Цели:
- Образовательные: познакомить с темой «лексика».
- Развивающие:
- развитие творческого мышления учащихся, расширение кругозора, обогащение словарного запаса;
- развитие коммуникативных умений;
- формулирование умения работать с книгой-словарем;
- Воспитательные:
- воспитание любви к родному языку;
- воспитание бережного отношения к слову;
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: плакат «Лексическое дерево», компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск «Словари».
Раздаточный материал: лист А-4 с «Лексическим деревом», стихотворение Есенина;
Эпиграф (написан на доске):
Много слов на земле… Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева…
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести
Вадим Шефнер
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Вступительное слово учителя после объявления темы
– Вы сегодня вспомните ранее изученное по
данной теме, узнаете, как обогащается словарный
запас языка, научитесь работать со словарем.
Вспомните, что такое лексика? (Уч-ся отвечают:
словарный запас языка; все слова языка)
– Ученые предполагают, что в русском языке более
500 тыс. слов. Как же они живут? Перед вами на
большом плакате не простое дерево, а лексическое,
у которого каждая ветка соответствует виду слов
в русском языке.
3. Учащиеся вместе с учителем исследуют лексическое дерево
– Самая большая ветка «Исконно русские слова».
Учитель предлагает весь урок работать со словами
на тему «Семья».
– Из кого состоит ваша семья? (Отец, мать, сын,
дочь, бабушка, дедушка, брат, сестра). Это
исконно русские слова.
– Возьмем из корзинки конверт с надписью
«исконно русские», достаем листочки со словами и
прикрепляем на дерево на самую большую ветку.
– Какие еще исконно русские слова вы знаете? (Сердечный,
добро, благо, любовь, радость, покой, тишина ,снег,
сугроб, молодость)
Известный ученый Дмитрий Лихачев сказал: «У
России, как у большого дерева, большая корневая
система и большая лиственная крона,
соприкасающаяся с кронами других деревьев»
Посмотрим, как это происходит.
Утром за завтраком, вы можете сами того не зная,
говорите на множестве самых различных языков.
Вы попросили кофе и произнесли слово арабского
корня. Потребовали кофе с сахаром – и перешли на
древнеиндийский язык, так как слово «сахар» –
слово индийского происхождения. Если вас больше
устраивает не кофе, а чай, – вы начинаете
говорить по-китайски: «ча» – так в Северном Китае
испокон веков называется и чайное дерево, и
полученный из его листьев напиток.
«Хочу какао или шоколада!» Но в таком случае вы
потомок ацтеков из далекой Мексики: какао и
шоколад – настоящие американо-индейские слова.
Это заимствованные слова. Русский язык их
«усыновил», они обрусели.Лексика современного
русского языка содержит до 10% иноязычных слов.
Некоторые слова чужеземцы с давних пор влились в
русский язык, и никто их не считает чужими
(тетрадь, базар, собака и др.)
Закрываем одну из веток дерева листочками с
заимствованными словами.
– Наша жизнь меняется день ото дня. Уходят
вещи, события. Остаются слова. Рассмотрим рисунки
1 и 2 («головные уборы», «обувь», на экране
появляются лапти, понева, кафтан, треуголка).
Это одежда наших предков, а слова называются устаревшими, они хранятся в «кладовой» языка.
Учащиеся оформляют листьями ветку дерева-устаревшие слова.
– Ребята, у кого из вас есть дома компьютер?
– Ваши родители в юности не знали таких слов, как
«сканер», «принтер», «ксерокс». Как вы думаете
почему? (Появляются новые вещи – рождаются
новые слова)
Закрываем листочками следующую ветку – неологизмы.
– Сегодня ваши родные ушли на работу. Каждый из них имеет профессию. Предлагаю такую игру! Один ученик называет 1-2 слова, относящиеся к профессии родителей, а мы угадываем профессию. Например: «урок», «школа» – я учитель.
Учащиеся называют слова «скальпель», «шприц», «руль», «колесо», и т.д. Эту ветку дерева учащиеся называют сами: профессиональные слова
– Ребята! У вас на парте лежат листочки со стихами С.Есенина
Пахнет рыхлыми драченами:
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкую,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкую –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
– Прочитайте и найдите непонятные вам слова. Знаете ли вы значение подчеркнутых слов?
Оформляем следующую ветку лексического дерева – диалектные слова.
И, наконец, последняя веточка – жаргоны. Можете
ли вы понять такую фразу «Вы клевые ребята, я
тащусь от вас!». Переведите, пожалуйста, на
литературный язык. Какие еще знаете жаргонизмы? («баксы»,
«бошка», «достал меня» и т.д)
– Посмотрим, какое получилось у нас богатое
дерево!
Самая большая ценность народа – это язык, на
котором он пишет, говорит и думает. Все слова
нашего языка хранятся в словаре.
В.И Даль – датчанин, полунемец, создал первый словарь и назвал его «Толковый словарь живого великорусского языка». Более 40 лет без помощников, в одиночку он собирал свой словарь. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь новые четыре слова, услышанные от прислуги.
4. Закрепление
Работа с учебником. Выполнение упражнения
5. Итог урока
«Хорошо, если наше слово будет нести мир, радость, добро, свет и любовь». К.Паустовский
6. Домашнее задание
Пополнить лексическое дерево 10-15 примерами.