Простое и сложное предложение в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Сформулировать понятие о простом и сложном предложении.
  • Выработать умение различать простое и сложное предложения в тексте.
  • Продолжать учить работать с текстом (определять тему, основную мысль, тип речи).
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование к уроку: Л.З.Шакирова. Русский язык (учебник для 5 класса татарской средней общеобразовательной школы); мультимедийный проектор, презентация, карточки с текстом, конверты с геометрическими фигурами

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарный диктант на орфограмму “Проверяемая безударная гласная в корне слова”.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова (нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением).

Учитель: Скажем хором наш стишок:

Тетрадку правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За осанкою слежу,
На отлично напишу.

и начнем писать диктант. Снежинка, тропинка, плясун, колосок, борода, плодовый, небесный, полосатый, молодой, удивить, скользить, говорить, смотреть, ловить.

(Взаимопроверка, выставление оценок, сдача тетрадей на проверку.)

Учитель: Запишем число и тему урока “Простое и сложное предложения”. Наша задача – научиться различать простое и сложное предложения.

III Актуализация знаний.

Работа с текстом.

Ребята – друзья природы. (Презентация.) (Слайд 1)

1) Митя шел из школы.
2) День стоял морозный, и тени на снегу лежали синие.
3) Тихо стояли деревья у дороги.
4) Только на ясене возились и шуршали сухими семенами красногрудые снегири.
5) Митя остановился и стал глядеть на птиц.
6) Подбежал озорник Дима и выстрелил в снегирей из рогатки.
7) С деревьев посыпался иней, и птицы вспорхнули.
8) Митя закричал: “Нельзя бить птиц!”
9) Упрямый Дима снова зарядил рогатку.
10) Митя отнял рогатку и закинул в сугроб.

Словарная работа:

Ясень – дерево с перистыми листьями и тяжелой упругой древесиной.
Ясень – корычагач, дардар агачы. (Слайд 2)

Задание: определить тему, основную мысль текста, тип речи

Учитель: Давайте вспомним, что такое тема? (О чем этот текст.) Какова тема этого текста? (Об отношении к природе.) Что такое основная мысль текста? (Чему учит нас этот текст.) Назовите основную мысль этого текста. (О бережном отношении к природе, ребята должны быть друзьями природы.) К какому типу речи относится этот текст? (Повествование.) Почему? (Говорится о последовательных действиях и событиях, отвечает на вопрос: как это случилось.)

Задания по тексту:

  • найдите 9-ое предложение и разберите по членам с помощью геометрических фигур (проверка по Слайду 3)

Учитель: Сколько грамматических основ в этом предложении? (Одна.) Как называется предложение, которое имеет одну грамматическую основу? (Простое.)

  • найдите предложения с однородными членами (4-ое, 5-ое, 6-ое и 10-ое предложения)

Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем об однородных членах. (Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову, могут быть главными и второстепенными членами предложения, соединяются союзами и, а, но или интонацией перечисления).

  • назовите грамматические основы этих предложений
  • составьте схемы этих предложений
  • произведите синтаксический разбор 10-го предложения. (На доске и в тетрадях.)

Слайд 4

IV. Физкультминутка:

Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.

V. Объяснение новой темы.

Учитель: Обратите внимание на 7-ое предложение текста. Найдите грамматические основы. Сколько грамматических основ? (Две.) Значит сколько предложений? (Два.) Чем они связаны? (союзом и.) Как нужно составить схему этого предложения? (Слайд 5)

Как называются такие предложения?

– Предложение, которое состоит из двух грамматических основ, т.е. из двух простых предложений, называется сложным. Предложения, которые входят в состав сложного предложения, связываются по смыслу и интонации. Простые предложения, которые входят в состав сложного, могут связываться союзами и, а, но, что, когда, чтобы, словами где, который и др, и интонацией. Части сложного предложения разделяются запятой.

– В тексте еще есть сложное предложение? (Второе предложение.) Назовите грамматические основы. Из скольких предложений состоит? Чем связаны? Нужна ли запятая перед союзом и? Почему? Составьте схему. (Слайд 6)

VI. Работа с учебником.

  • чтение правила на стр.
  • упр.186. Ознакомление с образцом рассуждения

Домашнее задание. Упр.186 (письменно). Выучить правило.