Цели:
- Научиться сравнивать произношение и написание слов, подбирать проверочное.
- Развивать:
- умения и навыки самостоятельной и групповой работы;
- индивидуальные способности, волю, эмоции;
- познавательные способности: речь, память, внимание, восприятие.
- Воспитывать:
- толерантность в межличностном общении;
- самодисциплину;
- усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
Оборудование:
- раздаточный дидактический материал: карточки с заданиями для групповой работы;
- кроссворд.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Проверь, пожалуйста, дружок,
Ты готов начать урок?
– С каким настроением вы начинаете урок? (Экран настроения)
Мне
грустно.
Мне
интересно.
Всё понял.
Мне трудно.
Я
стараюсь.
Могу помочь другому.
– Назовите последнее слово каждой строчки. (Дружок,
урок).
– Какой звук слышится на конце слова? ([к]).
– Что вы знаете про этот звук? (Согласный,
парный, глухой).
– Назовите его парный звук. ([г]).
– Дайте характеристику этому звуку. (Согласный,
парный, звонкий).
– Назовите ещё парные согласные по
звонкости-глухости. ([б]-[п], [в]-[ф], [д]-[т],
[з]-[с],[ж]-[ш]).
– Кто скажет, над какой темой сегодня мы будем
работать на уроке?
(Парные согласные по звонкости-глухости). (Приложение 1. Слайд 1).
III. Минутка чистописания
– Предлагаю вам задание: рассмотрите ряд букв
р к м а г н у щ (буквы на магнитах)
– Какие буквы лишние? Почему? (а, у – гласные)
Учитель убирает эти буквы.
– На какие две группы можно разбить оставшиеся
буквы? (р, м, н, щ – непарные согласные; г, к –
парные согласные).
Прописать в тетради по образцам: гек киг укг каг
– Правописание слов с какой парой согласных по звонкости-глухости мы будем рассматривать на уроке? (-[ г] -[к] ).
IV.Словарно-орфографическая работа
Каблук, добрая, мечтать, синий, монолог, лепить, длинный, диалог, творог, звонкий, читала, овраг, улетел, пирог, храбрый.
– На какие три группы можно распределить слова?
(По частям речи).
Повторить части речи.
– Перечислите все глаголы (прилагательные,
существительные).
– Что можете сказать об именах существительных? (Это
словарные слова).
– Чем похоже написание имён существительных? (На
конце слов пишутся буквы: г или к).
– Какие звуки обозначают эти буквы? (Парные
согласные по звонкости-глухости [г], [к]).
– Запишите словарные слова в тетрадь,
комментируя их правописание по «цепочке». (Устно
дети подбирают проверочные слова, объясняют
значение слов монолог, диалог. Выясняется
вариативность постановки ударения в слове
творог).
– Как проверить парный согласный на конце
слова?
Вывод. Чтобы правильно обозначить
парные согласные звуки в конце слова, их
нужно проверить. Для этого надо
изменить слово так, чтобы после согласного
звука стоял гласный. (Приложение
1.Слайд 2)
V. Физкультминутка
Мы читали и писали,
И немножечко устали.
Физминутку проведём,
И все вместе отдохнём.
Гимнастика для глаз
Упр. 1
Часто поморгай глазами несколько раз.
Закрой глаза и спокойно сосчитай до 5.
Повтори.
Упр. 2
Крепко зажмурь глаза, сосчитай до 3.
Затем открой глаза и посмотри вдаль, сосчитай до
5.
Повтори.
VI. Работа с пословицами. Работа в парах
Собери пословицы.
Друг познаётся летом хлеб высокий.
Зимой снег глубокий – в беде.
– Посовещайтесь друг с другом.
– Зачитайте пословицы.
– Объясните смысл пословиц.
– Найдите слова с парными согласными на конце
слова. (Друг, снег, хлеб).
– Подбери проверочное слово. (Подруга, снега,
хлеба – хлебный).
– Запишите пословицы в тетрадь.
VII. Закрепление темы. Работа в группах
а) Карточка № 1 (Приложение 1.
Слайд 3)
Спиши. Вставь букву г или к.
сне…–
геоло…–
вну… –
зву… –
Напиши имена существительные во множественном числе.
Объяснить толкование слова геолог.
С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь
русского языка (с.128)
Геолог – специалист по геологии.
Геология – комплекс наук о строении, составе и
истории земной коры и Земли, о методах изыскания
полезных ископаемых.
Проверка.
б) Карточка № 2. (Приложение 1. Слайд 4).
К именам прилагательным подбери имена существительные в единственном числе с буквой г или к в конце. Запиши их.
береговой –
круговое –
луговой –
луковый –
Проверка.
Вывод.
– Как вы проверяли парную согласную на конце слова? (Обращая внимание детей на модель).
VIII. Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика
Мы капустку рубим – рубим,
Мы капустку солим – солим,
Мы капустку трём – трём,
Мы капустку жмём – жмём.
IX. Работа по учебнику
Упр.313 с. 35.
а) Самостоятельная работа по вариантам.
(1 столбик – 1 вариант, 2 столбик – 2 вариант).
Спиши словосочетания. Подчеркни буквы г или к в конце слов. Подбери проверочные слова.
1 в. Старый мельник 2 в. Золотой петушок
огромный дог красный язык
забавный гномик хитрый враг
цветущий луг голубой цветок
б) Проверка работы.
– Как проверили парный согласный на конце
слова?
– Каким способом? (По числу: мельник (ед.ч.) –
мельники (мн.ч.)).
X. Решить кроссворд
1) Когда чёрен – куслив и задорен,
как покраснею, так присмирею. (Рак).
2) Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь – … (Осьминог).3) Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом. (Одуванчик).4) Зимой в поле лежал,
А весной в реку побежал. (Снег).5) Кто один имеет рог?
Отгадайте!.. (Носорог).6) Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!» (Маяк).
XI. Итог урока. Оценивание
– Что мы узнали на уроке, чем овладели?
– Что понравилось (не понравилось) на уроке?
– Что бы хотелось выполнить ещё раз?
– Какое настроение в конце урока?
XII. Домашнее задание на выбор
1) Упражнение 310 с. 34, повторить правило с.17
2) Найти и записать в тетрадь 2-3 пословицы, в
которых есть слова с парными
согласными на конце слова.
3) Составить карточку для соседа по теме:
«Правописание парных согласных на конце слов».