Задачи: сформировать представления о растительных тканях и их многообразии, о функциях растительных тканей.
Средства обучения: ботанические таблицы, тест (на каждого ученика), учебник «Растения 6-7 кл.» / Т. И. Серебрякова, А. Г. Еленевский и др.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы продолжим изучение растительного организма. Перед вами тест. Прочитайте задания и скажите, пожалуйста, о чем мы будем сегодня говорить на уроке.
ТЕСТ
Выберите верный ответ.
1. Тканью называются:
а) клетки, которые расположены вместе;
б) группа клеток одинакового строения;
в) клетки одинакового строения, выполняющие одинаковую функцию.
2. Механическая ткань в растении:
а) обеспечивает рост растения;
б) придает растению прочность и упругость;
в) защищает растение от неблагоприятных воздействий среды,
3. Функцию передвижения веществ в растении выполняет:
а) покровная ткань;
б) проводящая ткань;
в) запасающая ткань
4. Рост растения осуществляется за счет деления и роста клеток:
а) проводящей ткани;
б) покровной ткани;
в) образовательной ткани.
5. Клетки мякоти арбуза крупные,
заполнены органическими веществами, поэтому
их относят к:
а) проводящей ткани;
б) всасывающей ткани;
в) запасающей ткани.
Ученики: О тканях.
Учитель: Правильно. А как вы думаете, что такое ткань? Когда вы произносите слово «ткань», что вы представляете?
Ученики: Полотно, что-то однородное, из нее шьют одежду и др
Учитель: Правильно. А теперь прочитайте задание 1 в тесте и попробуйте найти правильный ответ.
Ученики: Клетки одинакового строения, выполняющие одинаковую функцию.
Учитель: Молодцы! Вы сейчас дали определение растительным тканям. А почему не подходят другие ответы? Давайте разберемся.
Ученики: Первый ответ не подходит, так как ничего не говорится о строении и функциях клеток. А в последнем ответе ничего не говорится об одинаковых функциях клеток.
Учитель: А теперь давайте подумаем, у растений ткани, из которых они состоят, будут все одинаковые или они будут разные?
Ученики: Нет, они разные: механическая, проводящая, покровная, образовательная, запасающая.
Учитель: Молодцы! Вы сейчас перечислили разные виды растительных тканей. А для чего растению так много разных тканей, каковы их функции? Найдите ответы в тесте.
Ученики: Механическая ткань - придает растению прочность и гибкость, проводящая ткань - обеспечивает передвижение питательных веществ в растении, образовательная ткань - рост, покровная ткань - защиту, запасающая ткань - запас питательных веществ.
Учитель: А теперь сделаем вывод, что же мы узнали о растительных тканях?
Ученики: Растительная ткань - это группа одинаковых клеток, выполняющих одинаковую функцию в организме. Растительные ткани бывают разных видов: образовательные, запасающие, покровные, проводящие, механические. Каждая ткань выполняет свои функции: за счет образовательной ткани происходит рост растений, запасающие ткани - накапливают питательные вещества и воду, покровные - защищают растения, механические - обеспечивают прочность и гибкость.
Учитель: Запишите в тетрадки все, что вы сегодня узнали о растительных тканях. Теперь откройте учебник на стр. 32 и прочитайте, что написали авторы учебника о растительных тканях. Что вы заметили?
Ученики: Мы написали то же самое, что и в учебнике.
Учитель: Вот видите, какие вы молодцы! Вы сегодня совершили маленькое открытие: узнали, что такое растительная ткань. Вы пришли к тем же выводам, что и ученые, написавшие этот учебник. Молодцы!
На следующем уроке мы посмотрим, где эти ткани находятся в растении и как они устроены.