Цели:
- Сформулировать понятие о простом и сложном предложении.
- Выработать умение различать простое и сложное предложения в тексте.
- Продолжать учить работать с текстом (определять тему, основную мысль, тип речи).
- Развивать орфографическую зоркость.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование к уроку: Л.З.Шакирова. Русский язык (учебник для 5 класса татарской средней общеобразовательной школы); мультимедийный проектор, презентация, карточки с текстом, конверты с геометрическими фигурами
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарный диктант на орфограмму “Проверяемая безударная гласная в корне слова”.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова (нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением).
Учитель: Скажем хором наш стишок:
Тетрадку правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За осанкою слежу,
На отлично напишу.
и начнем писать диктант. Снежинка, тропинка, плясун, колосок, борода, плодовый, небесный, полосатый, молодой, удивить, скользить, говорить, смотреть, ловить.
(Взаимопроверка, выставление оценок, сдача тетрадей на проверку.)
Учитель: Запишем число и тему урока “Простое и сложное предложения”. Наша задача – научиться различать простое и сложное предложения.
III Актуализация знаний.
Работа с текстом.
Ребята – друзья природы. (Презентация.) (Слайд 1)
1) Митя шел из школы.
2) День стоял морозный, и тени на снегу лежали синие.
3) Тихо стояли деревья у дороги.
4) Только на ясене возились и шуршали сухими семенами
красногрудые снегири.
5) Митя остановился и стал глядеть на птиц.
6) Подбежал озорник Дима и выстрелил в снегирей из
рогатки.
7) С деревьев посыпался иней, и птицы вспорхнули.
8) Митя закричал: “Нельзя бить птиц!”
9) Упрямый Дима снова зарядил рогатку.
10) Митя отнял рогатку и закинул в сугроб.
Словарная работа:
Ясень – дерево с перистыми листьями и тяжелой упругой древесиной.
Ясень – корычагач, дардар агачы. (Слайд 2)
Задание: определить тему, основную мысль текста, тип речи
Учитель: Давайте вспомним, что такое тема? (О чем этот текст.) Какова тема этого текста? (Об отношении к природе.) Что такое основная мысль текста? (Чему учит нас этот текст.) Назовите основную мысль этого текста. (О бережном отношении к природе, ребята должны быть друзьями природы.) К какому типу речи относится этот текст? (Повествование.) Почему? (Говорится о последовательных действиях и событиях, отвечает на вопрос: как это случилось.)
Задания по тексту:
- найдите 9-ое предложение и разберите по членам с помощью геометрических фигур (проверка по Слайду 3)
Учитель: Сколько грамматических основ в этом предложении? (Одна.) Как называется предложение, которое имеет одну грамматическую основу? (Простое.)
- найдите предложения с однородными членами (4-ое, 5-ое, 6-ое и 10-ое предложения)
Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем об однородных членах. (Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову, могут быть главными и второстепенными членами предложения, соединяются союзами и, а, но или интонацией перечисления).
- назовите грамматические основы этих предложений
- составьте схемы этих предложений
- произведите синтаксический разбор 10-го предложения. (На доске и в тетрадях.)
Слайд 4
IV. Физкультминутка:
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.
V. Объяснение новой темы.
Учитель: Обратите внимание на 7-ое предложение текста. Найдите грамматические основы. Сколько грамматических основ? (Две.) Значит сколько предложений? (Два.) Чем они связаны? (союзом и.) Как нужно составить схему этого предложения? (Слайд 5)
Как называются такие предложения?
– Предложение, которое состоит из двух грамматических основ, т.е. из двух простых предложений, называется сложным. Предложения, которые входят в состав сложного предложения, связываются по смыслу и интонации. Простые предложения, которые входят в состав сложного, могут связываться союзами и, а, но, что, когда, чтобы, словами где, который и др, и интонацией. Части сложного предложения разделяются запятой.
– В тексте еще есть сложное предложение? (Второе предложение.) Назовите грамматические основы. Из скольких предложений состоит? Чем связаны? Нужна ли запятая перед союзом и? Почему? Составьте схему. (Слайд 6)
VI. Работа с учебником.
- чтение правила на стр.
- упр.186. Ознакомление с образцом рассуждения
Домашнее задание. Упр.186 (письменно). Выучить правило.