Цели:
Обучающие:
- выяснить условия выбора слитного и раздельного написания не с именами существительными;
- формировать умение правильно писать не с именами существительными;
- повторить морфологические признаки имён существительных.
Развивающие:
- развивать умение анализировать, делать выводы, работать со словарём;
- обогатить словарный запас обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать чуткость к слову, любовь к родному языку;
- воспитание самостоятельности и культуры ответа.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник по русскому языку, толковый словарь.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Целеполагание
Учащиеся продолжают высказывания, написанные на доске.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим изучение… и повторим…
3. Проверка домашнего задания
1) повторим написание слов на изученные орфограммы:
ш..л по насып.., несколько задач.., ненавидеть лож.., (не)писал изл..жения, в зар..слях крыж..вника, пр..бывать на станц..ю, пр..бывать в санатори.., пр..к..саться рукой.
– Какие орфограммы мы повторили?
– Назовите постоянные морфологические признаки имён существительных.
2) проверим, как вы научились определять морфологические признаки имён существительных. У существительных на юг, Приазовьем из домашнего упражнения назовите постоянные и непостоянные морфологические признаки.
3) синтаксический разбор, создание проблемной ситуации.
Перед ним молва бежала быль и небыль разглашала.
4. Изучение нового материала
1) целеполагание
– Какие изученные орфограммы нам встретились в этом предложении?
– Назовите имя существительное с неизученной орфограммой.
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
– Опираясь на тему, сформулируйте цель нашего урока с помощью опорных слов:
Выяснить условия…
Учиться…
2) исследовательская работа в группах с раздаточным материалом.
– Проанализируйте слова, ответив на несколько вопросов, и сформулируйте правила написания не с именами существительными. (Приложение 1).
– Вспомните все 3 части нашего рассуждения и, опираясь на них, расскажите о правописании не с именами существительными.
5. Закрепление
1) из упражнения 216 выберите примеры, которые подтверждают первое положение правила; найдите несколько примеров ко второму положению правила; с последними двумя словами составьте предложения, чтобы не с этими существительными писалось раздельно.
2) прочитайте предложения, сформулируйте задание к упражнению:
Каждая (не)удача прибавляет ума.
Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.
Друзья познаются в (не)счастье.
Лук семь (не)дугов лечит.
3) образуйте с помощью приставки не– слова, противоположные по значению, рядом с образованным словом запишите синоним: счастье, внимательность, зависимость, правда, здоровье.
Образец: друг – недруг – враг.
Самопроверка:
несчастье – горе, невнимательность – рассеянность, независимость –
свобода, неправда – ложь, нездоровье – болезнь.
6. Проверочная работа (по вариантам) со взаимопроверкой
7. Работа над ошибками
8. Составление связного рассказа со словами (не)погода, (не)здоровье, (не)приятность, (не)везение, (не)друг
9. Рефлексия
10. Домашнее задание
Параграф 38, на выбор 1) упр. 218; 2) найти и записать пословицы и поговорки с разным написанием не с именами существительными.