Культура русского речевого общения "Язык рекламных текстов – язык литературы?"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • сктивизировать имеющиеся у учащихся знания о средствах выразительности речи;
  • создать мотив обучения через связь материала урока с жизнью;
  • воспитать внимательное отношение к слову;
  • развивать навык анализа текста, организовать творческую деятельность по созданию собственных текстов;
  • развивать умение вести дискуссию.

Задачи урока:

  • систематизация знаний учащихся о средствах художественной изобразительности;
  • изучение основных принципов построения рекламы как жанра публицистического стиля речи;
  • развитие языковых и коммуникативных способностей учащихся.

Оборудование урока:

  • телевизор,
  • видеомагнитофон,
  • компьютер,
  • примеры реклам (плакаты, рекламные буклеты, газеты, книги, журналы),
  • толковый и орфографический словари,
  • словари средств выразительности.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Начать хочу с рассказа о случае, который произошёл с европейскими туристами, прибывшими в Японию. Туристов привезли на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили на несколько часов. А когда туристы возроптали: “Мы приехали в Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте”, – японцы, вежливо возразив, показали программу, в которой было написано – любование. Так вот – любование. В этом весь секрет постижения красоты.

“В начале было слово,” – так начинается Евангелие от Иоанна. И дальше: “И Слово было у Бога, и Слово было Бог”. Это высказывание удивляет своей точностью и совершенством формы. Оно применимо ко многим областям нашей жизни и деятельности, в том числе и к нашей речевой практике. Да, действительно, для владеющих речью, слово – это Бог.

Слово – это хранитель знаний, опыта жизни. Слово – это орудие труда, инструмент, особенно для людей гуманитарных профессий. Слово – это оружие. Лучше известного португальского писателя Пауло Коэлью об этом, пожалуй, не скажешь: “Из всех видов разрушительного оружия, которые способен придумать человек, самое ужасное и сильное – слово. Кинжалы и копья оставляют следы крови, стрелы видны на расстоянии. Яд можно обнаружить и избежать смерти. Слово же разрушает незаметно”.

Какой стиль речи выполняет такую функцию – воздействие на человека, побуждение его к поступкам, к действиям?

(Публицистический)

Сегодня мы поговорим об одном из видов публицистического стиля.

Что является темой нашего разговора, как вы думаете?

Подготовка к восприятию темы. Организация вступительной беседы.

Вопросы:

Любите ли смотреть ТВ?

Что мешает смотреть интересную передачу?

Как вы думаете, почему?

Итак, реклама. Она относится к жанру публицистического стиля речи. Реклама стала неотъемлемой частью жизни общества. Она может раздражать, удивлять, привлекать. Но она – есть.

Группы ребят получили задание: 1-я – подготовить сообщение “Истоки зарождения рекламы”, 2-я – подготовить сообщение “Реклама на Руси”.

Выступления учеников

- В латинском языке есть глагол “кламо” – “говорить”. Назовите слова, имеющие в своём составе этот корень.

Реклама, рекламировать, прокламация, декламация, декламировать, декламатор.

Декламация – это выразительное чтение наизусть стихов и прозы.

Итак, что же такое реклама? Дайте определение термина по словарю С.И. Ожегова.

Почему нет у Даля? (Ответ детей – не было термина)

Реклама – многогранное и ёмкое понятие. А для чего она нужна?

(Ответы: передачи информации и является средством связи, коммуникации между потребителем и продавцом)

Итак, реклама – это информация и коммуникация.

Как вы думаете, что является основными средствами, с помощью которых реклама воздействует на наши органы чувств – зрение и слух? (Среди людей 80% -визуалы, лишь 20% – аудилы, то есть подавляющее большинство лучше запоминает, что видит, а не слышит)

Ответ: Изображение и звук.

Таким образом, с точки зрения органов чувств человека, на которые воздействует реклама, её можно разделить на 3 вида:

1. Визуальная (зрительная) реклама – печатная

2. Аудильная (звуковая) реклама – радиореклама

3. Визуально-аудильная (зрительно-звуковая) реклама – кино-,видео-,телевизионная реклама.

- Какой должна быть реклама?

Ответы детей:

- привлечь внимание;

- заставить запомнить основную мысль;

- убедить в необходимости воспользоваться призывом рекламы;

- Другими словами реклама должна отвечать следующим требованиям:

1. максимум информации при минимуме слов;

2. доказательность и доходчивость;

3. краткость и лаконичность;

4. зрелищность, оригинальность и неповторимость в деталях;

(Формулируют вместе. Учащиеся записывают требования на доске и в тетрадях)

Чем может привлечь ваше внимание реклама? (Видеоряд, текст, музыкальное оформление, юмор, красочность)

Чем может отталкивать реклама? (Напористость, убыстренный темп, агрессивность, американизированные интонации, проникновение просторечной лексики, засилье иностранных слов, слишком большой объём информации, употребление неологизмов-гибридов. Например, “Не тормози! Сникерсни”)

Видеозапись рекламы с ТВ.

Первая группа указывает все плюсы рекламы, вторая – все минусы. Записывают на больших листах, потом – обсуждение. Вывод.

- А что является, на ваш взгляд, главным, смыслообразующим элементом рекламы?

(Текст)

- Безусловно, текст. И предметом исследования на этом и последующем уроке станет именно текст рекламы. Записываем тему урока: “Языковые особенности построения рекламных текстов” (Место для записи оставлено заранее)

- Цель нашего урока: определение того круга языковых приёмов, с помощью которых создаются рекламные тексты и организуется целенаправленное воздействие на потребителя.

- Итак, текст в рекламе выполняет две функции: языковую (передача содержания) и художественную (элемент композиции)

Запись на доске.

Текст – органичная часть рекламы.

Каким должен быть текст рекламы? (Ответы: ярким по мысли, остроумным, запоминающимся, кратким, как формулировка, чётким, доходчивым, привлекательным)

Неприемлемо полное отсутствие текста в рекламе. Слово уточняет и дополняет смысл изображения.

Словесным знаком в рекламе служит слоган. Дома вы должны были по словарю посмотреть и дать определение слогану.

(Ответ: Слоган-англ., девиз, лозунг, призыв, рекламная формула – это постоянный рекламный девиз фирмы, который используется почти так же часто, как и товарный знак, а в звуковой рекламе заменяет его. Слоган легко запоминается, так как воздействует не только на зрение, не только на слух и эмоциональную сферу человека, как название или цвет, но и на сознание, разум.)

- Слоган называют океаном информации, втиснутым в одну каплю, ударной строкой.

- Сейчас вы получите на карточках критерии оценки слоганов, которые помогут вам выполнить последующее домашнее задание и поработать сегодня на уроке.

(Учитель раздаёт карточки)

Критерии оценки слогана

1. Слоган должен отражать особенности имиджа и предложений фирмы, вызывать ассоциации с названием.

2. Слоган должен быть кратким, звучным, динамичным, правильным с точки зрения фонетики, то есть без неблагозвучных и трудных для произношения звукосочетаний, чтобы его легко можно было запомнить.

3. Слоган не должен допускать двоякого толкования – он должен ясно и однозначно восприниматься на слух с первого раза.

4. Слоган не должен быть слишком сложным, замысловатым и сверхоригинальным.

- Читают критерии.

- Согласны ли вы со всеми пунктами? Что хотите добавить?

- Рекламные слоганы у всех на слуху, и мы их повторяем, напеваем и не можем порой даже забыть эти навязчивые строки. И это результат работы тех, кто создаёт рекламу, – копирайтеров.

- Кто такой копирайтер? (Работа с термином.)

Как вы думаете, каково назначение слогана в рекламном материале?

(Ответы: привлечь внимание и побудить к действию)

(Количество людей, которые замечают слоганы, в 4-5 раз больше количества людей, которые читают всю рекламу)

Применение знаний, умений и навыков в новой ситуации. Лингвистический анализ текста

Исходя из вышесказанного формируем составные части рекламы:

– заголовок

– основной текст

– рекламный лозунг

Проверка домашнего задания.

- Уважаемые копирайтеры! Вы получили домашнее задание – записать рекламные видеоролики. Давайте посмотрим, что у вас получилось, и обсудим все плюсы и минусы созданных вами рекламных роликов.

Просмотр домашних видеороликов и их обсуждение

Работа с текстами слоганов

- Уважаемые копирайтеры! Проведём диалог с текстами, чтобы определить, какие средства художественной выразительности используются в рекламе.

- Приведите примеры рекламных слоганов и охарактеризуйте их с точки зрения языковых средств. Используйте словарики средств выразительности.

(Ученики приводят примеры)

- А теперь каждая команда получает рекламные слоганы известных фирм. За одну минуту вы должны дать характеристику слоганам с точки зрения употребления средств выразительности.

(Ученики работают в командах)

- Ну что ж, уважаемые копирайтеры, вы отлично справились с анализом текстов реклам. Пусть ваши знания и творческий потенциал помогут вам создать свой слоган рекламы нашей гимназии. Это и будет вашим домашним заданием. Но помните, что он должен быть кратким, легкопроизносимым, вызывающим ассоциации, запоминающимся. Воспользуйтесь критериями оценки слоганов. Удачи!

- А теперь подведём итоги урока.

Реклама – публицистический текст, который требует внимательного изучения и анализа с точки зрения использования языковых средств.

Литература

  1. М.А. Введенская Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону,1996 год.
  2. М.А. Введенская Культура речи. Ростов-на-Дону, 2000год.
  3. Д. Делл, Т.Линда Как стать известным, не тратя деньги на рекламу. Минск,1997 год.
  4. С.Н. Рощупкин Язык рекламы. Москва, 2003 год.