Лексика

Разделы: Русский язык


Цель урока: совершенствовать умение работы с толковым словарём.

Образовательный аспект – ознакомить учащихся со словом, со словарным запасом русского языка, с толковым словарём.

Развивающий аспект – побудить интерес к слову, к лексике; уметь правильно употреблять слова, обогащать свою речь благодаря толковому словарю.

Воспитательный аспект – воспитывать чувство прекрасного к родному и русскому языкам на основе исследования произведений поэтического творчества.

Ход урока

1.Подготовительная работа

1)Слово учителя.

- Все вы, ребята, знаете, что такое словарь. Существуют различные типы словарей. Чтобы получить настоящую помощь от них, необходимо не только знать, какие бывают они, но и как ими пользоваться. Чтобы узнать, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, нужно обратиться к толковому словарю. Перед вами словари Ожегова, Даля и Ашмарина.

2) Ознакомление с предисловиями словарей.

2.Работа над лексическим значением слов. Исследовательская работа.

  1. Слово учителя.

-Перед вами отрывок из поэмы чувашского поэта К.Иванова “Нарспи” и отрывок из перевода этой поэмы на русский язык Б.Иринина.

Сара хер Красная девица
Ешел курак хушшинче То не в поле красным летом
Сап-сара чечек усеет. Цветик аленький растёт,-
Асла Силпи яленче То в Сильби весенним цветом
Нарспи ятла хер усет. Юность девичья цветёт.

(К.Иванов)

(Б.Иринин)

После сопоставления и осмысления перевода обращаю внимание детей на перевод названия главы “Сара хер”- “Красная девица”.

-Как вы понимаете значение слова “красный” в русском языке? Подумайте над всеми его значениями. (Учащиеся отвечают, что оно означает цвет и красоту).

- Как вы понимаете слово значение слова “сарa” (желтый) в чувашском языке? Подумайте над всеми его значениями (Учащиеся отвечают, что оно также означает цвет и красоту).

Оказывается, оба слова в разных языках имеют одно и то же значение красоты, хотя обозначают разный цвет.

2) Исследовательская работа.

Для работы класс разделен на две группы. Одна группа работает со словом “красный”, другая – со словом “сарa”. Первая группа изучает предложенные учителем отрывки и словарь Ожегова С.И. и Даля В. И. вторая группа также изучает предложенные учителем отрывки и словарь Ашмарина Н.И. Учащиеся должны выполнить следующую работу:

  • выписать из народных песен эпитет “красный” с существительным, с которым он употребляется;
  • узнать, как в словарях трактуется значение данного слова;
  • определить по контексту его значение.

Тексты для первой группы:

Выходила, выступала красна девушка,
Ой ли, ой ли, ой лешиньки, красна девушка!
Тонешенька, ровнешенька, собой хороша,
Ой ли, ой ли, ой лешиньки, собой хороша!(Нар. песня)
Голубушки вы мои красные девушки,
Вставайте вы поутру рано,
Умывайтесь ключевой водой,
Утирайтесь платком белым!
На дворе – то белая зоренька занимается,
Из под - зореньки красное солнышко выкатывается…(Нар. песня)
Красное коромысло через реку повисло. (Радуга ). (Загадка )
Весна, весна, красная
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем высоким,
С хлебами обильными. (Нар. песня)
V. Привели его на площадь Красную,
Отрубили буйну голову. (Нар. песня)

Тексты для второй группы:

Каяс килет аслa улaхне,
Татас килет сарa чечекне.
Килессeм килет тaвнсем патне:
Пeлес килет вeсен сывлaхне.
(Нар. песня)
Ах мeн- ма-ши сарa кайaк
Турат cине лараймасть?
Ах мeн- ма-ши, кукамийe
Кукаcине юраймасть?
(Нар. песня)
Паллашас-тaк паллашас
Сарa хeрпе,
Пурте тaччар,
Пурте тaччар, aмсанса!
(Нар. песня)
IV. Сар арчари кeмeл ceрри
Тaхaнас чух тутaхрe.
Савaнса пурaннa Сар савни
Илес чyхне сивeнчe.
(Нар. песня)
V. Сарa тулaн сар пучахне
Сая ярас мар.
Япaх, япaх, ай, ecлес мар,
Ай, ecлес мар.
(Нар. Песня)

3. Выступления учащихся.

1) Результаты 1 группы

красна девушка, красные девушки – красивая, прекрасная, молодая

красное солнышко – яркое, светлое, хорошее;

весна красная – яркая, светлая, плодородная;

красное коромысло (радуга)- красивое, яркое;

площадь Красная - главная площадь.

2) Результаты 2 группы

сарa чечекне - красивый, яркий цветок;

сарa кайaк - красивая птица;

сарa хeрпе– красивая, прекрасная, молодая девушка;

сар арчари – новый сундук;

сар савни – молодой, красивый парень;

сарa тулaн сар пучахне- созревший колос пшеницы.

  1. Слово учителя.
  2. -Таким образом, выяснили, что слово “красный” имеет следующие значения: красивый, молодой, яркий, светлый, плодородный, главный. Слово “сарa”: красивый, яркий, новый, зрелый, молодой. Значения слов “красный”, “сарa” схожи и намного шире, чем мы предполагали. В современной разговорной речи чаще всего они употребляются в значении цвета.

    -До самого начала 16 века прилагательное красный обозначало не цвет, а именно качество красоты и своим значением было равно современному слову прекрасный.

    Сегодня мы работали со старым значением слова: красный значит “красивый”. Красна девица в былине и в сказке – красивая девушка, и вовсе не красная, а белая, белолицая.

    В русском же языке постепенно, сначала в деловых документах, а затем и во всех прочих случаях, “красивый” стал “красным”, хотя долго еще, вплоть до петровских времен, помнилось и прежнее значение слова. С этого времени слово красный – общее обозначение для всех оттенков красного цвета. Те же самые тенденции мы наблюдаем и в чувашском языке.

    4. Работа со словосочетаниями.

    1) Слово учителя.

    - Переосмысливаясь, слова образуют новые сложные слова и словосочетания.

    Теперь запишите, пользуясь словарём, словосочетания, которые употребляются со словами “красный” и “сара”.

    2)Работа учащихся.

    Дети выписывают словосочетания Красная Армия, Красная книга, красная строка, красное словцо, красной нитью проходить, красное дерево, красный товар, красный уголок , сар – ывал(третий младший брат мужа), сар – кайак(иволга), сар –курак(назв. растения,горец), сар – кашман(морковь), сар керек(полушубок жёлтой дубки) и другие.

  3. Составление и запись предложений с данными словосочетаниями.

(Одновременно идёт объяснение их значений)

5. Подведение итога урока.

Ответы учащихся показывают, что они научились пользоваться с толковым словарём:

- умеют находить нужное слово, толковать его значение,

- умеют правильно употреблять слова, пользуясь словарём.

Дети высказали желание продолжить такого вида работу.

Литература

  1. К.В.Иванов. Нарспи. Поэма. –Чебоксары, 1985.
  2. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия: Пособие для студентов нац. отд-ний пед. ин- тов/ Сост. Ю.Г.Круглов.-СПб, 1993.
  3. Сборник чувашских народных песен/ Сост. А.Андреев.-Чебоксары,1987.
  4. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов.- М., 1979
  5. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка.- Чебоксары,2000.
  6. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание/ В.И.Даль.- М.,2007
  7. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.- М., 2006.