Лабораторное занятие по теме "Второстепенные члены предложения", 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


 

Цель: расширить и углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения.

Результат обучения:

  1. Знать синтаксическую роль второстепенных членов
    в предложении.
  2. Способы выражения второстепенных членов.
  3. Различать прямые и косвенные дополнения, согласованные
    и несогласованные определения, определять виды обстоятельсв
    по значению.

Оборудование: карточки-схемы, ИОПы (индивидуально-ориентированные планы)

Вид урока: урок теоретических или практических самостоятельных работ.

Ход урока.

1.Начало:

а) Психологический настрой.
Учитель: Дети, давайте возьмемся за руки и передадим мысленно друг другу хорошие мысли и пожелания..
б) Повторение.

Учитель:

В 5 классе мы уже работали по этой теме, вспомните название всех второстепенных членов предложения, на какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражаются. Для этого произведем синтаксический анализ стихотворного отрывка поэта XIX века А.Майкова.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

2.Новый материал.

Учитель:

Сегодня мы должны углубить знания по теме « Второстепенные члены предложения». На этом этапе урока вы работаете по карточкам в группах по 4 человека (метод КСО В.К.Дьяченко). В процессе работы вы должны самостоятельно заполнить таблицу.

Название второстепенного члена предложения.

Что обозначает.

На какие вопросы отвечает.

Какие члены предложения поясняет.

Какими частями речи чаще всего выражается.

Виды второстепенных членов предложения.

 

 

 

 

 

 

Карточка № 1.
Дополнение.

Выучи теоретический материал. Выполни самостоятельно задание.

Помоги товарищу усвоить тему.

1.Выучи определение дополнения, запиши примеры.
Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет, с которым связано действие и отвечает на вопросы косвенных падежей (кроме им.падежа). Дополнение зависит от сказуемого и других членов предложения. Оно чаще всего выражается существительным, местоимением, а также словами других частей речи в значении существительного в косвенных падежах. Дополнение могут выражаться синтаксически неделимым словосочетанием.
Например: Девочка любовалась (чем?) анютиными глазками.
Дополнения бывают прямые и косвенные.
Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие. Они выражаются винительным падежом без предлога. Все остальные дополнения косвенные.
Например: Старик ловил неводом рыбу.
2.В данных предложениях найди, подчеркни дополнение и определи его вид.
А) Осенью белочка делает большие запасы.
Б) Приплыла к нему рыбка .В) Ветер сломал дерево .Г) Солнце осветило пшеничное поле.
3.С каждым из данных слов составь по два предложения, чтобы в первом слово было подлежащим, а во втором- дополнением.
Например: Мой брат учится в школе.
Я очень люблю брата.
Школа, иней.
4.Самостоятельная работа.
Перепиши, подчеркни дополнение, укажи прямое оно или косвенное.
А) К утру мороз высушил дороги и тонким ледком затянул лужу. Б) Ранняя весна одела город в нежную зелень каштанов.

1.Расскажи товарищу то, что узнал о дополнении. Запиши в его тетрадь примеры и объясни, как в предложении найти дополнение.
Попроси товарища повторить, что называется дополнением и ответить на вопросы:
А) От какого члена в предложении зависит дополнение?
Б) Что оно обозначает?
В) На какие вопросы отвечает?
Г) Чем чаще всего бывает выражено?
Д) Какие дополнения называются прямыми, а какие- косвенными?

 

 

 

 

 

2.Продиктуй товарищу предложения. Попроси его подчеркнуть в них дополнение и определить его вид. Пусть докажет правильность выполнения.

 

3.Предложи товарищу выполнить задание. Проверь вместе с ним правильность выполнения.

 

4.Предложи товарищу самостоятельно выполнить задание.

 

Сверьте ваши работы.

 

Карточка № 2.
Определение.

Выучи теорию и выполни задания самостоятельно.

Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему.

1.Выучи, что называется определением.
Запиши пример.
Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения. В основном зависит от подлежащего. Определения отвечают на вопросы: какой? чей? Чаще всего выражаются прилагательными, причастиями, а также существительными с предлогом и без него.
Например: Мы вошли в (какой?) сосновый бор.
Относясь к именам существительным, определения, как зависимые слова связываются с ним по способу согласования- это согласованные определения. Если при помощи другого способа (управление, примыкание), то это несогласованные определения.
Например: Чердачная лестница была очень
крутая.
Лестница на чердак была очень
крутая.
Несогласованные определения могут быть выражены неделимым словосочетанием.
Например: Девочка (какая?) с голубыми
глазами.
2.Запиши предложения, подчеркни согласованные и несогласованные определения, надпиши, чем они выражены.
А) Где роза без шипов растет? Б) Он положил на стол большую старую перчатку с левой руки и ушел. В) Немного дальше росла черемуха потолще.
3.Самостоятельная работа.
Запиши предложения, подчеркни определения, определи их вид.
А) Сухие листья тихо шуршат под ногами.
Б) По стенам тянулись толстые трубы парового отопления.
В) Рожок пастуха нарушил покой уснувшей деревни.

1.Расскажи товарищу то, что узнал об определении. Запиши в его тетрадь примеры и объясни, как их найти.
Попроси его повторить, что называется определением и ответить на вопросы:
А) От каких членов предложения зависит определение?
Б) Что оно обозначает?
В) На какие вопросы отвечает?
Г) Чем выражается?
Д) Какие определения называются согласованными, какие- несогласованными?

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Продиктуй товарищу предложения. Попроси его найти согласованные и несогласованные определения. Помоги в случае затруднения.

 

3.Предложи товарищу самостоятельно выполнить задание.

 

Сверьте ваши работы.

Карточка № 3
Обстоятельство ( места, времени, условия).

Выучи и выполни задания самостоятельно.

Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему.

1.Выучи, что называется обстоятельством, запиши примеры.
Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает те обстоятельства, при которых происходит действие ( время, место, условие и т.д.).
Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения. Выражаются существительным с предлогом или наречием, отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? при каком условии?
Например: Однажды мы отправились в поход.
С озера повеяло прохладой.
При старании ты можешь добиться больших успехов.
2. Из данных предложений выпиши обстоятельства места, времени, условия вместе со сказуемым.
А) Высоко в небе невидимый самолет чертил полосы.
Б) Утром я иду в лес.
В) В случае дождя экскурсия отменяется.
3. Самостоятельная работа.
Найди и подчеркни обстоятельства места, времени, условия.
А) В октябре где- то затерялось прошедшее лето.
Б) С утра было шумно на городских улицах.
В) Внизу шумел ручей.
Г) При малейшей удаче он мгновенно ободрялся.

1. Расскажи товарищу об обстоятельстве места, времени, условия. Запиши в его тетрадь примеры, объясни, как найти обстоятельства.
Попроси товарища ответить на вопросы:
А) Какой член предложения поясняет обстоятельство?
Б) Что обозначают обстоятельства места, времени, условия?
В) На какие вопросы отвечают?
Г) Какими частями речи выражаются?

 

 

 

2. Предложи товарищу выполнить задание, помоги в случае затруднения.

 

 

3. Предложи товарищу самостоятельно выполнить работу.

 

 

Сверьте ваши работы.


Карточка № 4.
Обстоятельство ( образа действия или степени, причины, цели).

Выучи и выполни самостоятельно.

Расскажи товарищу теоретический материал и помоги усвоить тему.

1. Выучи, что называется обстоятельством.
Запиши примеры.
Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает те обстоятельства, при которых происходит действие ( образа действия, причины, цели). Обстоятельство поясняет сказуемое и обычно выражается существительным, наречием, неопределенной формой глагола. Обстоятельства образа действия отвечают на вопросы: как? , каким образом?
Например: К началу сентября погода резко изменилась.
Обстоятельства степени отвечают на вопросы: как? в какой степени?
Например: Она изменилась до неузнаваемости.
Обстоятельства цели отвечают на вопросы: зачем? для чего? с какой целью?
Например: Меня зачем - то позвали домой.
Обстоятельства причины отвечают на вопросы: почему? отчего? по какой причине?
Например: Скамейка в саду почернела от времени.
2. Выпиши обстоятельства вместе со сказуемым, поставь вопрос, определи его вид.
А) Боксер молниесно ответил на удар.
Б) Я пропустил много уроков из- за болезни.
В) Дубровский пришел проститься.
3. Самостоятельная работа. Выпиши обстоятельства вместе со сказуемым, подчеркни их, определи вид.
А) Он пришел к телефону позвонить.
Б) Коршун камнем упал на свою добычу.
В) Море разыгралось не на шутку.

1. Расскажи товарищу то, что узнал об обстоятельствах образа действия или степени, причины, цели. Запиши в его тетрадь примеры, объясни, как найти обстоятельства и определить их вид.
Попроси его ответить на вопросы:
А) Какой член предложения поясняет обстоятельство?
Б) На какие вопросы отвечают данные обстоятельства?
В) Какими частями речи выражаются?

 

 

 

 

 

 

 

2. Предложи товарищу выполнить задание. Помоги в случае затруднения.

 

 

3. Предложи товарищу самостоятельно выполнить работу.

 

Сверьте ваши работы.

 

3.Завершение урока.

а) Оценивание учащихся проходит по карточке контроля

Ф.И.О. учащегося

Карточка №1

Карточка №2

Карточка№3

Карточка №4

Общая оценка

 

 

 

 

 

 

б) Выбор домашнего задания по Индивидуально- ориентированным планам.

 

Блок уроков

Задачи

Материал для усвоения

Уровни

 

 

Второстепенные члены предложения.

 

 

 

 

 

Знать: роль второстепенных членов предложения, способы их выражения.

 

 

Уметь: различать прямые и косвенные дополнения, согласованные и несогласованные определения, виды обстоятельств по значению.
Использовать в речи определения для характеристики предметов, явлений, определения- эпитета как средство выразительности речи. Использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности.

 

 

Учебник В.В.Бабайцевой.

Упр.116, 119 (прямое и косвенное); упр.137; карточки.

 

«3» «4» «5»

 

150 147 154
158 157 160
166 167 167
172 177 178

в) Рефлексия.