Лексика

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Образовательные: познакомить с темой «лексика».
  • Развивающие:
    • развитие творческого мышления учащихся, расширение кругозора,  обогащение словарного запаса;
    • развитие коммуникативных умений;
    • формулирование умения работать с книгой-словарем;
  • Воспитательные:
    • воспитание любви к родному языку;
    • воспитание бережного отношения к слову;

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: плакат «Лексическое дерево», компьютер, мультимедийный проектор, экран,  диск «Словари».

Раздаточный материал: лист А-4 с «Лексическим деревом», стихотворение Есенина;

Эпиграф (написан на доске):

Много слов на земле… Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева…
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести

Вадим Шефнер

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя после объявления темы

– Вы сегодня вспомните ранее изученное по данной теме, узнаете, как обогащается словарный запас языка, научитесь работать со словарем. Вспомните, что такое лексика? (Уч-ся отвечают: словарный запас языка; все слова языка)
– Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тыс. слов. Как же они живут? Перед  вами на большом плакате не простое дерево, а лексическое, у которого каждая ветка соответствует виду слов в русском языке.

3. Учащиеся вместе с учителем исследуют лексическое дерево

– Самая большая ветка «Исконно русские слова». Учитель предлагает весь урок работать со словами на тему «Семья».
– Из кого состоит ваша семья? (Отец, мать, сын,  дочь, бабушка, дедушка, брат, сестра). Это исконно русские слова.
– Возьмем из корзинки конверт с надписью «исконно русские», достаем листочки со словами и прикрепляем на дерево на самую большую ветку.
– Какие еще исконно русские слова вы знаете? (Сердечный, добро, благо, любовь, радость, покой, тишина ,снег, сугроб, молодость)
Известный ученый Дмитрий Лихачев сказал: «У России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев»
Посмотрим, как это происходит.
Утром за завтраком, вы можете сами того не зная, говорите на множестве самых различных языков.
Вы попросили кофе и произнесли слово арабского корня. Потребовали кофе с сахаром – и перешли на древнеиндийский язык, так как слово «сахар» – слово индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай, – вы начинаете говорить по-китайски: «ча» – так в Северном Китае испокон веков называется и чайное дерево, и полученный из  его листьев напиток.
«Хочу какао или шоколада!» Но в таком случае вы потомок ацтеков из далекой Мексики: какао и шоколад – настоящие американо-индейские слова.
Это заимствованные слова. Русский язык их «усыновил», они обрусели.Лексика современного русского языка содержит до 10% иноязычных слов. Некоторые слова чужеземцы с давних пор влились в русский язык, и никто их не считает чужими (тетрадь, базар, собака  и др.)
Закрываем одну из веток дерева листочками с заимствованными словами.
–  Наша жизнь меняется день ото дня. Уходят вещи, события. Остаются слова. Рассмотрим рисунки 1 и 2  («головные уборы», «обувь»,  на экране появляются лапти, понева, кафтан, треуголка).

 Это одежда наших предков, а слова называются устаревшими, они хранятся в «кладовой» языка.

 Учащиеся оформляют листьями ветку дерева-устаревшие слова.

– Ребята, у кого из вас есть дома компьютер?
– Ваши родители в юности не знали таких слов, как «сканер», «принтер», «ксерокс». Как вы думаете почему? (Появляются новые вещи – рождаются новые слова)

Закрываем  листочками следующую ветку – неологизмы.

– Сегодня ваши родные ушли на работу. Каждый из них имеет профессию. Предлагаю такую игру! Один ученик называет  1-2 слова, относящиеся к профессии родителей, а мы угадываем профессию. Например: «урок», «школа» – я учитель.

Учащиеся называют слова «скальпель», «шприц», «руль», «колесо», и т.д. Эту ветку дерева учащиеся называют сами: профессиональные слова

– Ребята! У вас на парте лежат листочки со стихами С.Есенина

Пахнет рыхлыми драченами:
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкую,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкую –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

– Прочитайте и найдите непонятные вам слова. Знаете ли вы значение подчеркнутых слов?

Оформляем следующую ветку лексического дерева – диалектные слова.

И, наконец, последняя веточка – жаргоны. Можете ли вы понять такую фразу «Вы клевые ребята, я тащусь от вас!». Переведите, пожалуйста, на литературный язык. Какие еще знаете жаргонизмы? («баксы», «бошка», «достал меня» и т.д)
– Посмотрим, какое получилось у нас богатое дерево!
Самая большая ценность народа – это язык, на котором он пишет, говорит и думает. Все слова нашего языка хранятся в словаре.

В.И Даль – датчанин, полунемец, создал первый словарь и назвал его «Толковый словарь живого великорусского языка». Более 40 лет без помощников, в одиночку он собирал свой словарь. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь новые четыре слова, услышанные от прислуги.

4. Закрепление

Работа с учебником. Выполнение упражнения

5. Итог урока

«Хорошо, если наше слово будет нести мир, радость, добро, свет и любовь». К.Паустовский

6. Домашнее задание

Пополнить лексическое дерево 10-15 примерами.