Цель: повторение и закрепление материала по теме «Употребление причастий».
Задачи:
- Актуализация знаний по орфографии и пунктуации (падежные окончания причастий, постановка знаков препинания в предложении с обособленным определением, выраженным причастным оборотом).
- Нормы согласования причастий.
- Отработка навыка правильного употребления причастий в предложениях.
- Конструирование предложений с причастным оборотом.
Тип урока: повторение изученного материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Наличие школьных принадлежностей, материалов для урока у каждого ученика (см. Приложения).
- Психологический настрой на урок.
2. Актуализация знаний.
- Прочитайте текст, прокомментируйте орфограммы и пунктограммы; определите, какова особенность данного текста. (Приложение 1)
Текст насыщен примерами, связанными с правописанием причастий.
- Как бы вы сформулировали тему урока? (Ответы учеников.)
- А как вы считаете, какова цель сегодняшнего урока? (Ответы учеников.)
- Тема и цель записаны на доске.
Учащиеся записывают тему урока.
- Выпишите из данного текста словосочетания, соответствующие схеме «причастие + существительное».
Ученики выполняют.
- Назовите способ связи в данных словосочетаниях и его особенности.
- Нарушение норм согласования приводит к грамматическим ошибкам. Укажите предложения с нарушением грамматических норм, запишите в исправленном виде. (Приложение 2)
Ученики выполняют.
- Найдите последнее предложение в тексте (Приложение 1), дайте его характеристику, составьте схему.
- Можно ли заменить придаточное определительное причастным оборотом? (Ответы учеников.)
Ученики делают вывод: сложноподчиненное предложение с придаточным определительным не всегда можно заменить причастным оборотом.
3. Новый материал.
Учащиеся работают над упражнением (Приложение 3) и вместе с учителем делают выводы, записывают их:
- Не образуются формы на -щий от глаголов совершенного вида со значением будущего времени.
- Причастия не образуются от глаголов условного наклонения.
- Причастия не образуются от глаголов будущего времени.
- Причастный оборот можно образовать в том предложении, где деятель главного предложения и придаточного совпадают.
- А в каких случаях причастный оборот используется для синонимичной замены придаточных определительных?
Ученики отвечают. Формулировки проговариваются и записываются в тетрадь.
- Если высказывание имеет книжный характер.
- Если в сложном предложении повторяется союзное слово «который».
- Если нужно устранить двузначность с союзным словом «который».
- Если высказыванию нужно придать краткость.
- Обратите внимание, что обилие причастий на -ший и -вший создают неблагозвучие, так что по возможности нужно избегать их чрезмерного употребления.
4. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке? (Ответы учеников.)
- Какие трудности испытали при выполнении заданий? (Ответы учеников.)
- Какие упражнения показались интересными? (Ответы учеников.)
- Какой темой объединены тексты и предложения? (Они посвящены творчеству И.Левитана.)
Вспомните и назовите картины этого художника.
5. Домашнее задание.
Описать картину И.Левитана, используя предложения с причастными оборотами и придаточными определительными.