Лабораторная работа на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели: развитие исследовательской , речеведческой компетенций, формирование умений работать с различными лингвистическими справочниками, читать схемы и применять их в практической деятельности, развитие монологической речи учащихся, обучение самостоятельной работе и в группе, подготовка к ГИА.

Оборудование: ИКТ, этимологический, толковый, словооразовательный словари, сборник тренировочных заданий для подготовки к ГИА за 2013 год, опорная схема “Место придаточного в СПП”, таблица “Разграничение союзов и союзных слов”, индивидуальные листы для исследования.

Ход урока

I. Подготовительный этап.

1. Лингвистическая разминка.

- Что является единицей синтаксиса?

- Какие бывают предложения по наличию грамматических основ?

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

- Как называется простое предложение в составе сложного, от которого задается вопрос к другому предложению ?

- Как связаны простые предложения в составе СПП?

- На какой вопрос отвечает придаточное определительное?

- При помощи чего присоединяется придаточное определительное к главному предложению?

2. Чтение опорной схемы.

1) ( ), [ ]. 2) [ ], ( ). 3)[ ,( ), ].

II. Проведение лабораторной работы.

1. Особенности выполнения лабораторной работы.

- Тема, структура, материал.

- Четкое определение целей работы, порядок ее выполнения, оформление результатов исследования, критерии оценивания.

- Выбор оборудования, дидактического материала.

- Индивидуальная работа (у каждого учащегося лист с заданиями).

2. Выразительное чтение учителем наизусть стихотворения А.Т. Твардовского “Слово о словах”.

3. Запись отрывка из стихотворения и выполнение заданий: списать, расставить пропущенные знаки препинания, выделить грамматические основы, дать характеристику предложению.

Да есть слова что жгут как пламя
Что светят вдаль и вглубь - до дна
Но их подмена словесами
Измене может быть равна.

4. Тайна слова “словеса”.

Задание: с помощью различных справочников (этимологического, толкового и словообразовательного словарей) создать “портрет” исследуемого слова, составив словарную статью.

Слово “словеса” образовано от “слово” при помощи суффикса ес, который меняет не только стилистическую окраску, но и значение слова. Сначала “словеса” имели оттенок возвышенности, это слово относилось к высокому стилю, а сейчас оно стало употребляться иронически и несет в себе оттенок неодобрительного или отрицательного отношения к предмету.

В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение слова “словеса”: это устаревшее и ироническое слово означает “многословие, бессодержательную речь”.

III. Работа с текстом Улицкой Л. Е. из сборника “Типовые экзаменационные варианты для подготовки к ГИА, вариант №29, 2013 г.).

Задания:

- выразительно прочитать текст;

- доказать, что это текст;

- определить тему, основную мысль, стиль и тип речи;

- к “словесам” подобрать однокоренное слово из исследуемого текста и определить способ его образования;

- выписать СПП с придаточными определительными, составить их схемы;

- перестроить предложение №17 так, чтобы оно соответствовало схеме [, ( ),];

- определить, какие СПП с придаточными определительными можно заменить простыми предложениями с обособленным определением.

IV. Задание “Корректор” : исправить речевые ошибки в построении СПП с придаточным определительным.

Игру надо закончить из- за темноты, которой мы увлеклись. Ошибка: придаточное стоит не на месте, оно слишком далеко от определяемого слова. (Игру, которой мы увлеклись, надо закончить из-за темноты).

Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей полпарка. Ошибка: неправильно совмещается придаточное предложение и причастный оборот .(Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимала полпарка).

V. Оформление результатов лабораторной работы на индивидуальных листах.

VI. Выводы, которые должны сделать учащиеся в лабораторной работе.

1) Придаточные определительные присоединяются к главному предложению только при помощи союзных слов.

2) Придаточное определительное может находиться в середине главного предложения, перед ним или после него.

3) Некоторые придаточные определительные можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

4) Главное слово в СПП с придаточным определительным может быть выражено именем существительным или местоимением.

5) Если определяемое слово выражено существительным, то придаточное находится после главного предложения. Если определяемое слово выражено местоимением, то придаточное - перед главным предложением.

Приложение