Тема: “Корень и однокоренные слова”.
Цели урока:
- закрепить умение правильно писать корень в родственных словах;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать внимание, зрительное восприятие, мышление, способствовать развитию речи учащихся;
- воспитывать трудолюбие, прививать интерес к предмету.
Сюжетная линия: украинская народная сказка “Колосок”.
Оборудование: учебник, карточки, сборник народных сказок.
Ход урока
I. Организационный момент.
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик тёплый, золотой
На урок возьмём с собой.
Петушок поёт с утра:
– Нам урок начать пора!
II. Введение в тему.
– Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, ведь мы будем путешествовать по украинской народной сказке. А по какой сказке, вы узнаете, если выполните задание.
“Четвёртый лишний”.
Колос, колосок, колесо, колосится.
– Какое слово является “лишним”? Почему?
– Как же называется сказка?
– Какие это слова?
– Почему эти слова родственные?
– Как называется общая часть родственных слов?
III. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока “Корень и однокоренные слова”. Итак, послушайте, как начиналась эта история:
– Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да Петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели, крутились да вертелись. А Петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Как же он принимался за работу? Приготовили ладошки.
IV. Пальчиковая гимнастика.
– Что же было дальше? Кто помнит?
– Вот однажды подметал Петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
– Круть, Верть, — позвал Петушок, — глядите, что я нашёл.
Прибежали мышата и говорят:
– Нужно его обмолотить.
– А кто будет молотить? — спросил Петушок.
– Только не мы! — закричали мышата.
И принялся Петушок за работу.
V. Работа над ошибками.
– Ребята, поможем Петушку? Но сначала вам нужно исправить свои ошибки в работе, которую писали на прошлом уроке, так как они будут препятствовать нам в дальнейшем.
– Какую работу выполняли на прошлом уроке?
– Посмотрите, ребята, как вы справились с прежним заданием?
– На какое правило допущены ошибки? (Опрашиваю 2-3 уч.)
– Как пишется корень в родственных словах? (Одинаково, независимо от произношения.)
– Какое правило нужно знать, чтобы впредь не допускать таких ошибок? (Вспоминаем правила правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова.)
– Мышата стали играть в лапту, а мы с Петушком принимаемся за работу.
– Записываем число, классная работа. (Каждый самостоятельно выполняет работу над ошибками.)
VI. Закрепление навыков правописания корня в родственных словах.
Справились с заданием, закончили молотить. Вот Петушок кричит:
– Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько мы зерна намолотили! Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть.
– Только не мы! — закричали мышата.
– Ладно, — сказал Петушок, — мы с ребятами снесём зерно на мельницу.
А мышата продолжали играть.
– Ну что, ребята, в помощь?
Задание: “вырастите” свой колосок. Вместо точек впишите корень
-колос-, чтобы получилась семья родственных слов. Выделите корень.
-колос-
..ок
..очек
..ится
..ящийся
..иться
..истый
– Одинаково ли пишутся корни в однокоренных словах?
Вернулся Петушок с мельницы, опять зовёт мышат.
– Сюда, Круть, сюда, Верть. Мы муку принесли.
– Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
– Только не мы! — запищали мышата.
Подумал, подумал Петушок и говорит:
– Видно, нам придется, и принялись за работу.
Отгадайте загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый.
А бывает подгорелый.
– Запишите слово, подберите ряд родственных слов, но так, чтобы одно из них было проверочным. Выделите корень.
Хлеб – хлеба, хлебушек.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нём таких, как я,
Будет целая семья!
Зерно – зёрнышко, зерновой.
– Являются ли данные слова родственными? Почему?
– Назовите корень в словах?
– Как пишется корень в родственных словах?
– Прочитайте слова первого (второго) столбика. Определите орфограмму в словах. Запишите выделенное слово вместе проверочным. Выделите корень. (По вариантам.)
Замесили – месит, сказка – рассказывать.
Замесили тесто, натаскали дров, затопили печь. А как печь истопилась, посадили в неё пироги. А пока пироги пекутся, немного отдохнём.
VII. Физминутка. Гимнастика для глаз.
Мышата тоже времени не теряли: песни пели, плясали.
Испеклись пироги, Петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось. Скорее сели за стол.
А Петушок им говорит:
– Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто работал вместе со мной? Кто не ленился?
Опустили головы мышата. Стали вылезать из-за стола, а Петушок их и не удерживает.
Не за что таких лодырей и лентяев угощать!
А как вы думаете, ребята, угостит ли нас Петушок? Почему?
Вставим пропущенные буквы и узнаем.
VIII. Словарная работа.
– Р..бята, ..громное сп..сиб..! Угощайтесь!
– Все ли безударные гласные можно проверить в данных словах? Почему?
– Как называются слова с непроверяемыми безударными гласными? (Непроверяемые словарные написания нужно запомнить, или обратиться к словарю.)
IX. Итог урока.
– В какой сказке мы побывали?
– Кому мы помогали сегодня? Отблагодарил ли Петушок нас за помощь?
– Какие правила нам помогали работать на уроке?
– Вы молодцы, очень хорошо поработали сегодня.
– Чему учит нас эта сказка? (Не лениться, а трудиться.)
X. Оценивание учащихся.
XI. Домашнее задание.
Литература
- Русский язык . 5 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.– М: “Просвещение”, 2008 – 263 с.
- Русский язык и чтение, 5 – 7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения / авт.-сост. М.Е. Прокопенко. – Волгоград: Учитель, 2009 – 208 с.
- Сказки народов СССР. Т.1/ Сост., В.П. Аникина. – М.: Правда, 1986. – 576 с.
- Загадки, скороговорки для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 67 с.