Курс по выбору "Лингвистический анализ текста" для обучающихся в 9-м классе

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что традиционная непрофильная подготовка старшеклассников общеобразовательных учреждений привела к нарушению преемственности между школой и вузом. В структуру тестов единого государственного экзамена введены вопросы по культуре речи и стилистике, которые вызывают затруднения обучающихся. Опорной, ключевой единицей курса является текст. Использование текста позволяет:

  • по-новому решить вопросы о соотношении теории и практики в курсе русского языка;
  • обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста;
  • ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи.

В результате изучения курса обучающийся должен знать:

  • методы и приемы стилистического анализа;
  • связь языка художественной литературы с функциональными стилями речи;
  • стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств;

понимать:

  • назначение стилистики как учебной дисциплины;
  • природу стилистических ошибок и их отличие от других типов речевых ошибок;

уметь:

  • определять стили речи и анализировать устные и письменные тексты разных стилей;
  • находить и исправлять стилистические ошибки;

владеть:

  • разными приемами стилистического анализа, стилистическими нормами;
  • навыками стилистической правки текста.

В соответствии с этим цель курса заключается в расширении лингвистического кругозора обучающихся за счет усвоения обучающимися новых стилистических знаний, в совершенствовании их практических, коммуникативных навыков и умений.

Курс предусматривает проведение занятий в форме урока – диалога, урока-практикума, конференции. Курс завершается зачетом, который проводится в форме конференции. При этом к зачету обучающиеся должны представить на выбор: лингвостилистический анализ текста, защиту реферата на выбранную тему, работу по тексту и заданиям, проект. Возможно использование следующих форм контроля:

  • анализ предложений, текста;
  • лексический разбор слова;
  • грамматико-стилистические задания.

Материалы для контрольных и проверочных работ, уроков-практикумов представлены в приложении. Курс рассчитан на 12 часов лекционно-практических занятий в 9-м классе.

Содержание курса по выбору

Тема 1. Тема, идея, форма текста. (2 часа)

Цели и задачи занятий:

  • познакомить с изучаемым курсом, вызвать интерес к знаниям;
  • познакомить с элементами лингвостилистического анализа текста;
  • научить определять тему, идею текста.

Тема 2. Функционально-стилевой разбор (2 часа)

Цели и задачи занятий:

  • познакомить с типологическими особенностями текста, с функциональными стилями русского языка;
  • провести наблюдения над текстовыми особенностями стиля;
  • уметь определять стиль и тип речи.

Тема 3. Слово в тексте. Лексический разбор слова. Выбор слов в тексте в зависимости от его стиля, от характера лексического значения слова (2 часа)

Цели и задачи занятий:

  • уметь выполнять лексический разбор слова, составить план лексического разбора слова;
  • научить рассматривать слово в общем контексте, определять стилистическую окраску,
  • выработать умение находить и исправлять лексико-стилистические ошибки.

Тема 4. Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистическая оценка фразеологических средств (2 часа)

Цели и задачи занятий:

  • показать, что приемы и средства выразительности в разных функциональных стилях неодинаковы;
  • научить выявлять средства выразительности и давать обобщенную характеристику текста;
  • провести наблюдения над использованием фразеологизмов в разных текстах;
  • выявить особенности использования фразеологизмов и появления крылатых слов.

Тема 5. Способы связи предложений в тексте. Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте (2 часа)

Цели и задачи занятий:

  • познакомить со способами соединения самостоятельных предложений в тексте;
  • научить определять способ связи в предложениях;
  • отработать типичные ошибки, встречающиеся в письменных работах обучающихся.

Тема 6. Конференция “Лингвостилистический анализ текста”

Цели и задачи занятий:

  • учащиеся должны владеть приемами лингвостилистического анализа текста;
  • уметь определять стили и типы речи, анализировать письменные и устные тексты разных стилей, находить и исправлять стилистические ошибки.

Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

Лекция Практика
1 Тема, идея, форма текста 1 1 Анализ текста
2 Функционально-стилевой разбор 1 1 Грамматико-стилистические задания
3 Слово в тексте. Лексический разбор слова. Выбор слов в тексте в зависимости от его стиля, от характера лексического значения слова   2 Лексический разбор слова.

Анализ текста

4 Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистическая оценка фразеологических средств 1 1 Анализ текста
5 Способы связи предложений в тексте. Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте 1 1 Грамматико-стилистические задания
6 Конференция “Лингвостилистический анализ текста”.   2 Зачет по спецкурсу

Итого: 12 часов

4 8  

Перечень ключевых слов

Стилистика, стиль, тип, текст, активный и пассивный запас языка, фразеологические обороты, лексический разбор, лексический оборот, функциональная стилистика, стилистика средств, функционально-стилевой разбор, порядок слов, изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры, сравнение языковых средств, лингвостилистический анализ текста.

Литература для обучающихся

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 2000.
  2. Базилевская В.Б. Вопрос и ответ. Теория и грамматический разбор. – Воронеж, 1995.
  3. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. – С-ПБ., 2000.
  4. Капинос В.И. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. – М., 1991.
  5. Махницкая Е.Ю.Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам. – Ростов-н/Д, 2005.
  6. Розенталь Д.Э.Секреты стилистики. – М.,1996.

Литература для учителя

  1. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Авторы программы А.И.Власенков, Рыбченкова А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.
  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 2000.
  3. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. – С-ПБ., 2000.
  4. Дейкина А.Д. Пахнова Т.М. Русский язык. практический курс. – М., 2001.
  5. Капинос В.И. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. – М., 1991.
  6. Махницкая Е.Ю.Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам. – Ростов-н/Д, 2005.
  7. Розенталь Д.Э.Секреты стилистики. – М.,1996.
  8. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1991.
  9. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.