Трудности, которые испытывают ученики, выполняя задание ЕГЭ А5 (найти грамматическую синтаксическую ошибку), понятны: умение в разговоре правильно построить фразу для части школьников навыком становится долго и трудно. Однако, готовясь к ЕГЭ, начинаешь обращать внимание на то, как строятся фразы. Поэтому на некоторых случаях задания А5, думается, есть смысл остановиться не только ради хорошего балла на ЕГЭ, но и ради повышения уровня культуры речи.
Посмотрим, что в А5 чаще вызывает затруднения.
1. Приложение и его падеж
– Если приложение в кавычках (обычно это название книги, фильма и т.п.), то оно не согласуется с определяемым словом (прочитал в газете «Аргументы и факты») и стоит в И.п. Если же определяемого слова нет, приложение ставится в косвенный (прочитал в «Аргументах и фактах»). Вариант типа прочитал в газете «Аргументах и фактах» – ошибочный.
– Если приложение без кавычек (название города, села, реки и т.п.), то склоняемые существительные согласуются с определяемым словом (в городе Москве, у села Иванькина), однако составные названия остаются в И.п. (в городе Минеральные Воды).
2. Двойные союзы (чаще других – союз НЕ ТОЛЬКО…, НО И).
Здесь два существенных момента:
1) вторую часть союза нельзя заменять другими словами. Пример: Он любил не только химию, но и физику. Это правильный вариант. Все другие (Он любил не только химию, а также и физику или Он любил не только химию, а и физику) – ошибочны.
2) первая часть союза должна стоять непосредственно перед первым однородным членом. Пример: Они собирали не только яблоки, но и груши. Это правильный вариант. – Они не только собирали яблоки, но и груши. – неправильный, так как слово собирали разрывает первую часть союза и однородный ряд.
3. Причастный оборот и его согласование с определяемым словом.
*** Поможет с 7 класса «вбитый» в голову алгоритм: задавай вопрос от определяемого слова к причастию – окончание вопроса подскажет и окончание причастия. Пример: Нашли несколько слов, (какИХ слов?) вызывающИХ сомнение.
* ** Поможет и здравый смысл. Сравни: 1)Часть учебников, (какИХ учебников?) предназначеннЫХ для старшеклассников, уже привезли в библиотеку. (Смысл: все учебники – для старшеклассников, и часть их поступила.) 2) Часть учебников (какУЮ часть?), предназначеннУЮ для старшеклассников, уже привезли в библиотеку. (Смысл: для старшеклассников – только часть учебников, остальные, еще не привезенные – для младших.)
4. Управление при однородных сказуемых.
Это частая ошибка – при двух однородных глаголах-сказуемых, требующих разного управления, стоит одно дополнение. Пример: Писатель прекрасно понимал и рассказывал о природе человека. (Ошибка: понимал о природе – недопустимое управление. Правильный вариант – Писатель прекрасно понимал (что?) природу человека и рассказывал (о чем?) о ней.
***Общее слово при двух глаголах возможно только тогда, когда они требуют после себя одного и того же падежа. Пример: Он видел и понимал (что?) природу человека.
5. Указательные слова в главной части сложноподчиненного предложения.
Подобная ошибка так прижилась в устной речи, что обычно не замечается. Но указательное слово ТО в главной части СПП бывает в некотором контексте неуместно.
Примеры: –неправильный вариант – Я считаю то, что вы не правы.
– Он думал то, что придет вовремя.
– правильный вариант – Я считаю, что вы неправы.
– Он думал, что придет вовремя
*** Сравним с предложениями, где указательные слова при тех же глаголах обязательны: – Правильным я считаю то, что приносит пользу. Он всегда думал то, что все окружающие.
Такая ошибка наиболее вероятна при глаголах:
– мышления, речи (ВСПОМИНАТЬ, СОЗНАВАТЬ, СООБЩАТЬ, ГОВОРИТЬ…)
– восприятия (УСЛЫШАТЬ, ПОЧУВСТВОВАТЬ, ОЩУТИТЬ…)
– чувства и волеизъявления (БОЯТЬСЯ, СТРАШИТЬСЯ, ВНУШАТЬ…)
6. Падеж существительного при некоторых производных предлогах..
1) предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ требуют дательного падежа
(ЧЕМУ?): | - согласно (ЧЕМУ?) расписанию |
- вопреки (ЧЕМУ?) решению | |
- благодаря (ЧЕМУ?) старанию |
Распространенная ошибка – родительный падеж вместо дательного (Согласно (чего?) расписания и т.п. – ОШИБКА!)
2) предлог ПО в значении ПОСЛЕ требует предложного падежа, а не дательного, то есть слова после него имеют окончания И или Е, а не У или Ю. Их немного и лучше выучить:
- по возвращениИ из поездки | (т.е. после возвращения) |
- по прибытиИ в город | (т.е. после прибытия) |
- по окончаниИ школы | (т.е. после окончания) |
- по приездЕ домой | (т.е. после приезда) |
***формы первого столбика – принадлежность книжного стиля, второго столбика – разговорного. «Шедевры» типа по окончанию, по прибытию, по приезду и т.п. – ОШИБКИ!
3) предлог ПО в значении переживания (СКУЧАТЬ, СОСКУЧИТЬСЯ, ТОСКОВАТЬ, ГОРЕВАТЬ, ПЛАКАТЬ и т.п.) сочетается с двумя падежами – с дательным и предложным:
с Д.п. – обычно существительные (скучаю по дому, тоскует по родине)
с П.п. – местоимения ТОЛЬКО 1 л. и 2 л. мн.ч. (МЫ, ВЫ)
Примеры:
- скучают ПО НАС
- тоскуем ПО ВАС
- горюет ПО НАС
- плачет ПО ВАС
*** С остальными глаголами – обычная форма Д.п.
(Из кустов стреляли по нам).
*** С остальными местоимениям – тоже Д.п. (Скучает по мне, по тебе, по нему, по ним)
7. Сказуемое при подлежащем-словосочетании.
Трудности возникают при выборе числа и рода глагола – сказуемого, если в составе подлежащего есть слова РЯД, НЕСКОЛЬКО, БОЛЬШИНСТВО/МЕНЬШИНСТВО.
– РЯД: Ряд статей был опубликован в журнале «Наука и жизнь». – Правильно!
Ряд статей были опубликованы в журнале «Наука и жизнь» – ОШИБКА! (Сказуемое должно согласоваться со словом РЯД, то есть стоять в единственном числе.)
– НЕСКОЛЬКО, БОЛЬШИНСТВО/МЕНЬШИНСТВО: сказуемое может стоять как в ед.ч., так и во мн.ч. Проще всего запомнить так:
– ЕД.Ч. употребляется, если:
1) речь идет о неодушевленных предметах.
Примеры: Несколько машин двигалось по дороге.
Большинство мест было занято.
2) при слове БОЛЬШИНСТВО есть определение.
Пример: Абсолютное большинство высказалось против нового закона.
– МН.Ч. употребляется, если:
1) речь идет об одушевленных предметах.
Примеры: Несколько солдат грелись у костра.
Большинство студентов сдали зачет.
2) подлежащее и сказуемое «разорваны» обособленным оборотом или придаточным предложением, содержащим указание на множественное число
Пример: Большинство подарков, которЫЕ получат дети, привезены в школу.
*** Если подлежащим является ОДНО лишь слово БОЛЬШИНСТВО, сказуемое стоит в ЕД.Ч. (Большинство было против принятия нового закона.)
8. Ошибки в управлении.
Что здесь необходимо?
– Во-первых, запомнить, что определенные глаголы требуют определенного падежа (например, глаголы со значением достижения, лишения, избегания – родительного: избегать (чего?) опасности; достичь (чего?) цели; лишиться (чего?) поддержки);
– Во-вторых, избавиться в своей речи от таких ошибок, как:
Эти факты говорят за то, что (правильно –…о том, что)
Свидетельство о том, что… (правильно – …тому, что… или того, что..)
В статье отмечается о достижениях (правильно – … отмечаются достижения)
Автор утверждает о том, что (правильно – …утверждает, что…);
– В-третьих, не путать управление в сходных внешне словосочетаниях:
идентичный чему-либо(Д.п.) – сходный с чем-либо (Т.п.)
обидеться на что-либо (В.п.) – обиженный чем-либо (Т.п.)
обрадоваться чему-либо (Д.п.) – обрадован чем-либо (Т.п.)
опираться на что-либо (В.п.) – базироваться на чем-либо (Т.п.)
отзыв о чем-либо (П.п.) – рецензия на что-либо (В.п.)
превосходство над чем-либо (Т.п.) – преимущество перед чем-либо (Т.п.)
предостеречь от чего-либо (Р.п.) – предупредить о чем-либо (П.п.)
различать что и что (В.п. + В.п.) – отличать что от чего (В.п. + Р.п.)
уверенность в чем-либо (П.п.) – вера во что-либо (В.п.)
удивляться чему-либо (В.п.) – удивлен чем-либо (Т.п.)
уплатить за что-либо (В.п.) – оплатить что-либо (В.п.)
9. Согласование сказуемого с подлежащим в сочетаниях ТЕ, КТО, ТЕ, ЧТО, ВСЕ, КТО, ВСЕ, ЧТО в сложноподчиненных предложениях)
1) в главном предложении, где подлежащее ТЕ или ВСЕ, требуется множественное число сказуемого. Примеры: Все, кто подал документы в вуз, должны явиться на собеседование. (Основа: Все….должны явиться) Те, что закончили работу, могут сдать тетради. (Основа:Те ..могут сдать)
2) в придаточном предложении, где подлежащее КТО, требуется единственное число сказуемого, где подлежащее ЧТО – множественное число. Примеры: Все, кто подал документы в вуз, должны явиться на собеседование. (Основа: кто подал) Те, что закончили работу, могут сдать тетради. (Основа: что закончили)
Вот те наиболее частые случаи, где обычно допускаются синтаксические ошибки и где, приложив не так уж много усилий, можно улучшить как баллы на ЕГЭ, так и собственную речь.