 1, 2, 3, 4.

УЧИТЕЛЬ: Порядок отправления установили, справимся о погоде.

3. МЕТЕОСВОДКА

На доске 4 облака, на обратной стороне – текст заданий. Под каждым облаком табличка «пасмурно». При правильном ответе таблица меняется на «ясно».

1 облако. Назовите особенности скелета птицы, связанные с полетом.

2 облако. Какие изменения произошли в пищеварительной и половой системах птицы, связанные с полетом?

3 облако. Укажите особенности дыхательной системы птиц, связанные с полетом.

4 облако. Каковы особенности кровеносной системы птиц, что они обуславливают?

Начальник фиксирует, правильно ответивший получает 10 баллов.

УЧИТЕЛЬ: Ну а теперь приведем свои знания в боевую готовность, потренируемся.

4. ТРЕНАЖЕР

1. Восстанови порядок.

Предлагается расположенные на столе в беспорядке таксономические единицы поместить на доску в правильной последовательности. Команды по очереди выходят к доске; за правильный ответ – 1 балл.

Таксоны: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.

2. Дальше – дальше

Командам предлагается на время ответить на вопросы.

Вопросы 1 команде

1. Самая маленькая птица в мире? ( колибри)

2. Какие птицы ночуют зарывшись в снег? (куриные - тетерев, рябчик и т.п.)

3. Каких птиц на земле больше? (кур, воробьев)

4. Дышит ли цыпленок в яйце? (да, через поры в скорлупе)

5. Какие птицы растят своих птенцов под землей? (те, которые устраивают гнезда в норах – киви, ласточки – береговушки, тупики, и т.д.)

6. Есть ли у птенцов зубы? (есть, яйцовый зуб)

Вопросы 2 команде

1. Самые маленькие птицы у нас в стране? (королек, крапивник)

2. У какой птицы на крыльях есть когти? (гоацин)

3. Какую птицу называют пернатой кошкой? (сову)

4. Насиживают ли птенцы яйца? (да)

5. У какой птицы все 4 пальца направлены вперед? (стриж)

6. В какой период жизни птицы копчиковая железа у них не работает? (в период насиживания яиц)

Вопросы 3 команде

1. Самая крупная птица у нас в стране? (дрофа)

2. «Фабрика косметики» у птиц – это? (копчиковая железа)

3. У каких птиц гнездо плавает? (у чомги, других поганок)

4. Гнездо какой птицы съедобно? (стрижа-салангана)

5. Какую птицу называют гнездовым паразитом? (кукушку)

6. Какая из уток гнездится в дупле дерева? (утка гоголь, большой крохаль)

Вопросы 4 команде

1. Самая крупная птица в мире? (страус)

2. Какая певчая птица достает пищу, ныряя в воду и бегая по льду? (оляпка)

3. Рекордсмен по перелетам, преодолевает путь 36000 км? (полярная крачка)

4. Какую птицу называют дятлосиницей? (поползень)

5. Какая птица пьет воду, не запрокидывая голову? (голубь)

6. Какая птица выстилает свое гнездо рыбными костями?

(зимородок)

Звучит музыка, начальники подсчитывают и сообщают количество заработанных баллов за 1 урок.

УЧИТЕЛЬ: Наш тренажер подсказал, что вы готовы к экспедиции, итак, собирайтесь в дорогу.

УРОК 2 «ВОСХОЖДЕНИЕ»

1. ВЫСОТА «СНЕЖНАЯ ЛАВИНА»

ЗАДАНИЕ: выписать номера верных утверждений, за верный ответ 1 балл.

Все птицы имеют хорошо развитое зрение и обоняние.

У самок развит только один, левый яичник.

Оплодотворение у птиц происходит в яйцеводе самки.

Только что отложенное яйцо легче уже насиженного ( с зародышем).

Питательные вещества для зародыша находятся в белке.

Зародышевый диск всегда направлен кверху благодаря канатикам.

Во время развития зародыша скорлупа яйца частично расходуется на образование его скелета.

Белок в яйце – одна из оболочек, одевающих желток.

По мере насиживания яиц в скорлупе увеличивается просвет пор.

Гнездостроение - одно из проявлений заботы птиц о своем потомстве.

У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми, голыми.

Перелетные птицы не имеют постоянных мест зимовок.

Рябчики, глухари, тетерева – куриные птицы.

Ласточки и стрижы – птицы одного рода.

Из птиц человек одомашнил только кур, гусей, уток и пингвинов.

Взаимопроверка: 2, 3, 7, 8, 9, 10, 13.

ПРИВАЛ 1 «ПТИЧИЙ РАЦИОН» – 3 балла.

Учащиеся делают сообщения о приспособлениях птиц к добыванию пищи – о бакланах или пеликанах, о скопе или сове, о дятле или стриже, о клесте.

2. ВЫСОТА «ПТИЦЕГРАД»

Работа в парах, ребятам предлагается определить, кому принадлежат клювы, ноги, гнезда, силуэт.

а) « Чьи это клювы» – 2 балла.

б) « Чьи это ноги» – 2 балла.

в) «Чьи это гнезда» - 2 балла.

г) «Видна птица по полету» – 2 балла.

д) «Птичья столовая» – 8 баллов – решить кроссворд – групповая работа.

Проверяет учитель, начальник фиксирует.

ПРИВАЛ 2 «НУ и НУ» – 3 балла.

В качестве домашнего задания учащиеся готовили интересные загадки, поговорки – пословицы, приметы, мифы.

Они знакомят с ними ребят на фоне музыки.

3. ВЫСОТА «ЛЕДОВАЯ ТРЕЩИНА» – 4 балла

Соревнуются начальники, им необходимо из расположенных на доске рисунков птиц выбрать птиц, относящихся к одной из экологических групп: дать название птицы (1б.), обоснование принадлежности к то или иной экологической группе (2б.), отряд (1б.).

Начальник 1 группы – птицы леса.

Начальник 2 группы – птицы степей, пустынь, болот.

Начальник 3 группы – водоемов, побережий, открытых воздушных пространств.

Начальник 4 группы – дневные, ночные хищники.

ПРИВАЛ 3 «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»

В качестве домашнего задания учащиеся готовили сообщения о памятниках птицам, об индикаторных способностях птиц, об исчезнувших птицах, птицах - краснокнижниках Бурятии.

4. ВЫСОТА «ВЕРШИНА»

Индивидуальная работа по карточкам на выбор: красная коробочка - 5, желтая - 4, зеленая - 3.

Карточку начальника проверяет учитель, начальник проверяет карточки ребят. Пока подводятся итоги, начальник выставляет в маршрутные листы баллы и выводит оценки на фоне музыки.

УЧИТЕЛЬ: Вот мы и завершили восхождение, достигли вершины, пока начальники проверяют и оценивают ваши работы, выставляют оценки за урок, мы поговорим о том, понравился ли вам урок, чтобы вы хотели изменить, что вам особенно понравилась или не понравилось.

Поднятием соответствующей карточки вы можете выразить свое мнение:

«Красный» – урок понравился, особенно …

«Желтый» – урок понравился, но …

«Зеленый» – урок не понравился, потому что… Начальники собирают набранные баллы и оценки за урок, учитель выставляет оценки в журнал.

УРОК ОКОНЧЕН, ДО СВИДАНИЯ.

Список использованной литературы:

Бурявлева В.П. «Урок-игра «Покорение вершины»» по теме «Общая характеристика червей», // «Биология в школе» №1 2000г.

Дмитров Е.Н. «Познавательные задачи по биологии позвоночных», Тула, «Родничок», 1999г.

Никишов А.И. «Животные», учебник по зоологии 8 класс, Москва «Просвещение», 1999г.