Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит её находить.
А.Дистервег
Современное общество выдвигает особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими, научить учащихся учиться. Целью современного образования становится не только сумма знаний как основной результат школьного образования, а формирование универсальных учебных действий, которые свидетельствуют об уровне развития личности учащегося, его умении учиться, т.е. его способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия формируются в процессе обучения многим предметам и становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. Таким образом, перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых - всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся на уроке русского языка, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека. Необходимость использования исследовательского подхода к изучению языковых явлений в языке и речи находит отражение в методическом наследии М.Т.Баранова, который отмечал: «Изучая те или иные языковые явления, необходимо сообщать детям их функции и проводить наблюдения, подтверждающие роль этих функций» [2, с. 136]. Согласно определению А.И.Савенкова, «исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения» [5, с. 2].
Одной из форм исследовательской деятельности является лабораторная работа – один из видов самостоятельной, практической работы и исследования учащихся. Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Термин "лабораторная работа" в методической литературе по русскому языку мало распространен, несмотря на то, что многие «традиционные виды работ проводятся как лабораторные работы: языковой анализ, орфографические упражнения, словообразовательные задачи, изложение, сочинение». [1, с.91] Лабораторная работа должна иметь самостоятельное место в методике преподавания русского языка, так как заключает в себе огромный потенциал развития исследовательских навыков учащихся и может применяться на любом этапе изучения материала: объяснения, усвоения, закрепления, систематизации и обобщения, повторения. [3,с. 25].
Лабораторная работа на моих уроках и во внеурочной деятельности используется систематически, так как заключает в себе огромный потенциал развития исследовательских навыков учащихся и может применяться на любом этапе изучения материала: объяснения, усвоения, закрепления, систематизации и обобщения, повторения. Основное при проведении лабораторных работ – самостоятельное исследование языкового материала учащимися и обобщение результатов. Стремясь успешнее справиться с лабораторной работой, учащиеся изучают не только программный материал, но и стараются найти дополнительные сведения о языковых явлениях. В результате активизируется познавательная деятельность школьников, в ходе которой они приучаются работать со справочной и научной литературой. Используя индуктивный метод, учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, строят доказательства, оформляют письменно свои рассуждения, таким образом совершенствуют навыки письменной речи, а также проявляют свои творческие способности при составлении текста.
Очень важно проведение лабораторных работ по русскому языку в старших классах, так как они помогают подготовить учащихся к сдаче ГИА, когда от них требуется написание изложения, сочинения на лингвистическую тему и сочинения – рассуждения по предложенному тексту. Выполняя лабораторную работу, ученики письменно оформляют свои мысли, что способствует совершенствованию их связной письменной речи. Кроме того, обретая навыки наблюдения над языковым материалом, учащиеся применяют их и в изучении других школьных предметов. Каждая последующая лабораторная работа становится грамотнее и логичнее.
В старших классах лабораторные работы особенно актуальны, так как они, активизируя познавательную деятельность, формируют навыки правильного и уместного использования языковых средств в разных ситуациях общения, углубляют знания учащихся, приучают работать с научной литературой.
Анализ единиц разных языковых уровней должен соответствовать разным видам разбора: фонетическому, морфемному, словообразовательному, морфологическому и синтаксическому. Хорошая теоретическая подготовка, прочные навыки появляются у учащихся при проведении разных видов анализа на материале одной и той же исследуемой единицы, например, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ одного и того же слова. Можно усложнить задание, предложив для данного анализа несколько омонимичных слов разных частей речи.Выполнение этой работы затрагивает все уровни языковой системы, так как включает нормы лексические, орфоэпические, словообразовательные, морфологические, которые фиксируются в различных словарях и справочниках. Работая с ними, старшеклассники повышают свой интеллектуальный уровень, овладевают навыками обнаружения и квалификации языкового явления, использования справочной литературы в соответствии с её назначением.
Лабораторные работы по русскому языку связаны с языковым анализом текста, со словообразованием, с конструированием текста заданного типа, с доказательствами, с решением орфографических задач и пр. Например, изучая роль причастия в предложении, школьники анализируют специально подобранный текст, в котором надо найти причастия; каждый школьник получает текст на листе с инструкцией, в которой определены задачи анализа; он письменно оформляет результаты наблюдений, т.е. указывает разные случаи синтаксической функции причастий; затем он пишет обобщающий вывод. [1, с.91].
Лабораторные работы дают положительные результаты, обеспечивая минимальный объём домашнего задания, побуждая учащихся к творческой деятельности, к выработке умения самостоятельно исследовать языковой материал, анализировать определённые факты языка, фиксировать закономерности, обобщать результаты, делать выводы, развивать лингвистическое мышление, активизируя их познавательную деятельность.
Тематика лабораторных работ должна соответствовать требованиям учебной программы, обеспечивать связь с другими формами учебной деятельности, учитывать возрастные особенности школьников.
V класс – время адаптации ребенка к принципиально иной социальной среде, освоения новых видов деятельности, в том числе и интеллектуальных, нового социального пространства. На этом этапе желательно обеспечит предоставление ученикам возможности попробовать себя в самых различных видах деятельности: исследовательской, конструкторской, художественной. Специфика лабораторной работы как формы организации учебного процесса предоставляет эти возможности.
VI-VII классы – время проявления учениками повышенной внешней активности, стремления войти в контакт с возможно большим числом сверстников, время, когда дети начинают остро ощущать необходимость интеллектуального обеспечения своей деятельности. В этот период имеет смысл учить ребенка находить свое место в общем деле, выдерживать до конца свою роль, удерживать конечную цель деятельности; начинать работу по овладению УУД такими, как умение сравнивать, систематизировать, находить причинно-следственные связи, искать информацию; начинать вырабатывать умение удерживать и выполнять долгосрочные задания, планировать свое время и деятельность. Лабораторные работы в VI-VII классах рассчитаны на два урока и проводятся как самостоятельный вид организации учебного процесса.
В VIII-IX классах проводятся комплексные лабораторные работы, выявляющие связи между языковыми уровнями (языковой, синтаксический и пунктуационный, орфографический, комплексный анализ текста, сочинение и т.п.), что развивает навык создания сочинения-рассуждения, написанного в учебно-научном или публицистическом стиле и соответствующего требованиям ГИА в 9 классе.
В X-XI классах лабораторные работы проводятся по наиболее трудным заданиям согласно демоверсии ЕГЭ текущего учебного года, чтобы отработать алгоритмы выполнения заданий, а также по темам «Нормы русского языка», «Комплексный анализ текста».
Содержанием для лабораторных работ является материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящий перед учениками учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающий новое или более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных или неизвестных учащимся.
Задания могут быть разными: они зависят от этапа изучения материала. Если лабораторная работа предшествует практической, то ставится задача исследовать какой-то частный вопрос; после практической – носит обобщающий характер. Лабораторная работа и практическое занятие могут дополнять друг друга.
Задания должны включать этапы исследования:
- наблюдение и изучение фактов и явлений;
- выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;
- выдвижение гипотезы;
- построение плана исследования;
- выяснение связей изучаемого явления с другими;
- проведение лингвистического эксперимента;
- решение лингвистической задачи;
- обобщение результатов и формулировка выводов.
При проведении лабораторных работ на уроках русского языка следует учитывать следующее:
- время выполнения лабораторной работы зависит от возраста учащихся и этапа изучения учебного материала (часть урока, один урок, два урока);
- учебная и справочная литература должна находиться на каждой парте;
- количество анализируемых и исследуемых материалов должно соответствовать количеству учащихся в классе;
- каждая лабораторная работа оценивается учителем, и качество её выполнения фиксируется в матрице. Как и любой предмет школьного обучения, курс русского языка предполагает теоретическую и практическую подготовку учащихся. Кроме системы знаний, они должны получить в школе и определённый круг навыков.
В лабораторных работах можно использовать наглядные методы обучения, к которым относятся наблюдения, иллюстрации и демонстрации. Наглядные пособия на лабораторных работах являются не только средством иллюстрации, но и важным источником знаний. Особое внимание необходимо уделять использованию цифровых образовательных ресурсов. Применение исследовательской технологии в сочетании с информационно-коммуникационной способствует совершенствованию практических умений и навыков, активизирует познавательную деятельность учащихся. Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация, из которой «вырастает» интерес к предмету русского языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций.
Анализ или обсуждение результатов проведения лабораторных работ можно провести на интерактивном уроке или на уроке семинаре. За работу ставится только положительная оценка. Даже неудачно выполненная работа имеет важное педагогическое значение. Понимание ошибок – мотив к повторной деятельности. Подобная рефлексия поможет ученику оценить себя как способного и компетентного, формирует положительную самооценку, что способствует новой мотивации к исследовательской деятельности. В результате уроков анализа лабораторных работ у учащихся формируются навыки как устной, так и письменной речи. Используя индуктивный метод, учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, строят доказательства, оформляют письменно свои рассуждения, таким образом совершенствуют навыки письменной речи, а также проявляют свои творческие способности при составлении текста.
Алгоритм проведения лабораторных работ.
- Подготовительный этап: повторение теоретических сведений, выполнение практических заданий, предварительное ознакомление учащихся с темой лабораторной работы.
- Проведение лабораторной работы:
- определение цели или целей, ознакомление с порядком выполнения лабораторной работы;
- оснащение лабораторной работы фактическим материалом, текстами, справочниками, учебными пособиями, таблицами, оборудованием;
- самостоятельное выполнение лабораторной работы;
- подведение итогов лабораторной работы: ответы учащихся, внесение исправлений, выяснение уровня овладения материалом.
Примерная тематика лабораторных работ в 5- 11 классах.
5 класс | 6-7 класс |
8-9 класс |
«Орфография»: |
«Части речи в тексте»: |
1. «Фонетика». |
Примеры лабораторных работ по русскому языку
Лабораторная работа (5 класс)
Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик- (-чик-).
Дано: существительные замочек, человечек, карандашик, чемоданчик.
Цель: выяснить условия написания гласных в суффиксах существительных -ек-, -ик-(-чик-).
Ход работы.
- Запишите данные слова в столбик и выделите суффиксы.
- Поставьте существительные в форму родительного падежа.
- Выделите в полученных словах суффиксы.
- В каких словах выпадает гласный?
- Какой суффикс в этих словах в первом столбике?
- Запишите вывод об условиях правописания гласных в суффиксах существительных –ек-, -ик-(-чик-).
- Запишите вывод в виде алгоритма.
Лабораторная работа (5 класс).
Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Дано: 1) суффиксы: -ыва-(-ива-), -ова-(-ева-). 2) слова: ночевать, командовать; развешивать, докладывать.
Цель. Определить условия написания букв ы-и и о-е в суффиксах глаголов.
Ход работы.
- Запишите данные слова в тетрадь и выделите суффиксы -ыва-(-ива-), -ова- (-ева-).
- Поставьте данные глаголы в форме I лица единственного числа. Обозначьте суффиксы.
- Определите, в каких словах суффиксы сохранились.
- Сделайте вывод, в каких случаях пишут буквы ы-и, а когда – о-е.
- Прочитайте свою работу, сделайте обобщение и вывод. Что же является условием для написания букв ы-и и о-е в суффиксах?
- Сформулируйте правило и запишите его.
Лабораторная работа (5 класс).
Правописание приставок, оканчивающихся на –з (-с).
Дано: слова расходились – разбежались, исходить – избегать.
Цель. Определить условия правописания приставок, заканчивающихся на -з(-с).
Ход работы.
- Запишите данные слова в тетрадь и выделите приставки.
- Подчеркните букву, которая идёт после приставки, двумя чертами. Охарактеризуйте звук, который обозначен буквой, идущей после приставки.
- Определите, перед какой согласной по звонкости – глухости пишется З в приставках.
- Определите, перед какой согласной по звонкости – глухости пишется С в приставках.
- Сделайте вывод, в каких случаях мы будем писать З на конце приставок, а в каких - С?
- Прочитайте свою работу, сделайте обобщение и вывод: что же является условием для написания З и С в приставках? Сформулируйте правило и запишите его.
Во внеурочной деятельности активно использую лабораторный эксперимент. Занятия в школе художественного творчества «Слово», программа которой составлена на основе программы Альбетковой Р.И. «Основы русской словесности для 5-9 классов. От слова к словесности» [3, с. 25], предполагают работу со словом. Поэтому уместно проводить различного рода эксперименты, в том числе и игрового характера, например, «Слово - одно – единственное». Учащимся предлагается в стихотворном или прозаическом тексте восстановить пропущенное слово, обосновав свой выбор с учетом стиля автора, его замысла и позиции. Анализ средств выразительности, выявление особенностей стиля автора, комплексный анализ текстов разных родов литературы - богатейший материал для проведения лабораторных работ во внеурочной деятельности, причем они могут быть и индивидуальными, и групповыми. Нельзя также забывать, что лабораторная работа- первый шаг в подготовке учащихся к проектной деятельности.
Развитие интеллектуального потенциала России – важнейшая задача, стоящая перед системой образования. Значит, особая роль в решении этой проблемы отводится именно организации и проведению обучающих работ научно-исследовательского характера, которые позволяют наиболее полно выявить и развить потенциальные способности, индивидуальные для каждого ребенка. Лабораторная работа как форма проведения урока русского языка как раз и является таким видом работы.
Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя - в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.
«Исследовательская позиция проявляется и реализуется в ходе реализации исследовательской деятельности» [4, с. 35]. Поэтому важным для будущих ребят-исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (селективные, смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения. Развитие речевых способностей учащихся (как устных, так и письменных) остается одной из главных задач. Механизм ведения исследовательской деятельности А.С.Обухов сформулировал так: «Учебно-исследовательская деятельность – творческий процесс взаимодействия учителя и учащегося по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которого является развитие исследовательской позиции к миру, другим, самому себе, а также формирование (или расширение) мировоззрения» [4, с. 35].
Таким образом, применение исследовательской технологии на уроках русского языка является одним из условий формирования универсальных учебных действий: личностных, регулятивных (целеполагание – планирование – прогнозирование – контроль – коррекция – оценка – волевая саморегуляция), познавательных и коммуникативных.
Литература
- Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.».— М.: Просвещение, 1988.
- Баранов, М.Т.Методика преподавания русского языка в школе: учебн. Для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т.Баранов [и др.]; под ред. М.Т.Баранова. – М., 2000.
- Худякова, Л.А. Лабораторные работы по русскому языку - в школу! //Русский язык в школе. - № 6. - 1999. - С. 25 - 30.
- Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности / А.С.Обухов. – М.: Прометей, 2006.
- Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И.Савенков [Электронный ресурс]. – Интернет_портал «Исследовательская деятельность школьников». – http://www.abitu.ru/researcher/methodics/teor/a_1xitfn.html
- Альбеткова, Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. От слова к словесности - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Просвещение, 2010.