Культура речи и подготовка к ЕГЭ: синтаксические ошибки

Разделы: Русский язык


Трудности, которые испытывают ученики, выполняя задание ЕГЭ А5 (найти грамматическую синтаксическую ошибку), понятны: умение в разговоре правильно построить фразу для части школьников навыком становится долго и трудно. Однако, готовясь к ЕГЭ, начинаешь обращать внимание на то, как строятся фразы. Поэтому на некоторых случаях задания А5, думается, есть смысл остановиться не только ради хорошего балла на ЕГЭ, но и ради повышения уровня культуры речи.

Посмотрим, что в А5 чаще вызывает затруднения.

1. Приложение и его падеж

– Если приложение в кавычках (обычно это название книги, фильма и т.п.), то оно не согласуется с определяемым словом (прочитал в газете «Аргументы и факты») и стоит в И.п. Если же определяемого слова нет, приложение ставится в косвенный (прочитал в «Аргументах и фактах»). Вариант типа прочитал в газете «Аргументах и фактах» – ошибочный.

Если приложение без кавычек (название города, села, реки и т.п.), то склоняемые существительные согласуются с определяемым словом (в городе Москве, у села Иванькина), однако составные названия остаются в И.п. (в городе Минеральные Воды).

2. Двойные союзы (чаще других – союз НЕ ТОЛЬКО…, НО И).

Здесь два существенных момента:

1) вторую часть союза нельзя заменять другими словами. Пример: Он любил не только химию, но и физику. Это правильный вариант. Все другие (Он любил не только химию, а также и физику или Он любил не только химию, а и физику) – ошибочны.

2) первая часть союза должна стоять непосредственно перед первым однородным членом. Пример: Они собирали не только яблоки, но и груши. Это правильный вариант. – Они не только собирали яблоки, но и груши. – неправильный, так как слово собирали разрывает первую часть союза и однородный ряд.

3. Причастный оборот и его согласование с определяемым словом.

*** Поможет с 7 класса «вбитый» в голову алгоритм: задавай вопрос от определяемого слова к причастию – окончание вопроса подскажет и окончание причастия. Пример: Нашли несколько слов, (какИХ слов?) вызывающИХ сомнение.

* ** Поможет и здравый смысл. Сравни: 1)Часть учебников, (какИХ учебников?) предназначеннЫХ для старшеклассников, уже привезли в библиотеку. (Смысл: все учебники – для старшеклассников, и часть их поступила.) 2) Часть учебников (какУЮ часть?), предназначеннУЮ для старшеклассников, уже привезли в библиотеку. (Смысл: для старшеклассников – только часть учебников, остальные, еще не привезенные – для младших.)

4. Управление при однородных сказуемых.

Это частая ошибкапри двух однородных глаголах-сказуемых, требующих разного управления, стоит одно дополнение. Пример: Писатель прекрасно понимал и рассказывал о природе человека. (Ошибка: понимал о природе – недопустимое управление. Правильный вариант – Писатель прекрасно понимал (что?) природу человека и рассказывал (о чем?) о ней.

***Общее слово при двух глаголах возможно только тогда, когда они требуют после себя одного и того же падежа. Пример: Он видел и понимал (что?) природу человека.

5. Указательные слова в главной части сложноподчиненного предложения.

Подобная ошибка так прижилась в устной речи, что обычно не замечается. Но указательное слово ТО в главной части СПП бывает в некотором контексте неуместно.

Примеры: –неправильный вариант – Я считаю то, что вы не правы.

– Он думал то, что придет вовремя.

– правильный вариант – Я считаю, что вы неправы.

– Он думал, что придет вовремя

*** Сравним с предложениями, где указательные слова при тех же глаголах обязательны: – Правильным я считаю то, что приносит пользу. Он всегда думал то, что все окружающие.

Такая ошибка наиболее вероятна при глаголах:

– мышления, речи (ВСПОМИНАТЬ, СОЗНАВАТЬ, СООБЩАТЬ, ГОВОРИТЬ…)

– восприятия (УСЛЫШАТЬ, ПОЧУВСТВОВАТЬ, ОЩУТИТЬ…)

– чувства и волеизъявления (БОЯТЬСЯ, СТРАШИТЬСЯ, ВНУШАТЬ…)

6. Падеж существительного при некоторых производных предлогах..

1) предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ требуют дательного падежа

(ЧЕМУ?): - согласно (ЧЕМУ?) расписанию
  - вопреки (ЧЕМУ?) решению
  - благодаря (ЧЕМУ?) старанию

Распространенная ошибка – родительный падеж вместо дательного (Согласно (чего?) расписания и т.п. – ОШИБКА!)

2) предлог ПО в значении ПОСЛЕ требует предложного падежа, а не дательного, то есть слова после него имеют окончания И или Е, а не У или Ю. Их немного и лучше выучить:

- по возвращениИ из поездки (т.е. после возвращения)
- по прибытиИ в город (т.е. после прибытия)
- по окончаниИ школы (т.е. после окончания)
- по приездЕ домой (т.е. после приезда)

***формы первого столбика – принадлежность книжного стиля, второго столбика – разговорного. «Шедевры» типа по окончанию, по прибытию, по приезду и т.п. – ОШИБКИ!

3) предлог ПО в значении переживания (СКУЧАТЬ, СОСКУЧИТЬСЯ, ТОСКОВАТЬ, ГОРЕВАТЬ, ПЛАКАТЬ и т.п.) сочетается с двумя падежами – с дательным и предложным:

с Д.п. – обычно существительные (скучаю по дому, тоскует по родине)

с П.п. – местоимения ТОЛЬКО 1 л. и 2 л. мн.ч. (МЫ, ВЫ)

Примеры:

  • скучают ПО НАС
  • тоскуем ПО ВАС
  • горюет ПО НАС
  • плачет ПО ВАС

*** С остальными глаголами – обычная форма Д.п.

(Из кустов стреляли по нам).

*** С остальными местоимениям – тоже Д.п. (Скучает по мне, по тебе, по нему, по ним)

7. Сказуемое при подлежащем-словосочетании.

Трудности возникают при выборе числа и рода глагола – сказуемого, если в составе подлежащего есть слова РЯД, НЕСКОЛЬКО, БОЛЬШИНСТВО/МЕНЬШИНСТВО.

РЯД: Ряд статей был опубликован в журнале «Наука и жизнь». – Правильно!

Ряд статей были опубликованы в журнале «Наука и жизнь» ОШИБКА! (Сказуемое должно согласоваться со словом РЯД, то есть стоять в единственном числе.)

НЕСКОЛЬКО, БОЛЬШИНСТВО/МЕНЬШИНСТВО: сказуемое может стоять как в ед.ч., так и во мн.ч. Проще всего запомнить так:

ЕД.Ч. употребляется, если:

1) речь идет о неодушевленных предметах.

Примеры: Несколько машин двигалось по дороге.

Большинство мест было занято.

2) при слове БОЛЬШИНСТВО есть определение.

Пример: Абсолютное большинство высказалось против нового закона.

МН.Ч. употребляется, если:

1) речь идет об одушевленных предметах.

Примеры: Несколько солдат грелись у костра.

Большинство студентов сдали зачет.

2) подлежащее и сказуемое «разорваны» обособленным оборотом или придаточным предложением, содержащим указание на множественное число

Пример: Большинство подарков, которЫЕ получат дети, привезены в школу.

*** Если подлежащим является ОДНО лишь слово БОЛЬШИНСТВО, сказуемое стоит в ЕД.Ч. (Большинство было против принятия нового закона.)

8. Ошибки в управлении.

Что здесь необходимо?

– Во-первых, запомнить, что определенные глаголы требуют определенного падежа (например, глаголы со значением достижения, лишения, избегания – родительного: избегать (чего?) опасности; достичь (чего?) цели; лишиться (чего?) поддержки);

Во-вторых, избавиться в своей речи от таких ошибок, как:

Эти факты говорят за то, что (правильно –…о том, что)

Свидетельство о том, что… (правильно – …тому, что… или того, что..)

В статье отмечается о достижениях (правильно – … отмечаются достижения)

Автор утверждает о том, что (правильно – …утверждает, что…);

В-третьих, не путать управление в сходных внешне словосочетаниях:

идентичный чему-либо(Д.п.) – сходный с чем-либо (Т.п.)

обидеться на что-либо (В.п.) – обиженный чем-либо (Т.п.)

обрадоваться чему-либо (Д.п.) – обрадован чем-либо (Т.п.)

опираться на что-либо (В.п.) – базироваться на чем-либо (Т.п.)

отзыв о чем-либо (П.п.) – рецензия на что-либо (В.п.)

превосходство над чем-либо (Т.п.) – преимущество перед чем-либо (Т.п.)

предостеречь от чего-либо (Р.п.) – предупредить о чем-либо (П.п.)

различать что и что (В.п. + В.п.) – отличать что от чего (В.п. + Р.п.)

уверенность в чем-либо (П.п.) – вера во что-либо (В.п.)

удивляться чему-либо (В.п.) – удивлен чем-либо (Т.п.)

уплатить за что-либо (В.п.) – оплатить что-либо (В.п.)

9. Согласование сказуемого с подлежащим в сочетаниях ТЕ, КТО, ТЕ, ЧТО, ВСЕ, КТО, ВСЕ, ЧТО в сложноподчиненных предложениях)

1) в главном предложении, где подлежащее ТЕ или ВСЕ, требуется множественное число сказуемого. Примеры: Все, кто подал документы в вуз, должны явиться на собеседование. (Основа: Все….должны явиться) Те, что закончили работу, могут сдать тетради. (Основа:Те ..могут сдать)

2) в придаточном предложении, где подлежащее КТО, требуется единственное число сказуемого, где подлежащее ЧТО – множественное число. Примеры: Все, кто подал документы в вуз, должны явиться на собеседование. (Основа: кто подал) Те, что закончили работу, могут сдать тетради. (Основа: что закончили)

Вот те наиболее частые случаи, где обычно допускаются синтаксические ошибки и где, приложив не так уж много усилий, можно улучшить как баллы на ЕГЭ, так и собственную речь.