Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий
Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и орфографических норм.
Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.
Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации слайдов, сопровождающих различные этапы урока, рабочие листы.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1 (ЕГЭ)
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте. Садитесь.
Ребята, улыбнитесь друг к другу и своей улыбкой пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости,которые тоже могут быть участниками урока,выполняя задания. Покажем нашим гостям, как мы готовимся к ЕГЭ, работая на уроке.
2. Постановка цели задач урока
Обычные тетради нам сегодня не понадобятся.
Перед вами лежат листочки «Дорожная карта урока», в которых есть перечень целей урока и задания. Выберите для себя, какие задачи вы сегодня хотели бы достичь. Отметьте галочкой.
Пунктир - можно дописать свою цель,задачу.
Кто-то добавил свою задачу? (отрабатывать задания ЕГЭ)
После каждого задания есть графа - отметка, куда вы будете себе выставлять баллы за ответ в соответствии с критериями.
До начала первого задания прослушайте мелодию.
(Звучит музыка) Слайд 2 А.С.Грибоедов
- Знаете, кто автор этого вальса?
- Александр Сергеевич Грибоедов. Русский писатель и дипломат.
Помимо литературного, у него был и яркий композиторский талант.
- Понравилась вам музыка Грибоедова? Что вам понравилась?
(Ничто не режет слух. Всё правильно сыграно.)
Музыка без диссонанса, без нарушения ритма плавно льётся. Если бы была какая-то ошибка (не та нота зазвучала или темп скачет), мы, конечно, это заметили бы.
Так же и в речи. Она не режет слух, ею любуешься.
- Что нужно, чтобы речь не резала слух? (правильно говорить, не допускать ошибок в речи)
- Какую культуру нужно формировать в школе,чтобы не допускать ошибок? (культуру речи)
Сегодня мы проведем комплексную работу по культуре речи, подготовке к ЕГЭ и систематизацию знаний, умений и навыков, полученных на уроках русского языка.
3. Мотивация учебной деятельности. Соц. опрос (видео)
- Смирнова Марина провела собственное расследование, социологический опрос среди учителей и учеников. Она искала ответ на вопрос:Как вы относитесь к речевым ошибкам? «Как вы поступите, услышав ошибку в речи другого человека?» Что же получилось? (Ученица называет результаты исследования.)
Кушать - устаревшая форма стр.95.
Что нужно,чтобы не допускать ошибки в речи? Культуру речи помогает нам формировать и задания ЕГЭ.
3. Актуализация знаний. Батл. Орфоэпическая разминка. ЕГЭ №4
Грамотный человек должен правильно произносить слова. Одним из способов запоминания является песня и рифма. Начинаем наш батл. За ответ 1 балл.
В ЕГЭ это задание 4.
1. Полезный овощ свЁкла, а продает его румяная бабушка ФЁкла.
2. «Долго ели тОрты - не налезли шОрты»,
3.«Ты нам шторы не вози, мы повесим жалюзИ»,
4.«ФенОмен звонИт по средАм, приняв договОр по годам»,
5.«ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок, чтоб ты запомнить верно мог!».
6.Не говори катАлог, а только каталОг.
7. А твОрог?
Можно твОрог, а можно и творОг!
8. Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
9. ТанцОвщик с танцОвщицей любят
Своих малышей баловАть.
10. На кУхонный стол по посуде
Пускают котят танцевать.
11.Красит стены нам маляр,
Полки делает столЯр.
12.Как работать неохота,
Одолела нас дремОта!
Ставим баллы и переходим к следующему заданию
4. Применение знаний в новой ситуации. Орфоэпическая минутка. Игра «Ударник»
Работаем в парах ,игра « Ударник»на каждого по пять слов.Приступаем.Гости тоже могут оценить свои силы.Заканчиваем ,за правильный ответ 1 балл.
Знание орфоэпических норм помогает выполнить задание 4 ЕГЭ.
5. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Актуализация знаний морфологических норм. Морфологическая разминка
Выполним следующее задание, которое направлено на повторение морфологических норм. Какое это задание ЕГЭ?Ставим слова в нужную форму. В случае затруднения обращаемся к сборнику ЕГЭ.
Закончили, поменялись карточками, взаимопроверка.
Сверяем с экраном и ставим баллы.
Поставьте слова в форму и.п.множественного числа. (слайд,ответ)
Бок |
Бока |
Джемпер |
Джемперы |
Договор |
Договоры |
Инженер |
Инженеры |
Парус |
Паруса |
Бухгалтер |
Бухгалтеры |
Ветер |
Ветры |
Директор |
Директора |
Профессор |
Профессора |
Трюфель |
Трюфели |
Диспетчер |
Диспетчеры |
Допуск |
Допуски |
Инструктор |
Инструкторы |
Шофер |
Шоферы |
Коллектор |
Коллекторы |
Поставьте слова в Р.п.мн.ч
Носки |
Носков |
Киргизы |
Киргизов |
Апельсины |
Апельсинов |
Домны |
Домен |
Устья |
Устьев |
Чулки |
Чулок |
Англичане |
Англичан |
Колесики |
Колесиков |
Ботфорты |
Ботфортов |
Мокасины |
Мокасин |
Сверяем с экраном и ставим баллы.
На какие формы слова у вас допущены ошибки? (спрашиваю учеников,сверяем с правильным ответом).
В каких формах вы допустили ошибки?
- Рома-Надя
- Скалка-Лиза
- Данил, Марина, Даша, Маша.
- Есть, кто не допустил ни одной ошибки ,поднимите руки. (молодцы)
- 2 ошибки?
6. Применение знаний и умений в новой ситуации. Лингвистическая карта
(Зачитать слова с доски.)
«Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Это его культура, его язык», - писал А.Н.Толстой.
- Как вы понимаете слова известного русского писателя?
Наш язык меткий, богатый, певучий-как говорил автор.А что помогает его сделать таким? Верно, средства выразительности. Мы обратимся к лексическим средствам выразительности.Это задание 24.
Какие понятия мы должны помнить?
(синонимы, конт.син, антонимы, конт.антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, просторечия)
Перед вами Лингвистическая карта с сайта Функциональной грамотности. Вам нужно выполнить задание.
Проверяем по слайду и ставим балл за правильный ответ.
Где вы уже встречали эти слова: оратай, плугом орет?
(былина Вольга и Микула Селянинович)
Кто сможет зачитать строки былины? (4 строчки).Марина.
7. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Орфографические нормы. Закрепление
Культуру речи мы должны соблюдать не только в устной речи ,но и в письменной.
Не только устная речь должна у нас звучать без диссонанса, но и письменная. Обращаемся к орфографическим нормам,задание 15.
(за доской два ученика выполняют карточку -н-нн-);
- Распределительный диктант. (4 человека выполняют задание за ноутбуками);
- Карточка по памяти.(за доской два ученика составляют карточку -н-нн-);
- Вставь нужную букву(ученики за партами вставляют нужные буквы).
Распределительный диктант
Приступаем к проверке задания закрепления темы с проговариванием.
-н-нн-в прил.
- Ветреный юноша (Какое еще слово должны помнить?) Маша, Аня,
Зеленый Юля
Пряный (Что это за слова, называем слова для запоминания)
Туманный (какие примеры не даны?)
Революционный
Подлинный Кто-то допустил ошибку в этом слове? (Что помним в этом слове?)Андрей-Лиза
-н-нн- в прич.
- маринованные огурцы (В каких словах -ова-ева- не является суффиксом?)
- вязанный мамой шарф
- скошенная трава
- крашеная скамейка
- золототканый
- неглаженое белье
- гладкопокрашеный
- купленный (Называем слова-искдючения)
- смышленый (Называем слова для запоминания)
- стираное-перестираное
В каких словах ошибки? Аня, Данил. (правило Марина, Айгюн)
-н-нн-в отыменных сущ.
- Мороженое (какие слова для запоминания)
- гостиница
- масленица
У кого ошибки в этих словах.Учить слова для запоминания!
-н=нн= в кратк. прил., прич., нар.
Одно и то же слово может быть разной частью речи. Как различить краткое прилагательное, краткоепричастие, наречие? Рома, Яна.
- ученица дисциплинированна и организованна
- экскурсия прошла организованно
- выставка организована спонорами
Исправляем ошибки.
Карточка
Ветре(?)ый юноша, подли(?)ый, зеле(?)ый, ученица дисциплинирова(?)а и организова(?)а, пря(?)ый, тума(?)ый, революцио(?)ый, маринова(?)ые огурцы, вяза(?)ый мамой шарф, экскурсия прошла организова(?)о,скоше(?)ая трава, краше(?)ая скамейка, золото-тка(?)ый, мороже(?)ое, гости(?)ица, неглаже(?)ое белье, гладкопокраше(?)ый, купле(?)ый, масле(?)ица, выставка организова(?)а спонорами, смышленый, стира(?)ое-перестира(?)ое
Какие ошибки допустили в работе?
Выставляем себе баллы в соответствии с критериями.
У кого нет ошибок, у кого 1 ошибка? (молодцы)
Проверка задания с повторением темы.
Как выглядит это задание в ЕГЭ. Слайд задания 15.
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н
К берегу медле(1)о причаливала огромная баржа, груже(2)ая песком; люки её были выкраше(3)ы масля(4)ой краской; матросы отчая(5)о суетились
8. Итог урока.Самостоятельная работа и проверка по эталону
Мы сегодня славно потрудились.Проверим свои знания в итоговом тесте на сайте «Решу ЕГЭ.»Номер задания указан в «Дорожной карте». Выполняем и отправляем работы.
(Учитель показывает результаты на экране).
В каких заданиях допущены ошибки?
Суммируем все баллы из карты и ставим себе оценку за урок.
- Поднимите руку, у кого 5.
- Поднимите руку, у кого 4.
- Поднимите руку, у кого 3.
Надеюсь 2 нет.
9. Рефлексия
Каждый ли из вас достиг цели, поставленные в начале урока?
Мы узнали из видео, как учителя и ученики относятся к речевым ошибкам. А как вы поступите, услышав или увидев ошибку в речи и письме другого человека? Исправите его или нет?»
Да, исправлю
|
Нет |
Не знаю |
- Не нравится, когда говорят неправильно |
- Чтобы не смущать человека |
- В зависимости от собеседника |
- Не надо портить русский язык |
- Не обидеть |
- В зависимости от настроения |
- Чтобы человек больше не допускал ошибок |
- Не оказаться бестактным |
А гости наши, как поступят в такой ситуации?
Что же нам нужно делать, чтобы соблюдать культуру речи? (готовиться к ЕГЭ, учить правила)
10. Домашнее задание (слайд ссылки)
В дорожных картах у вас есть код, вы его сканируете, выполняете задание, автоматически вам ставится оценка, и у себя я вижу, как вы поработали.
Спасибо за урок!