Цели урока:
- раскрыть значение культуры речи.
- познакомить с понятием “норма современного русского языка” и некоторыми особенностями и изменениями современного русского языка.
- закрепить умения различать речь нормированную и ненормированную.
- формировать навык в использовании нормированной речи.
- умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка.
- разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи.
Оборудование: раздаточный материал (статья В. Николаенко “Что такое хорошая речь?”); компьютер, проектор; диск со слайдами мультимедиа.
Ход урока
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово…
А.Ахматова
1. Вступительное слово учителя:
Все мы помним прекрасные строки стихотворения в прозе “Русский язык” И.С.Тургенева: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.
Сколько замечательных слов сказано о русском языке! Язык является средством человеческого общения. Он живет и развивается, соединяя в себе две культуры: книжно-литературную и устно-народную.
2. Тема и постановка цели урока.
Учитель объявляет тему и цели урока.
- Что такое культура речи? (Это раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.)
Понятие “Культура речи” включает в себя 2 ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи и 2) речевое мастерство.
- Какая же речь считается правильной? На этот вопрос мы ответим, прочитав статью “Что такое хорошая речь?”.
3. Самостоятельная работа учащихся со статьей В.Николаенко “Что такое хорошая речь?”
Задание: отметьте основные положения статьи, назовите качества хорошей речи.
Учащиеся отмечают основные положения статьи, называют качества хорошей речи. Делаются выводы:
1. Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка.
2. Речевое мастерство – умение правильно построить высказывание.
4. Определение понятия “норма литературного языка”.
- Что же такое нормы литературного языка?
Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике на определенном этапе развития языка правила употребления слов, словосочетаний и т.д.
Норма закрепляется в словарях и справочниках и охватывает все уровни языка. Она характерна и для устной, и для письменной речи и обязательна для всех.
а) Рассмотрим таблицу “нормы литературного языка”. (Слайд 1 )
5. Фронтальный опрос.
- Какие нормы отражают правила:
- произношения, ударения, использования интонации? (Орфоэпические)
- употребления слов в точном соответствии с их значением? (Лексические)
- образования слов? (Словообразовательные)
- образования форм слов разных частей речи? (Морфологические)
- построения словосочетаний и предложений? (Синтаксические)
- написания слов и форм слов? (Орфографические)
- постановки знаков препинания? (Пунктуационные)
Как мы видим, нормы литературного языка связаны с основными разделами науки о языке. Какими? (Фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией, синтаксисом, пунктуацией, орфографией, стилистикой, культурой речи).
6. Орфоэпическая разминка.
Расставьте ударение в следующих словах:
Гастрономия, аристократия, втридорога, двоюродный, маркировать, усугубить, кинематография, баловать, диспансер, премировать, принудить, партер.
7. Практическое задание по определение нарушений норм литературного языка. Записать исправленный вариант.
1.1. В ближайшее время между предприятиями будут подписаны двусторонние договора.
1.2. Средства массовой информации диспутируют о президентских выборах.
1.3. Благодаря наводнению тысячи людей остались без крова.
1.4. Хочу подчеркнуть о том, что считаю наиболее важным.
8. Слово учителя о состоянии русского языка в наши дни.
Исследователи языка отмечают 2 наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в России:
1) огрубение и вульгаризация русской речи, массовые отступления от норм русского литературного языка;
2) агрессивное воздействие со стороны американского варианта английского языка (это находит отражение в СМИ, рекламе, массовой культуре). Все это может привести к разрушению языка.
Рассмотрим примеры, которые подготовили учащиеся.
Язык рекламы: “наслаждайс”, “дуйте на распродажу”, “сникерсни”.
Примеры ошибок в СМИ, рекламе, объявлениях:
Орфоэпические: “побалуйте себя”, “изготавливаем жалюзи”.
Орфографические: “ливтинг-крем”, “товар сертивицирован”, “грейпфрукт”, “свинной фарш”.
Грамматические: “согласно графика”.
Объявление в подъезде:
“Товарищи жильцы! Будем штрафовать за нарушение о недопущении загрязнения лестницы собаками и кошками” (как видим, канцеляризмы лишают речь простоты, живости, эмоциональности).
Речь депутата:
“Господа депутаты! В связи с вышеизложенной ратификацией релятивистского консенсуса, а также транснациональной эмиссией рекурсивных парламентариев, приведших ко всеобщей сатисфакции, мы решили предупредить электорат о коррегирующем мониторинге”.
Учитель: О чем идет речь в этом выступлении? Попробуем перевести(слайд 2).
Вывод: неоправданное употребление иностранных слов наносит непоправимый вред русской речи. Конечно, нельзя совсем отказываться от заимствованных слов, но употреблять их по необходимости.
Итак, мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту русского языка. Эта проблема решается и на государственном уровне. Не случайно в материалах ЕГЭ много вопросов по культуре речи.
9. Тренировочные упражнения (по материалам заданий ЕГЭ).
Комментарий учителя:
Задание А3 ЕГЭ проверяет умение оценивать речь с точки зрения морфологических норм русского литературного языка.
Морфологические нормы (слайд 3).
Выполнение тестовых заданий с нарушением морфологических норм (слайд 4).
Комментарий учителя:
Задания А4 и А5 ЕГЭ проверяют уровень владения синтаксическими нормами.
Синтаксические нормы (слайд 5).
Выполнение тестовых заданий с нарушением синтаксических норм.
(Cлайды 6-7, 8-9).
10. Домашнее задание.
1. Повторить теоретический материал по теме “Культура речи и нормы языка”.
2. Упражнение №10, тест &7 (пособие-практикум “Русский язык”/ О.В.Загоровская). Ознакомиться с фрагментами из работ известных российских ученых и мыслителей 19-20 вв. (М.М.Сперанского, А.Ф.Кони, А.В.Миртова). Составить собственное руководство “Учусь говорить хорошо и правильно”.
3. Выполнить задания А3-А5 (вар.3-6 КИМов).