Обучение речеведению по учебникам Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Программа Р.Н.Бунеева и Е.В. Бунеевой по русскому языку для средней школы под научной редакцией академика А.А. Леонтьева выделяет следующие основные направления развития учащихся в рамках предмета «Русский язык»:

  • Овладение функциональной грамотностью (то есть способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения и передачи информации в реальном общении).
  • Овладение системой стилистических разновидностей речи применительно к активному и пассивному словарю.
  • Овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
  • Овладение орфографией и пунктуацией.

Отсюда видно, что вопросам стилистики и культуры речи в этом учебном комплексе уделяется значительное внимание.

Экзамен по русскому языку в 9 классе направлен на выявление сформированности коммуникативных умений, умения определять в тексте главное и отсекать второстепенное, умения школьников строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Всеми этими умениями овладевают учащиеся, занимающиеся по учебному комплексу под редакцией А.А.Леонтьева.

Учащиеся приходят в пятый класс с умением определять тип текста, и с самых первых уроков к большей части упражнений, представляющих собой не отдельные предложения, а текст, даются дополнительные задания типа:

-Какова основная мысль текста?

-Каков тип этого текста?

-Доказать, что это—текст.

К понятию «Стили речи» учащиеся подводятся постепенно, накапливая материал от параграфа к параграфу. Например, при изучении темы «Многозначные слова», читая стихи С.Есенина, школьники обращают внимание на то, что в художественных произведениях часто о неодушевленных предметах говорится как о людях, и это делает картины природы более выразительными, а говоря о душевных качествах человека, можно употребить слова в переносном значении—пятиклассники овладевают понятием «метафора» и учатся употреблять метафоры в речи. Изучая тему «Антонимы» и читая стихи Н.Гумилева, М.Цветаевой, ученики подходят к понятию «антитеза». Чтение стихотворения А.Фета «Сухие листья» подводит к понятию «анафора», «звукопись».Формулируя ответы на вопросы(В чем заключается смысл этого приема? Какую роль он играет в стихотворении?), учащиеся выясняют особенности использования анафоры и звукописи в поэтической речи.

На дом даются задания типа: По схемам напиши сочинение-описание, сочинение-повествование, тему сформулируй самостоятельно. Употреби прием олицетворение.

Затем в дополнительных заданиях к упражнениям появляется вопрос: В каком стиле написан этот текст?

Поэтому, когда ученики подходят к изучению темы «Художественный и научный текст», они обобщают полученные эмпирическим путем знания.

О способах связи предложений в тексте ученики также узнают, анализируя отрывки из художественных произведений. В качестве домашнего получают задание: Напиши текст-описание или текст-повествование, используя параллельную или цепную связь в предложении.

Изучая тему «Прямая речь», ученики овладевают понятиями «диалогическая речь», «монологическая речь» и накапливают и накапливают материал по теме «Разговорный стиль». На дом получают задание: Напиши сочинение-повествование в разговорном стиле.

Последний урок при изучении любой части речи посвящен выявлению особенности употребления данной части речи в тексте. В 5-м классе это тема «Имя существительное в тексте». Параллельно накапливается материал по темам «Лексический повтор», «Роль существительных в описании», «Пейзажная зарисовка».

В 6-м классе изучение речеведческого материала строится по-другому, так как понятие о типах речи, о художественном разговорном стилях речи у учеников уже сформировано.Обучающиеся продолжают накапливать материал по темам «Имена числительные в тексте», «Местоимения-прилагательные в тексте», «Причастия в тексте». При наблюдении над речевым материалом шестиклассники выясняют, в каких стилях речи более уместно употребление изучаемых частей речи. Продолжается формирование навыка написания сочинений различных типов и стилей речи. Так, после изучения темы «Имя числительное» предлагается написать сочинение-рассуждение в научном стиле на тему «Почему слово тройка, пятерка, миллион—имена существительные, а не числительные».

Тема «Тексты официально-делового стиля» изучается путем наблюдения над образцами документов, данными в параграфе, и заканчивается интересной письменной работой: Напиши свою автобиографию в официально-деловом и художественном стиле.

Понятие о публицистическом стиле начинает формироваться в 7-м классе. Основной вид работы над стилистическим материалом—самостоятельное наблюдение. Так, например, предлагается работа с таблицей:

Публицистический стиль речи.

1. Задачи речи.
  1. Сообщение информации.
  2. Воздействие на читателя.
2. Виды текстов. Газетные статьи, заметки, обозрения, рецензии, интервью и др.
3. Форма речи. Преимущественно письменная; устная (радио, телевидение).
4. Особенности языка.
  1. Подчеркнутая документальность; фактологическая точность; использование профессиональной лексики, терминов.
  2. Особая выразительность, использование эмоционально окрашенной лексики.
  3. Открытая оценочность речи.
  4. Использование и стилистически нейтральной, и книжной, и разговорной лексики; слов в переносном значении, доступных метафор.
  5. Активное использование заимствованной лексики.

Обучающиеся знакомятся с таблицей и отвечают на вопрос: Какая информация для тебя является абсолютно новой? Затем, опираясь на материал таблицы, нужно найти черты публицистического стиля в тексте большого объема.Потом следует написание изложения публицистического стиля.

В 8-м классе продолжается формирование навыка составления текстов различных типов и стилей. Например, при закреплении темы «Повествование в художественном стиле»школьники пишут сочинение-рассказ на основе услышанного, учатся соединять различные типы речи в одном тексте, овладевают навыком написания отзыва о книге, портретного очерка.

Очень интересная и нужная работа проводится при углублении понятия «Научный стиль». Приведя в систему при помощи таблицы имеющиеся знания и углубив их, обучающиеся знакомятся с особенностями вторичных текстов (тезисы и конспект) и составляют их на основе материалов о Викторе Владимировиче Виноградове.

Затем формируется понятие о докладе как об устном жанре научной речи, перечисляются этапы его подготовки, даются советы, которые помогут при подготовке докладов, во время устного выступления, изучается памятка «Как подготовиться к докладу и успешно выступить». Затем обучающиеся готовят доклад на выбранную тему с дополнительным условием: стиль речи должен быть научным с элементами разговорного, тип текста—рассуждение с элементами повествования. Как показывает практика, самостоятельно написанные доклады очень интересны, и ребята выступают с ними на гимназических конференциях.

В 9-м классе повторение и углубление изученного ведется по-новому. Покажем это на примере изучения темы :»Публицистический стиль». Учащиеся получают задание: Расположите в логическом порядке приведенные ниже сведения. Вы получите план ответа на тему «Публицистический стиль и его особенности». Выделите новую для себя информацию. Далее приводится список фактов:

  1. Языковые средства—предложения повествовательные, вопросительные, (в том числе риторические вопросы), побудительные; предложения невосклицательные и восклицательные, распространенные обращения; повторы; сравнения; противопоставления (антитезы).
  2. Сфера применения—газеты, журналы, телевидение, общественные выступления.
  3. Речевые особенности—эмоциональность, сочетание субъективного (личностной оценки) и объективного (правдивого, беспристрастного изображения событий).
  4. Цели—освещение происходящих событий, разъяснение актуальных вопросов общественно-политической жизни, привлечение внимания к нравственным проблемам, интересным людям.
  5. Жанры—репортаж, зарисовка, интервью, критическая заметка, статья, рецензия( на новую книгу, фильм, спектакль), очерк, фельетон.
  6. Задачи—сообщение, (информация) и воздействие на мысли и чувства читателя.

Затем учащиеся знакомятся с жанрами публицистического стиля, учатся определять принадлежность текста к определенному жанру, подробно знакомятся с жанром рецензии, пишут краткий отзыв на художественное или научное произведение.

Таким образом, изучая русский язык по учебному комплексу под редакцией академика А.А. Леонтьева, школьники имеют широкие возможности изучения системы стилистических разновидностей речи и овладения навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

Литература.

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю.,Текучева И.В. Русский язык: учебник для 5 класса основной школы/Под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева. М., 2009.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю.,Текучева И.В. Русский язык: учебник для 6 класса основной школы/Под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева. М., 2009.
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю.,Текучева И.В. Русский язык: учебник для 7 класса основной школы/Под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева. М., 2009.
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю.,Текучева И.В. Русский язык: учебник для 8 класса основной школы/Под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева. М., 2009.
  5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю.,Текучева И.В. Русский язык: учебник для 9 класса основной школы/Под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева. М., 2009.