Культура речи: "Употребление причастий"

Разделы: Русский язык


Цель: повторение и закрепление материала по теме «Употребление причастий».

Задачи:

  1. Актуализация знаний по орфографии и пунктуации (падежные окончания причастий, постановка знаков препинания в предложении с обособленным определением, выраженным причастным оборотом).
  2. Нормы согласования причастий.
  3. Отработка навыка правильного употребления причастий в предложениях.
  4. Конструирование предложений с причастным оборотом.

Тип урока: повторение изученного материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Наличие школьных принадлежностей, материалов для урока у каждого ученика (см. Приложения).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

- Психологический настрой на урок.

2. Актуализация знаний.

- Прочитайте текст, прокомментируйте орфограммы и пунктограммы; определите, какова особенность данного текста. (Приложение 1)

Текст насыщен примерами, связанными с правописанием причастий.

- Как бы вы сформулировали тему урока? (Ответы учеников.)

- А как вы считаете, какова цель сегодняшнего урока? (Ответы учеников.)

- Тема и цель записаны на доске.

Учащиеся записывают тему урока.

- Выпишите из данного текста словосочетания, соответствующие схеме «причастие + существительное».

Ученики выполняют.

- Назовите способ связи в данных словосочетаниях и его особенности.

- Нарушение норм согласования приводит к грамматическим ошибкам. Укажите предложения с нарушением грамматических норм, запишите в исправленном виде. (Приложение 2)

Ученики выполняют.

- Найдите последнее предложение в тексте (Приложение 1), дайте его характеристику, составьте схему.

- Можно ли заменить придаточное определительное причастным оборотом? (Ответы учеников.)

Ученики делают вывод: сложноподчиненное предложение с придаточным определительным не всегда можно заменить причастным оборотом.

3. Новый материал.

Учащиеся работают над упражнением (Приложение 3) и вместе с учителем делают выводы, записывают их:

  • Не образуются формы на -щий от глаголов совершенного вида со значением будущего времени.
  • Причастия не образуются от глаголов условного наклонения.
  • Причастия не образуются от глаголов будущего времени.
  • Причастный оборот можно образовать в том предложении, где деятель главного предложения и придаточного совпадают.

- А в каких случаях причастный оборот используется для синонимичной замены придаточных определительных?

Ученики отвечают. Формулировки проговариваются и записываются в тетрадь.

  • Если высказывание имеет книжный характер.
  • Если в сложном предложении повторяется союзное слово «который».
  • Если нужно устранить двузначность с союзным словом «который».
  • Если высказыванию нужно придать краткость.

- Обратите внимание, что обилие причастий на -ший и -вший создают неблагозвучие, так что по возможности нужно избегать их чрезмерного употребления.

4. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке? (Ответы учеников.)

- Какие трудности испытали при выполнении заданий? (Ответы учеников.)

- Какие упражнения показались интересными? (Ответы учеников.)

- Какой темой объединены тексты и предложения? (Они посвящены творчеству И.Левитана.)

Вспомните и назовите картины этого художника.

5. Домашнее задание.

Описать картину И.Левитана, используя предложения с причастными оборотами и придаточными определительными.