Культура деловой речи. Программа курса по выбору русского языка для 9-х классов

Разделы: Русский язык


Содержание

  • Пояснительная записка
  • Содержание курса
  • Тематическое планирование
  • Ключевые слова
  • Литература для учителя
  • Литература для учащихся
  • Приложение

Пояснительная записка

В современном динамичном мире трудно представить какой-либо вид деятельности человека, не связанный с получением, хранением и генерацией информации. Развитие бизнеса и коммерции в последние годы в значительной мере изменило не только форму, но и содержание делового общения, в том числе и письменного, потребовало создание новых типов деловой корреспонденции (рекламные деловые письма, резюме, письма-представления), речевых моделей, уместных в новых ситуациях общения. Сегодня увеличивается и количество поводов для составления и отправления деловых писем, жанровое разнообразие деловой корреспонденции.

Целью курса «Культура деловой речи» является:

  • обучение навыкам эффективной коммуникации в различных условиях общения
  • углубление знаний учащихся о различного рода документах как неотъемлемом составляющем элементе жизни цивилизованного общества
  • повышение общей речевой культуры
  • расширение активного словарного запаса учащихся.

Данный курс направлен не только на овладение устной и письменной деловой речью, но, прежде всего, на развитие и совершенствование культуры письма в целом, на будущее профессиональное самоопределение учащихся в области менеджмента, а также будет полезен всем учащимся, желающим углубить знания о культуре деловой речи.

В ходе изучения курса учащиеся приобретут следующие знания, умения, навыки и овладеют способами познавательной деятельности:

  • знание правил речевого этикета
  • усвоение норм делового письменного и устного языка, средств создания деловой письменной и устной речи
  • нахождение нужной информации по заданной теме, ориентирование и восприятие текста официально-делового стиля.

Усвоив программу курса, учащиеся будут иметь опыт:

  • говорить и писать, владея навыками деловой речи
  • уметь излагать свои мысли в устной и письменной форме в деловом общении
  • уметь подобрать литературу на определённую тему.

Программа курса «Культура деловой речи» рассчитана на16 часов, содержит 7 тем, по каждой теме предлагаются теоретические и практические занятия. На практических занятиях материал закрепляется и активизируется в виде выполнения устных и письменных упражнений, преимущественно творческого характера.

Содержание курса

1. Введение

Культура речи. Культура речи делового человека.

2. Деловая коммуникация.

  1. Культура делового общения. Деловое общение. Особенности деловой речи. Жанровые разновидности письменного и устного общения.
  2. Формы и культура деловой коммуникации. Деловая беседа. Деловая беседа по телефону. Спор.

3. Устное и письменное деловое общение.

  1. Деловой этикет как часть культуры делового общения. Виды этикета. Этикетная формула. Приветствие. Благодарность. Просьба. Извинение. Предложение. Приглашение.
  2. Риторика – часть культуры делового общения: эмоциональность речи. Метафора. Ирония. Парадокс. Намёк. Градация. Виды вопросов, употребляемых в деловом взаимодействии.

4. Официально-деловой стиль.

  1. Официально-деловой стиль как язык документов. История официально-делового стиля. Основные черты официально-делового стиля.
  2. Классификация документов. Жанры документов. Договоры, деловые письма, служебная телеграмма, организационно-распорядительная документация.

5. Нормы деловой речи.

  1. Основные типы ошибок, нарушающие грамматические нормы устной и письменной речи.

6. Итоговое занятие

Тематическое планирование

Ключевые слова

  • культура речи
  • культура общения
  • диалог
  • монолог
  • деловые бумаги
  • информация
  • аргументирование
  • этика
  • деловой этикет
  • имидж
  • клише
  • резюме
  • адресат
  • адресант
  • анкета
  • бланк
  • дата
  • деловое письмо
  • договор
  • извещение

Литература для учителя

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2003.
  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  3. Колтунова М.В. Деловое общение: нормы, риторика, этикет: учебное пособие. – М.: «Логос», 2005.
  4. Басаков М.И. Современное делопроизводство (документационное обеспечение управления). Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс». 2007.
  5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Международные отношения, 1993.
  6. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта, Наука, 1997.
  7. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – М. 2000.
  8. Русский язык и культура общения для деловых людей. – Саратов: Слово. 1997.
  9. Снелл Ф. Искусство делового общения. – М. 1990.
  10. Орфоэпический словарь русского языка /Под редакцией Р.И.Аванесова. – М.: Русский язык. 1997.

Литература для учащихся

  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Международные отношения, 1993.
  2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта, Наука, 1997.
  3. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – М. 2000.
  4. Русский язык и культура общения для деловых людей. – Саратов: Слово. 1997.
  5. Снелл Ф. Искусство делового общения. – М. 1990.
  6. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. – М.. 1994.
  7. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. – М.,1996.
  8. Орфоэпический словарь русского язык /Под редакцией Р.И.Аванесова. – М.: Русский язык, 1997.
  9. Трудности русского языка. Словарь– справочник / Под редакцией Л.И.Рахмановой. – М.:Изд. МГУ. 1994.
  10. Язовицкий Е.В. Говорите правильно: Пособие для учащихся. – М. 1984.

Приложение 1, Приложение 2
Приложение 3, Приложение 4
Приложение 5, Приложение 6
Приложение 7, Приложение 8
Приложение 9, Приложение 10