Лабораторная работа "Наблюдение над лексическими средствами в связи с идейно-образным содержанием повести К.Г. Паустовского «Золотая роза»"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

  • выделить и проанализировать лексические средства языка, которые служат созданию художественного образа;
  • определить главный секрет творческого метода К.Г.Паустовского;
  • закрепить знания по теме «Лексика»;
  • воспитание чуткого, внимательного отношения к родному слову;
  • развитие читательского интереса.

Эпиграфы:

Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны снова превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся чёрными значками на белой бумаге, как некогда навсегда закрытые письмена давно умерших народов.

А.Н. Толстой

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком…

К.Г. Паустовский «Золотая роза»

Ход урока

I. Постановка цели урока.

На протяжении нескольких уроков мы занимались повторением и обобщением знаний по лексике, полученных в 5-9 классах. Задачей нашей работы было и остаётся не только повторение теоретических сведений по тому или иному разделу, но и внимательная, бережная, кропотливая работа со словом.

Сегодня мы подводим итог нашей работе по лексике. Во время лабораторной работы мы постараемся выделить и проанализировать лексические средства языка, которые служат созданию художественного образа и литературного произведения в целом. Для того чтобы провести такую работу, мы обращаемся к тексту повести одного из самых замечательных русских писателей XX века – Константина Георгиевича Паустовского.

Сам Паустовский был не только интересным и своеобразным писателем, но и прекрасным знатоком русского слова, он умел и любил собирать слова, определять и разгадывать их смысл, любил певучесть и стройность русской речи.

(Обращение к эпиграфам)

Константин Георгиевич мечтал о словарях, которые бы дополнили и обогатили уже существующие. Особенно занимала его мысль о словаре, связанном с природой, где были бы разделы, содержащие слова «лесные» и «полевые», обозначающие растения и животных, времена года, разные природные явления и т.д. Мы с вами вели такой «Словарь природы» по совету Паустовского в 5-6 классах.

В повести «Золотая роза», посвящённой тайнам писательского труда, Константин Георгиевич Паустовский сравнил литературу с липовым цветом, запах которого, не ощутимый вблизи дерева, слышен только на расстоянии: «Настоящая литература – как липовый цвет. Часто нужно расстояние во времени, чтобы проверить и оценить её силу и степень её совершенства, чтобы почувствовать её дыхание и неумирающую красоту».

Именно так случилось и с сочинениями самого писателя. Его повести и рассказы не потускнели от времени. Напротив, когда спустя годы перечитываешь их, они поражают по-новому, пронзительно и остро, заставляя увидеть красоту в самом простом и обыденном.

Подводя итог своих творческих исканий в повести «Золотая роза», К.Г. Паустовский посвятил языку художественной литературы главу под названием «Алмазный язык», где очень точно и образно говорится о поисках слова, о языковом творчестве.

Мы сделаем попытку исследовать – расшифровать, говоря словами А.Н. Толстого – отрывок из этой главы и в конце урока ответить на вопросы (записаны на доске):

  1. Какие лексические средства использует Паустовский, чтобы ярко представить образ зари?
  2. Как связан данный отрывок с идейно-образным содержанием всей повести?
  3. В чём, по-вашему, состоит главный секрет творческого метода Паустовского?

II. Анализ текста (по группам).

Константин Георгиевич Паустовский

«Золотая роза»

(отрывок из главы «Алмазный язык»)

Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверье, что зарницы «зарят хлеб» — освещают его по ночам, — и от этого хлеб наливается быстрее. В Калужской области зарницы называют «хлебозар».

Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» — одно из прекраснейших слов русского языка.

Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. «Развидняет», как говорят об этой поре суток в народе.

В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода.

В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.

Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.

Осенние зори иные — хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться: все равно не отогреешь озябшую землю и не вернешь улыбающийся солнечный свет.

Все никнет, только человек не сдается. С рассвета уже горят печи в избах, дым мотается над селами и стелется по земле. А потом, глядишь, и ранний дождь забарабанил по запотевшим стеклам.

Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия - закат солнца и вечернюю зарю.

Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок — от червонного зо-лота до бирюзы — и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь.

Каждая группа получает задание:

I группа

  1. Докажите, что это текст.
  2. Какие средства связи между предложениями используются в тексте? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)? Выпишите ключевые слова и словосочетания.
  3. Объясните членение текста на абзацы.

II группа

  1. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
  2. Какие средства художественной изобразительности используются автором?
  3. Найдите в тексте (если есть) заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.

III группа

  1. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.
  2. Найдите слова, употреблённые в переносном значении.
  3. Подберите синонимы к словосочетаниям заревой час, устоявшаяся тишина ночи, чистая и слабая синева, омыта росой, край земли.

IV группа

  1. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначны.
  2. Подберите синонимы и антонимы к словам наливается, занимается, пылает, околица, оранжевый, улыбающийся, сродни, хмурый, никнет. Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?
  3. Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употребленные в переносном значении, слова, стилистически окрашенные (высок., книжн,, разг., прост., офиц.). Какова их роль в тексте?

V группа

  1. Объясните, пользуясь словарями, значение выделенных слов.
  2. Запишите ряд однокоренных слов к слову поверье.
  3. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу.

III. Подведение итогов (по вопросам, записанным на доске).

- К каким выводам вы пришли, исследовав отрывок из повести «Золотая роза»?

- Главный секрет творческого метода Паустовского – в органичном соединении поэзии и прозы живой жизни, в его удивительном умении заставить читателя увидеть красоту в самых простых и обыкновенных вещах.

- Перед нашим взором проходит процесс «переплавки» жизненных впечатлений в образы – «из драгоценных пылинок рождается живой поток литературы».

- Писатель пользуется в основном исконно русскими словами. Избегает искусственного украшательства речи. Употребление диалектизмов ограничено и обусловлено особенностями описания.

- И в то же время Паустовский в полной мере использует средства художественной изобразительности: разнообразные виды эпитетов, метафоры, развёрнутые сравнения, олицетворения.

IV. Заключительное слово учителя.

Много лет назад другой гениальный русский писатель, современник Паустовского, Андрей Платонов сказал о себе и своём творчестве: «Я буду делать хорошие души из рассыпанных потерянных слов». Я думаю, эти слова в полной мере можно отнести и к Константину Георгиевичу Паустовскому, добавив лишь, что в его произведениях самые обычные слова обретают особую цельность и свежую, неувядаемую прелесть.

Приложение