Пояснительная записка
Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что традиционная непрофильная подготовка старшеклассников общеобразовательных учреждений привела к нарушению преемственности между школой и вузом. В структуру тестов единого государственного экзамена введены вопросы по культуре речи и стилистике, которые вызывают затруднения обучающихся. Опорной, ключевой единицей курса является текст. Использование текста позволяет:
- по-новому решить вопросы о соотношении теории и практики в курсе русского языка;
- обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста;
- ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи.
В результате изучения курса обучающийся должен
знать:
методы и приемы стилистического анализа;
понимать:
- назначение стилистики как учебной дисциплины;
- природу стилистических ошибок и их отличие от других типов речевых ошибок;
уметь:
- определять стили речи и анализировать устные и письменные тексты разных стилей;
- находить и исправлять стилистические ошибки;
владеть:
- разными приемами стилистического анализа, стилистическими нормами;
- навыками стилистической правки текста.
В соответствии с этим цель курса заключается в расширении лингвистического кругозора обучающихся за счет усвоения обучающимися новых стилистических знаний, в совершенствовании их практических, коммуникативных навыков и умений.
Курс предусматривает проведение занятий в форме урока – диалога, урока-практикума, конференции. Курс завершается зачетом, который проводится в форме конференции. При этом к зачету обучающиеся должны представить на выбор: лингвостилистический анализ текста, защиту реферата на выбранную тему, работу по тексту и заданиям, проект. Возможно использование следующих форм контроля:
- анализ предложений, текста;
- лексический разбор слова;
- грамматико-стилистические задания.
Материалы для контрольных и проверочных работ, уроков-практикумов представлены в приложении. Курс рассчитан на 12 часов лекционно-практических занятий в 9-м классе.
Содержание курса по выборуТема 1. Тема, идея, форма текста. (2 часа)
Цели и задачи занятий:
- познакомить с изучаемым курсом, вызвать интерес к знаниям;
- познакомить с элементами лингвостилистического анализа текста;
- научить определять тему, идею текста.
Тема 2. Функционально-стилевой разбор (2 часа)
Цели и задачи занятий:
- познакомить с типологическими особенностями текста, с функциональными стилями русского языка;
- провести наблюдения над текстовыми особенностями стиля;
- уметь определять стиль и тип речи.
Тема 3. Слово в тексте. Лексический разбор слова. Выбор слов в тексте в зависимости от его стиля, от характера лексического значения слова (2 часа)
Цели и задачи занятий:
- уметь выполнять лексический разбор слова, составить план лексического разбора слова;
- научить рассматривать слово в общем контексте, определять стилистическую окраску,
- выработать умение находить и исправлять лексико-стилистические ошибки.
Тема 4. Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистическая оценка фразеологических средств (2 часа)
Цели и задачи занятий:
- показать, что приемы и средства выразительности в разных функциональных стилях неодинаковы;
- научить выявлять средства выразительности и давать обобщенную характеристику текста;
- провести наблюдения над использованием фразеологизмов в разных текстах;
- выявить особенности использования фразеологизмов и появления крылатых слов.
Тема 5. Способы связи предложений в тексте. Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте (2 часа)
Цели и задачи занятий:
- познакомить со способами соединения самостоятельных предложений в тексте;
- научить определять способ связи в предложениях;
- отработать типичные ошибки, встречающиеся в письменных работах обучающихся.
Тема 6. Конференция “Лингвостилистический анализ текста”
Цели и задачи занятий:
- учащиеся должны владеть приемами лингвостилистического анализа текста;
- уметь определять стили и типы речи, анализировать письменные и устные тексты разных стилей, находить и исправлять стилистические ошибки.
№ |
Тема |
Количество часов |
Формы контроля |
|
Лекция | Практика | |||
1 | Тема, идея, форма текста | 1 | 1 | Анализ текста |
2 | Функционально-стилевой разбор | 1 | 1 | Грамматико-стилистические задания |
3 | Слово в тексте. Лексический разбор слова. Выбор слов в тексте в зависимости от его стиля, от характера лексического значения слова | 2 | Лексический разбор слова. Анализ текста |
|
4 | Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистическая оценка фразеологических средств | 1 | 1 | Анализ текста |
5 | Способы связи предложений в тексте. Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте | 1 | 1 | Грамматико-стилистические задания |
6 | Конференция “Лингвостилистический анализ текста”. | 2 | Зачет по спецкурсу | |
Итого: 12 часов |
4 | 8 |
Стилистика, стиль, тип, текст, активный и пассивный запас языка, фразеологические обороты, лексический разбор, лексический оборот, функциональная стилистика, стилистика средств, функционально-стилевой разбор, порядок слов, изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры, сравнение языковых средств, лингвостилистический анализ текста.
Литература для обучающихся
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 2000.
- Базилевская В.Б. Вопрос и ответ. Теория и грамматический разбор. – Воронеж, 1995.
- Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. – С-ПБ., 2000.
- Капинос В.И. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. – М., 1991.
- Махницкая Е.Ю.Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам. – Ростов-н/Д, 2005.
- Розенталь Д.Э.Секреты стилистики. – М.,1996.
Литература для учителя
- Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Авторы программы А.И.Власенков, Рыбченкова А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 2000.
- Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. – С-ПБ., 2000.
- Дейкина А.Д. Пахнова Т.М. Русский язык. практический курс. – М., 2001.
- Капинос В.И. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. – М., 1991.
- Махницкая Е.Ю.Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам. – Ростов-н/Д, 2005.
- Розенталь Д.Э.Секреты стилистики. – М.,1996.
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1991.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.