Цель: обеспечить условия для быстрой и безболезненной адаптации детей от 1 года до 3 лет к условиям детского сада.
Приглашение для родителей
Дорогие родители!
Мы очень рады, что Ваш ребенок будет посещать наш детский сад. Мы надеемся, что у нас установятся хорошие отношения с Вами и Вашим ребенком.Мы приглашаем Вас на встречу в клуб «Молодая семья» для родителей детей раннего дошкольного возраста.
Предлагаем Вам познакомиться с планом работы клуба:
1 день (16.04.2008 13.30) Устный журнал: «Давайте познакомимся»
2 день (17.04.2008 13.30) Круглый стол: «Адаптируемся вместе»
3 день (18.04.2008 с 7.00 до 19.00) День открытых дверей «Хорошо у нас в саду»
Алгоритм адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Проблема адаптации - это проблема родителей.
- Мама с ребенком приходит в детский сад в заранее запланированный день. Первая встреча с воспитателем происходит на участке детского сада во время - прогулки с детьми.
- Воспитатель доброжелательно встречает маму с ребенком, называя ее по имени отчеству; говорит только с мамой.
- Мама создает положительный образ воспитателя («Она добрая - играет с детьми» и т.п.)
- Воспитатель говорит: «Если вам понравилось, то приходите ещё».
- Дома мама с другими членами семьи в присутствии ребенка рассказывает об интересной жизни в детском саду.
- При следующем посещении детского сада, воспитатель восхищается ребенком (как он играет, бегает и т.д.); дарит ребенку подарок (поделку, сделанную воспитателем или воспитателем совместно с детьми)
- Следующее посещение. Воспитатель приближается к ребенку: поймала его при скатывании с горки, взъерошила волосы и т.п. Мама постепенно отходит от ребенка, если ребенок чем-нибудь занят (становится напротив на расстоянии)
- Следующий этап. Мама с ребенком входит в помещение детского сада. Воспитатель дарит ему кабинку. Далее экскурсия по группе. Воспитатель продолжает делать подарки: дарит горшочек. При сборе на прогулку мама ребенка помогает одеться своему ребенку и другим детям.
- На участке. Мама говорит ребенку: «Япойду позвонить и сейчас приду». Через некоторое время возвращается к нему. И так повторяется несколько раз. Расставания с увеличением времени.
- Далее посещение занятий в детском саду. Мама «удивляется» навыкам детей.
- Режимный момент - питание. Мама в это время в роли младшего воспитателя - помогает всем детям
Обратите внимание:
- Ребенок должен понимать, что мама уходит и приходит.
- Постоянное поддерживание режима детского сада.
- При посещении детского сада, мама помогает ребенку выполнять какое-нибудь действие, обращая внимание, что надо быстрее, как все дети. Ребенок начинает осознавать себя частью коллектива.
- Спать не оставлять до тех пор, пока не будет ночью сон ребенка спокойным.
- Дома ребенка кормить тем, что он любит.
- Ограничить общение (прием гостей, праздники и т.п.)
- Во время адаптации 2 дня посещают детский сад, один день перерыв.
Памятка для родителей
Ваш ребенок поступает в детский сад
Оформляя ребенка в ясли, детский сад, родители часто переживают. Как его встретят? Будет ли ему хорошо в яслях? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах, а теперь? Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?
Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с близкими и отказывается идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб воспитателям, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.
Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?
Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей? Причины такого поведения могут быть различные: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения; наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании); неумение занять себя игрушкой; несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др. 'Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка— ребенок), ограничен рамками семьи (отец, Мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с чужими определяют характер поведения.
Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.
После оформления медицинских документов не рекомендуется приводить ребенка в детский сад на целый день. В первые дни пребывание в течение 1—2 ч в незнакомой обстановке уже для него является достаточно большой нагрузкой. Лучше согласовать время с воспитателем и приходить с ребенком в часы прогулок или в вечернее время, когда часть детей уже ушли домой и воспитатель может больше уделять ему внимания. В такие часы он сможет показать родителям и группу, где будет находиться ребенок, и спальную, и умывальную комнаты. Можно согласовать режим ребенка, рассказать больше о его привычках. В первые дни посещения недопустимо высказывать сожаления о том, что ребенка приходится отдавать в детский сад. Необходимо всем своим настроением, отношением к ребенку подчеркнуть, что ему бояться нечего, никто его не обидит. В часы присутствия в группе мама должна направить все внимание ребенка на окружающие предметы, игрушки, взрослых. А если она будет только вздыхать и еще крепче прижимать ребенка к себе, то только усилит его неуверенность, практически ее присутствие в группе не будет полезным.
Важное значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, и т. д. На это надо обращать в семье постоянное внимание. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 г. 2 мес. надо воспитывать умение пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Он должен активно участвовать в раздевании, умывании.
С 1 г. 6 мес. ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть,
соблюдать во время еды чистоту, пользоваться салфеткой. Надо научить его снимать
расстегнутые и развязанные взрослым части своей одежды, называть одежду. К. 2 г. он
должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть, тихо
себя вести за столом, в спальне. Таковы требования «Программы воспитания в детском
саду», разработанной на научных основах. Ранний возраст считается оптимальным,
т. е. наилучшим, для усвоения детьми навыков культурного поведения. Поэтому
родителям необходимо создать соответствующие условия для их формирования,
предъявлять единые продуманные требования, организовать так свое поведение, чтобы оно было достойным примером для подражания, обращая особое внимание на конкретность требований, их доступность, постепенное увеличение их содержания. На этом этапе важное значение имеет постоянное упражнение ребенка в осваиваемых действиях, поощрение за выполненное действие, положительная оценка.
Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата. Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.
Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.
Памятка для родителей.
Уважаемые родители!
- Если Вы привели ребенка после начала какого-либо режимного момента, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним в раздевалке до ближайшего перерыва.
- Педагоги готовы беседовать с Вами о Вашем ребенке утром до 8.15 и вечером после 17.00. В другое время педагог обязан работать с группой детей и отвлекать его нельзя.
- К педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству.
- Спорные и конфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствие детей.
- Если Вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к старшему воспитателю или заведующей. В детском саду работает педагог-психолог, к кому Вы можете обратиться за консультацией и индивидуальной помощью по всем интересующим Вас вопросам относительно воспитания ребенка.
•Просим Вас проследить, чтобы в карманах ребенка не было острых, режущих и колющих предметов.
• Просим не давать ребенку в детский сад жевательную резинку. Если Вы считаете необходимым давать ребенку с собой какие-то лакомства, то, пожалуйста, ограничьтесь несколькими карамельками в фантиках.
- Детям не разрешается брать личные вещи других детей, в том числе и принесенные из дома игрушки; портить результаты труда других детей.
- Детям не разрешается «давать сдачи», так же как и нападать друг на друга. Это требование продиктовано соображениями безопасности каждого ребенка.
Просим вас в семье поддерживать эти требования!
Ваш малыш придет в детский сад. Для него начнется новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:
- Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу. Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
- Будьте терпеливы.
- Формулируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
- Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми.
- Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно. Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
- Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно
больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения. - Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?».
- Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
- Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите,
рисуйте и т.п. - Поощряйте любопытство.
- Не скупитесь на похвалу. Радуйтесь Вашему ребенку!!!
Клуб «Молодая семья»
для родителей детей раннего дошкольного возраста в период адаптации ребенка к детскому саду.
Задачи:
1. Установить доверительные отношения между родителями и ДОУ.
2. Осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ.
3. Сплотить коллектив родителей.
4. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста.
5. Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания.
Место проведения: театральная студия.
1-й день Устный журнал: «Давайте познакомимся».
(встреча не более 1,5 часа)Встреча родителей.
1. Приветствие. (ритуал группы, который способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и благоприятный психологический климат).
- «Пожелания» Каждый участник группы по кругу произносит какую-либо фразу, посвященную всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового», «Я рада видеть всех вас». Вместо фразы можно использовать любой приветственный жест.
2. Вступительное слово руководителя ДОУ (представление – Ф.И.О., должность, принадлежность детского сада, особенности работы детского учреждения, представление воспитателей).
3. Просмотр видеоролика о жизни детей в детском саду.
4. Знакомство с развивающей средой детского сада: театральная студия, зимний сад, спортивный зал, тренажерный зал, кабинет психолога, помещения социальной ориентации – пищеблок, прачечная, медицинский кабинет.
5. Рефлексия.
- В письменной форме (каждый участник отвечает на вопросы):
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
- Ваши пожелания на следующее занятие?
- Устная форма (продолжить фразу):
- Работая с группой, я понял …
2 – ой день. Круглый стол: «Адаптируемся вместе»
1. Приветствие. (ритуал группы, который способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и благоприятный психологический климат).
2. Выступление психолога. Возрастные особенности психического развития детей от 1 до 3 лет.
3. Выступления воспитателей.
3.1. Как научить ребенка пользоваться ложкой.
3.2. Воспитание навыка опрятности. Как обучать малыша культурно-гигиеническим навыкам (учим умываться, пользоваться горшком, полотенцем, носовым платком, расческой, зеркалом).
4. Иллюстрированная кулинарная книга ДОУ. (с рецептурой и технологией приготовления тех блюд, которые будут готовить в детском саду). Рекомендации родителям – приготовить блюда дома.
5. Рефлексия.
- В письменной форме (каждый участник отвечает на вопросы):
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
- Ваши пожелания на следующее занятие?
3 день. День открытых дверей «Хорошо у нас в саду».
Дети с родителями посещают любой режимный момент в группах раннего возраста.
График посещения «Легкая адаптация»
№ | Фамилия имя | (дата, время) | (дата, время) | И т.д. | И т.д. | ||||
Режимный момент | Реакция ребенка | Режимный момент | Реакция ребенка | ||||||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
… |