Цели: развитие исследовательской , речеведческой компетенций, формирование умений работать с различными лингвистическими справочниками, читать схемы и применять их в практической деятельности, развитие монологической речи учащихся, обучение самостоятельной работе и в группе, подготовка к ГИА.
Оборудование: ИКТ, этимологический, толковый, словооразовательный словари, сборник тренировочных заданий для подготовки к ГИА за 2013 год, опорная схема “Место придаточного в СПП”, таблица “Разграничение союзов и союзных слов”, индивидуальные листы для исследования.
Ход урока
I. Подготовительный этап.
1. Лингвистическая разминка.
- Что является единицей синтаксиса?
- Какие бывают предложения по наличию грамматических основ?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Как называется простое предложение в составе сложного, от которого задается вопрос к другому предложению ?
- Как связаны простые предложения в составе СПП?
- На какой вопрос отвечает придаточное определительное?
- При помощи чего присоединяется придаточное определительное к главному предложению?
2. Чтение опорной схемы.
1) ( ), [ ]. 2) [ ], ( ). 3)[ ,( ), ].
II. Проведение лабораторной работы.
1. Особенности выполнения лабораторной работы.
- Тема, структура, материал.
- Четкое определение целей работы, порядок ее выполнения, оформление результатов исследования, критерии оценивания.
- Выбор оборудования, дидактического материала.
- Индивидуальная работа (у каждого учащегося лист с заданиями).
2. Выразительное чтение учителем наизусть стихотворения А.Т. Твардовского “Слово о словах”.
3. Запись отрывка из стихотворения и выполнение заданий: списать, расставить пропущенные знаки препинания, выделить грамматические основы, дать характеристику предложению.
Да есть слова что жгут как пламя
Что светят вдаль и вглубь - до дна
Но их подмена словесами
Измене может быть равна.
4. Тайна слова “словеса”.
Задание: с помощью различных справочников (этимологического, толкового и словообразовательного словарей) создать “портрет” исследуемого слова, составив словарную статью.
Слово “словеса” образовано от “слово” при помощи суффикса ес, который меняет не только стилистическую окраску, но и значение слова. Сначала “словеса” имели оттенок возвышенности, это слово относилось к высокому стилю, а сейчас оно стало употребляться иронически и несет в себе оттенок неодобрительного или отрицательного отношения к предмету.
В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение слова “словеса”: это устаревшее и ироническое слово означает “многословие, бессодержательную речь”.
III. Работа с текстом Улицкой Л. Е. из сборника “Типовые экзаменационные варианты для подготовки к ГИА, вариант №29, 2013 г.).
Задания:
- выразительно прочитать текст;
- доказать, что это текст;
- определить тему, основную мысль, стиль и тип речи;
- к “словесам” подобрать однокоренное слово из исследуемого текста и определить способ его образования;
- выписать СПП с придаточными определительными, составить их схемы;
- перестроить предложение №17 так, чтобы оно соответствовало схеме [, ( ),];
- определить, какие СПП с придаточными определительными можно заменить простыми предложениями с обособленным определением.
IV. Задание “Корректор” : исправить речевые ошибки в построении СПП с придаточным определительным.
Игру надо закончить из- за темноты, которой мы увлеклись. Ошибка: придаточное стоит не на месте, оно слишком далеко от определяемого слова. (Игру, которой мы увлеклись, надо закончить из-за темноты).
Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей полпарка. Ошибка: неправильно совмещается придаточное предложение и причастный оборот .(Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимала полпарка).
V. Оформление результатов лабораторной работы на индивидуальных листах.
VI. Выводы, которые должны сделать учащиеся в лабораторной работе.
1) Придаточные определительные присоединяются к главному предложению только при помощи союзных слов.
2) Придаточное определительное может находиться в середине главного предложения, перед ним или после него.
3) Некоторые придаточные определительные можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
4) Главное слово в СПП с придаточным определительным может быть выражено именем существительным или местоимением.
5) Если определяемое слово выражено существительным, то придаточное находится после главного предложения. Если определяемое слово выражено местоимением, то придаточное - перед главным предложением.