Урок по русскому языку в 6-м классе с компетентностно-ориентированными заданиями по теме "НЕ с именами существительными"

Разделы: Русский язык


Цели:

Обучающие:

  • выяснить условия выбора слитного и раздельного написания не с именами существительными;
  • формировать умение правильно писать не с именами существительными;
  • повторить морфологические признаки имён существительных.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать, делать выводы, работать со словарём;
  • обогатить словарный запас обучающихся.

Воспитательные:

  • воспитывать чуткость к слову, любовь к родному языку;
  • воспитание самостоятельности и культуры ответа.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник по русскому языку, толковый словарь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Целеполагание

Учащиеся продолжают высказывания, написанные на доске.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим изучение… и повторим…

3. Проверка домашнего задания

1) повторим написание слов на изученные орфограммы:

ш..л по насып.., несколько задач.., ненавидеть лож.., (не)писал изл..жения, в зар..слях крыж..вника, пр..бывать на станц..ю, пр..бывать в санатори.., пр..к..саться рукой.

– Какие орфограммы мы повторили?

– Назовите постоянные морфологические признаки имён существительных.

2) проверим, как вы научились определять морфологические признаки имён существительных. У существительных на юг, Приазовьем из домашнего упражнения назовите постоянные и непостоянные морфологические признаки.

3) синтаксический разбор, создание проблемной ситуации.

Перед ним молва бежала быль и небыль разглашала.

4. Изучение нового материала

1) целеполагание

– Какие изученные орфограммы нам встретились в этом предложении?
– Назовите имя существительное с неизученной орфограммой.
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
– Опираясь на тему, сформулируйте цель нашего урока с помощью опорных слов:

Выяснить условия…
Учиться…

2) исследовательская работа в группах с раздаточным материалом.

– Проанализируйте слова, ответив на несколько вопросов, и сформулируйте правила написания не с именами существительными. (Приложение 1).

– Вспомните все 3 части нашего рассуждения и, опираясь на них, расскажите о правописании не с именами существительными.

5. Закрепление

1) из упражнения 216 выберите примеры, которые подтверждают первое положение правила; найдите несколько примеров ко второму положению правила; с последними двумя словами составьте предложения, чтобы не с этими существительными писалось раздельно.

2) прочитайте предложения, сформулируйте задание к упражнению:

Каждая (не)удача прибавляет ума.
Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.
Друзья познаются в (не)счастье.
Лук семь (не)дугов лечит.

3) образуйте с помощью приставки не– слова, противоположные по значению, рядом с образованным словом запишите синоним: счастье, внимательность, зависимость, правда, здоровье.

Образец: друг – недруг – враг.

Самопроверка:
несчастье – горе, невнимательность – рассеянность, независимость – свобода, неправда – ложь, нездоровье – болезнь.

6. Проверочная работа (по вариантам) со взаимопроверкой

Приложение 2

7. Работа над ошибками

8. Составление связного рассказа со словами (не)погода, (не)здоровье, (не)приятность, (не)везение, (не)друг

9. Рефлексия

10. Домашнее задание

Параграф 38, на выбор 1) упр. 218; 2) найти и записать пословицы и поговорки с разным написанием не с именами существительными.