Лабораторная работа по русскому языку по теме "НЕ с разными частями речи", 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели (для учителя):

  • выработать навыки применения полученных теоретических сведений на практике с одновременным применением исследовательской, поисковой работы;
  • обобщение языкового материала по теме “Не с разными частями речи”;
  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
  • проверка уровня функциональной грамотности у учащихся 7 класса (написание сочинений).

Цели (для ученика):

  • умение пользоваться карточками-инструкциями;
  • преобразовать теоретические знания в практические;
  • овладеть умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
  • научиться правильно писать “НЕ” с разными частями речи.

Воспитательные:

  • воспитать у учащихся потребность постоянно изучать родной язык, уточнять свои познания;
  • воспитание коллективистских начал, коммуникативных способностей.

Развивающая:

  • развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Объявление темы и целей урока.

3. Слово учителя:

“Ребята, мы сегодня проводим лабораторную работу на тему “Не с разными частями речи”. Сейчас каждая группа получит задания. Вам необходимо проанализировать их и ответить на вопросы (можно пользоваться карточками-инструкциями.) Группы получают задание...\приложения\1 группа.doc ..\приложения\2 группа.doc ..\приложения\3 группа.doc ..\приложения\4 группа.doc

4. Устные ответы представителей от каждой группы.

5. Выводы, обобщения. Заполнение таблиц...\приложения\таблица.doc

6. Выполнение задания №18 из будущей контрольной работы (итоговой).

7. Выполнение тестов (из ЕГЭ)...\приложения\из итоговой контрольной.doc

8. Подведение итогов.

9. Слово учителя: Беседа - Легко ли определить, как нужно писать “не” (Ответы “да”, “нет”) Записывается на доске предложение (Не)удивительно, что Карелии манит к себе путешественников. Создается проблемная ситуация Одни предлагают написать слитно, т.к. можно к наречию подобрать синоним “естественно”. Другие считают, что следует написать

раздельно, т.к. в данном случае подразумевается отрицание.

Учитель:- Ребята, дело в том, что наречия в безличных предложениях выполняют роль

сказуемого, поэтому пишутся раз дельно. (Учите ль ссылается на словарь синонимов русского языка).

10. Объяснение домашнего задания.

- Ребята, это предложение я взяла из текста о Карелии. ..\приложения\текст о Карелии.doc Дома вам предстоит вставить орфограммы и пунктограммы и сделать комплексный анализ текста. А пока прослушайте текст и сопоставьте с теми видами Карелии, которые я вам предложу ..\приложения\Фото Карелия.doc ...\приложения\Картина Водопад Кивач.doc ..\приложения\картина Онежское озеро.doc ..\приложения\Кижи.doc (После предварительной работы над текстом ученики записывают домашнее задание).

11. Слово учителя: “Ребята, чтобы определить уровень усвоенных знаний, мы должны с вами создать и написать текст, применив в нем правила употребления “не” с разными частями речи. Мы с вами попробуем написать сочинение по картине И.К. Айвазовского “Девятый вал”. А пока послушайте отрывок из сценки “Айвазовский”, написанной редактором журнала “Осколки”, в котором печатался наш знаменитый земляк А.П.Чехов”. (Учитель читает отрывок из сценки Н.А.Лейкина “Айвазовский” из книги “Мелочи жизни” Русская сатира и юмор второй половины 19 начала20века.Москва. Художественная литература. 1988г.стр147.(Отрывок прилагается)..\приложения\текст Н.А. Лейкина.doc

12. Беседа с классом:

- Ребята, вы прослушали отрывок из сценки “Айвазовский”. Сопоставьте с картиной

“Девятый вал” ..\приложения\картина Девятый вал.doc и ответьте на вопрос теста: “Что из перечисленного не соответствует

характеристике художника – мариниста “Айвазовского”

А) Писал только водяные картины “Вода, вода и вода. Вода и небеса - ничего больше”

Б) “Только одну синюю краску и покупал. Разве малость белилами разводил”

В) А портреты он не писал “Только одна вода да небеса.” Да он и не умеет портреты

Г) А ведь что удивительно: надо тебе морскую воду - он морскую напишет, надо речную -речная готова. И видишь ты сейчас, что это речная вода, а это морская. (Ребята отвечают)

13. Рассказ учителя о Айвазовском: “На протяжении всей своей жизни (1817-1900гт) Айвазовский был связан с морем, ему он посвятил около 6 тысяч картин. Уже первые его картины в жанре морского пейзажа имели большой успех. Ему особенно интересно было изображать море в (не)прерывной изменчивости, поэтому на темы кораблекрушений и морских катастроф он написал много картин. “Девятый вал” Кто (не)знает этой картины? В

19веке, когда не было видеотехники, столкновение и борьбу человека со стихией можно было увидеть только на полотнах художников”.

14. Работа по картине.

1. Вы видите, что громадная, пенящаяся по гребню волна надвигается на обломок мачты. Избежать этого невозможно. Придумайте эпитет, выраженный наречием, который охарактеризует действие глагола надвигается.

(Ответы: (Не)отвратимо надвигается)

2. Обратите внимание: спасшиеся после кораблекрушения судорожно вцепились в мачту. Назовите синоним к слову судорожно с приставкой не

(Ответ: (не)произвольно)

3. Какой эпитет можно подобрать к слову стихия?

4. Смогла ли стихия сломить волю людей? (Ответ: (не)смогла)

5. Значит, какая у них воля? (Ответ: (не)сгибаемая, (не)сокрушимая)

6. Испытывают ли герои картины страх? (Ответ: испытывают разные чувства, но (не)страх)

7. Обратите внимание на то, что первые лучи восходящего солнца пронзили (не)проницаемую толщу воды и превратили все вокруг в красивое зрелище, в котором растворяется трагическая тема катастрофы. А ведь до восхода солнца была ночная тьма. Подберите синоним к слову беспросветная (Ответ: (не)проглядная

15. Слово учителя:

- Ребята, напишите сочинение по картине. Вы можете воспользоваться словосочетаниями, записанными на доске. Желаю вам творческих успехов. Кто не сумеет написать сочинение, составьте предложения с этими словосочетаниями. На доске:

(не)отвратимо надвигается (не)сокрушимая сила духа (не)укротимя стихия (не)смогла сломить Испытывают ..., но (не)страх (не)проглядная ночная мгла (не)проницаемая толща воды (не)изгладимое впечатление (не)вольно представляешь (не)сгибаемая воля

16. Ребята пишут сочинение

17. Проверка сочинений ..\приложения\из сочинений.doc

18. Подведение итогов лабораторной работы. Оценивание. ..\приложения\таблица оценки знаний.doc