Цели:
- Познакомить с понятием «обособления» в русском языке.
- Дать представление о видах обособленных членов предложения и способах их выделения.
- Повторить ранее изученные орфограммы и пунктограммы.
- Развивать самостоятельное мышление, умение ставить задачу и решать её.
- Развивать интерес к языку.
- Развивать общеучебные умения и навыки.
Оборудование:
- заготовление для записи проблемных вопросов;
- таблички с названием обособленных членов предложения, членов предложения и знаков препинания;
- толковый словарь русского языка под ред. Ушакова.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. | ||
2. Объявление темы урока (запись на доске). | ||
3. Знакомство с новым материалом. | - Что бы мы хотели узнать по теме
урока? (Раздаёт листочки для записи вопросов.) |
Отвечают и записывают на лист вопросы по теме, прикрепляют на доску. |
- Лучше понять новую тему поможет «живая схема». | Выходят участники «ж.с.» с табличками-чл., предложения. | |
- Как связаны слова в пред.? | По смыслу и грамматически. | |
- Как показать связь слов в предложении? | Взяться за руки. | |
- Начнем работать с вашими вопросами. | ||
- Что обозначает слово «обособление» | Читают из словаря Ушакова. | |
- Как показать это на «ж.с.»? | Отпускают руки. | |
- Как показать «разрыв» при чтении? | Пауза. | |
- Как показать «разрыв» на письме? | Запятые (берут в руки «запятые»). | |
4. Закрепление нового материала. | Вешает схему на доску (сущ., п./о, и д./о, гл.). | |
- Какие известные нам конструкции, являются опр. и обст., выделяются на письме. | П./о, д./о. | |
5. Работа с опорной схемой ( дифференцированно 2 вида о.с.). | - Вставьте пропущенные буквы и знаки, подчеркните обособленные члены предложения. | Выполняют задание учителя. |
Проверка. - Сделайте вывод, какие члены пред. Могут быть обособленными? |
Фронтально. Определение, обстоятельство. |
|
- А теперь выступит мой помощник. | Помощник выходит к доске и
рассказывает о наличиях в языке других видов обособленных членов
предложения(дополнение, уточняющие приложения). Названия этих о.ч.п. вешаются на доску вместе с уже имеющимися об. опр. и об. обст. |
|
Выполняет 2-е задание из опорной схемы. | Выполняют. | |
6. Подведение итогов урока. | - На какие ваши вопросы мы смогли ответить и как? | Отвечают и записывают в опорную схему. |
- Этот материал пригодиться нам на ГИА,
ЭГЭ. И на следующих уроках мы будем подробно изучать все виды
обособленных членов предложения. Выставление оценок. |
||
7. Домашнее задание. | Параграф 190, упр. 315. |