Культура речи. Комплексная подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10-м классе

Разделы: Русский язык

Класс: 10

Ключевые слова: ЕГЭ по русскому языку


Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и орфографических норм.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации слайдов, сопровождающих различные этапы урока, рабочие листы.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1 (ЕГЭ)

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте. Садитесь.

Ребята, улыбнитесь друг к другу и своей улыбкой пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости,которые тоже могут быть участниками урока,выполняя задания. Покажем нашим гостям, как мы готовимся к ЕГЭ, работая на уроке.

2. Постановка цели задач урока

Обычные тетради нам сегодня не понадобятся.

Перед вами лежат листочки «Дорожная карта урока», в которых есть перечень целей урока и задания. Выберите для себя, какие задачи вы сегодня хотели бы достичь. Отметьте галочкой.

Пунктир - можно дописать свою цель,задачу.

Кто-то добавил свою задачу? (отрабатывать задания ЕГЭ)

После каждого задания есть графа - отметка, куда вы будете себе выставлять баллы за ответ в соответствии с критериями.

До начала первого задания прослушайте мелодию.

(Звучит музыка) Слайд 2 А.С.Грибоедов

- Знаете, кто автор этого вальса?

- Александр Сергеевич Грибоедов. Русский писатель и дипломат.

Помимо литературного, у него был и яркий композиторский талант.

- Понравилась вам музыка Грибоедова? Что вам понравилась?

(Ничто не режет слух. Всё правильно сыграно.)

Музыка без диссонанса, без нарушения ритма плавно льётся. Если бы была какая-то ошибка (не та нота зазвучала или темп скачет), мы, конечно, это заметили бы.

Так же и в речи. Она не режет слух, ею любуешься.

- Что нужно, чтобы речь не резала слух? (правильно говорить, не допускать ошибок в речи)

- Какую культуру нужно формировать в школе,чтобы не допускать ошибок? (культуру речи)

Сегодня мы проведем комплексную работу по культуре речи, подготовке к ЕГЭ и систематизацию знаний, умений и навыков, полученных на уроках русского языка.

3. Мотивация учебной деятельности. Соц. опрос (видео)

- Смирнова Марина провела собственное расследование, социологический опрос среди учителей и учеников. Она искала ответ на вопрос:Как вы относитесь к речевым ошибкам? «Как вы поступите, услышав ошибку в речи другого человека?» Что же получилось? (Ученица называет результаты исследования.)

Кушать - устаревшая форма стр.95.

Что нужно,чтобы не допускать ошибки в речи? Культуру речи помогает нам формировать и задания ЕГЭ.

3. Актуализация знаний. Батл. Орфоэпическая разминка. ЕГЭ №4

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Одним из способов запоминания является песня и рифма. Начинаем наш батл. За ответ 1 балл.

В ЕГЭ это задание 4.

1. Полезный овощ свЁкла, а продает его румяная бабушка ФЁкла.

2. «Долго ели тОрты - не налезли шОрты»,

3.«Ты нам шторы не вози, мы повесим жалюзИ»,

4.«ФенОмен звонИт по средАм, приняв договОр по годам»,

5.«ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок, чтоб ты запомнить верно мог!».

6.Не говори катАлог, а только каталОг.

7. А твОрог?

Можно твОрог, а можно и творОг!

8. Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

9. ТанцОвщик с танцОвщицей любят
Своих малышей баловАть.

10. На кУхонный стол по посуде
Пускают котят танцевать.

11.Красит стены нам маляр,
Полки делает столЯр.

12.Как работать неохота,
Одолела нас дремОта!

Ставим баллы и переходим к следующему заданию

4. Применение знаний в новой ситуации. Орфоэпическая минутка. Игра «Ударник»

Работаем в парах ,игра « Ударник»на каждого по пять слов.Приступаем.Гости тоже могут оценить свои силы.Заканчиваем ,за правильный ответ 1 балл.
Знание орфоэпических норм помогает выполнить задание 4 ЕГЭ.

5. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Актуализация знаний морфологических норм. Морфологическая разминка

Выполним следующее задание, которое направлено на повторение морфологических норм. Какое это задание ЕГЭ?Ставим слова в нужную форму. В случае затруднения обращаемся к сборнику ЕГЭ.

Закончили, поменялись карточками, взаимопроверка.

Сверяем с экраном и ставим баллы.

Поставьте слова в форму и.п.множественного числа. (слайд,ответ)

Бок

Бока

Джемпер

Джемперы

Договор

Договоры

Инженер

Инженеры

Парус

Паруса

Бухгалтер

Бухгалтеры

Ветер

Ветры

Директор

Директора

Профессор

Профессора

Трюфель

Трюфели

Диспетчер

Диспетчеры

Допуск

Допуски

Инструктор

Инструкторы

Шофер

Шоферы

Коллектор

Коллекторы

Поставьте слова в Р.п.мн.ч

Носки

Носков

Киргизы

Киргизов

Апельсины

Апельсинов

Домны

Домен

Устья

Устьев

Чулки

Чулок

Англичане

Англичан

Колесики

Колесиков

Ботфорты

Ботфортов

Мокасины

Мокасин

Сверяем с экраном и ставим баллы.

На какие формы слова у вас допущены ошибки? (спрашиваю учеников,сверяем с правильным ответом).

В каких формах вы допустили ошибки?

  • Рома-Надя
  • Скалка-Лиза
  • Данил, Марина, Даша, Маша.

- Есть, кто не допустил ни одной ошибки ,поднимите руки. (молодцы)

- 2 ошибки?

6. Применение знаний и умений в новой ситуации. Лингвистическая карта

(Зачитать слова с доски.)

«Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Это его культура, его язык», - писал А.Н.Толстой.

- Как вы понимаете слова известного русского писателя?

Наш язык меткий, богатый, певучий-как говорил автор.А что помогает его сделать таким? Верно, средства выразительности. Мы обратимся к лексическим средствам выразительности.Это задание 24.

Какие понятия мы должны помнить?

(синонимы, конт.син, антонимы, конт.антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, просторечия)

Перед вами Лингвистическая карта с сайта Функциональной грамотности. Вам нужно выполнить задание.

Проверяем по слайду и ставим балл за правильный ответ.

Где вы уже встречали эти слова: оратай, плугом орет?

(былина Вольга и Микула Селянинович)

Кто сможет зачитать строки былины? (4 строчки).Марина.

7. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Орфографические нормы. Закрепление

Культуру речи мы должны соблюдать не только в устной речи ,но и в письменной.

Не только устная речь должна у нас звучать без диссонанса, но и письменная. Обращаемся к орфографическим нормам,задание 15.

(за доской два ученика выполняют карточку -н-нн-);

- Распределительный диктант. (4 человека выполняют задание за ноутбуками);

- Карточка по памяти.(за доской два ученика составляют карточку -н-нн-);

- Вставь нужную букву(ученики за партами вставляют нужные буквы).

Распределительный диктант

Приступаем к проверке задания закрепления темы с проговариванием.

-н-нн-в прил.

  • Ветреный юноша (Какое еще слово должны помнить?) Маша, Аня,
    Зеленый Юля
    Пряный (Что это за слова, называем слова для запоминания)
    Туманный (какие примеры не даны?)
    Революционный
    Подлинный Кто-то допустил ошибку в этом слове? (Что помним в этом слове?)Андрей-Лиза

-н-нн- в прич.

  • маринованные огурцы (В каких словах -ова-ева- не является суффиксом?)
  • вязанный мамой шарф
  • скошенная трава
  • крашеная скамейка
  • золототканый
  • неглаженое белье
  • гладкопокрашеный
  • купленный (Называем слова-искдючения)
  • смышленый (Называем слова для запоминания)
  • стираное-перестираное

В каких словах ошибки? Аня, Данил. (правило Марина, Айгюн)

-н-нн-в отыменных сущ.

  • Мороженое (какие слова для запоминания)
  • гостиница
  • масленица

У кого ошибки в этих словах.Учить слова для запоминания!

-н=нн= в кратк. прил., прич., нар.

Одно и то же слово может быть разной частью речи. Как различить краткое прилагательное, краткоепричастие, наречие? Рома, Яна.

  • ученица дисциплинированна и организованна
  • экскурсия прошла организованно
  • выставка организована спонорами

Исправляем ошибки.

Карточка

Ветре(?)ый юноша, подли(?)ый, зеле(?)ый, ученица дисциплинирова(?)а и организова(?)а, пря(?)ый, тума(?)ый, революцио(?)ый, маринова(?)ые огурцы, вяза(?)ый мамой шарф, экскурсия прошла организова(?)о,скоше(?)ая трава, краше(?)ая скамейка, золото-тка(?)ый, мороже(?)ое, гости(?)ица, неглаже(?)ое белье, гладкопокраше(?)ый, купле(?)ый, масле(?)ица, выставка организова(?)а спонорами, смышленый, стира(?)ое-перестира(?)ое

Какие ошибки допустили в работе?

Выставляем себе баллы в соответствии с критериями.

У кого нет ошибок, у кого 1 ошибка? (молодцы)

Проверка задания с повторением темы.

Как выглядит это задание в ЕГЭ. Слайд задания 15.

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н

К берегу медле(1)о причаливала огромная баржа, груже(2)ая песком; люки её были выкраше(3)ы масля(4)ой краской; матросы отчая(5)о суетились

8. Итог урока.Самостоятельная работа и проверка по эталону

Мы сегодня славно потрудились.Проверим свои знания в итоговом тесте на сайте «Решу ЕГЭ.»Номер задания указан в «Дорожной карте». Выполняем и отправляем работы.

(Учитель показывает результаты на экране).

В каких заданиях допущены ошибки?

Суммируем все баллы из карты и ставим себе оценку за урок.

- Поднимите руку, у кого 5.

- Поднимите руку, у кого 4.

- Поднимите руку, у кого 3.

Надеюсь 2 нет.

9. Рефлексия

Каждый ли из вас достиг цели, поставленные в начале урока?

Мы узнали из видео, как учителя и ученики относятся к речевым ошибкам. А как вы поступите, услышав или увидев ошибку в речи и письме другого человека? Исправите его или нет?»

Да, исправлю

Нет

Не знаю

- Не нравится, когда говорят неправильно

- Чтобы не смущать человека

- В зависимости от собеседника

- Не надо портить русский язык

- Не обидеть

- В зависимости от настроения

- Чтобы человек больше не допускал ошибок

- Не оказаться бестактным

А гости наши, как поступят в такой ситуации?

Что же нам нужно делать, чтобы соблюдать культуру речи? (готовиться к ЕГЭ, учить правила)

10. Домашнее задание (слайд ссылки)

В дорожных картах у вас есть код, вы его сканируете, выполняете задание, автоматически вам ставится оценка, и у себя я вижу, как вы поработали.

Спасибо за урок!