Корень и однокоренные слова

Разделы: Русский язык


Тема: “Корень и однокоренные слова”.

Цели урока:

  • закрепить умение правильно писать корень в родственных словах;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать внимание, зрительное восприятие, мышление, способствовать развитию речи учащихся;
  • воспитывать трудолюбие, прививать интерес к предмету.

Сюжетная линия: украинская народная сказка “Колосок”.

Оборудование: учебник, карточки, сборник народных сказок.

Ход урока

I. Организационный момент.

Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик тёплый, золотой
На урок возьмём с собой.
Петушок поёт с утра:
– Нам урок начать пора!

II. Введение в тему.

– Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, ведь мы будем путешествовать по украинской народной сказке. А по какой сказке, вы узнаете, если выполните задание.

“Четвёртый лишний”.

Колос, колосок, колесо, колосится.

– Какое слово является “лишним”? Почему?

– Как же называется сказка?

– Какие это слова?

– Почему эти слова родственные?

– Как называется общая часть родственных слов?

III. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока “Корень и однокоренные слова”. Итак, послушайте, как начиналась эта история:

– Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да Петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели, крутились да вертелись. А Петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Как же он принимался за работу? Приготовили ладошки.

IV. Пальчиковая гимнастика.

– Что же было дальше? Кто помнит?

– Вот однажды подметал Петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

– Круть, Верть, — позвал Петушок, — глядите, что я нашёл.

Прибежали мышата и говорят:

– Нужно его обмолотить.

– А кто будет молотить? — спросил Петушок.
– Только не мы! — закричали мышата.

И принялся Петушок за работу.

V. Работа над ошибками.

– Ребята, поможем Петушку? Но сначала вам нужно исправить свои ошибки в работе, которую писали на прошлом уроке, так как они будут препятствовать нам в дальнейшем.

– Какую работу выполняли на прошлом уроке?

– Посмотрите, ребята, как вы справились с прежним заданием?

– На какое правило допущены ошибки? (Опрашиваю 2-3 уч.)

– Как пишется корень в родственных словах? (Одинаково, независимо от произношения.)

– Какое правило нужно знать, чтобы впредь не допускать таких ошибок? (Вспоминаем правила правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова.)

– Мышата стали играть в лапту, а мы с Петушком принимаемся за работу.

– Записываем число, классная работа. (Каждый самостоятельно выполняет работу над ошибками.)

VI. Закрепление навыков правописания корня в родственных словах.

Справились с заданием, закончили молотить. Вот Петушок кричит:

– Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько мы зерна намолотили! Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть.

– Только не мы! — закричали мышата.

– Ладно, — сказал Петушок, — мы с ребятами снесём зерно на мельницу.

А мышата продолжали играть.

– Ну что, ребята, в помощь?

Задание: “вырастите” свой колосок. Вместо точек впишите корень

-колос-, чтобы получилась семья родственных слов. Выделите корень.

-колос-
..ок
..очек
..ится
..ящийся
..иться
..истый

– Одинаково ли пишутся корни в однокоренных словах?

Вернулся Петушок с мельницы, опять зовёт мышат.

– Сюда, Круть, сюда, Верть. Мы муку принесли.

– Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

– Только не мы! — запищали мышата.

Подумал, подумал Петушок и говорит:

– Видно, нам придется, и принялись за работу.

Отгадайте загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый.
А бывает подгорелый.

– Запишите слово, подберите ряд родственных слов, но так, чтобы одно из них было проверочным. Выделите корень.

Хлеб – хлеба, хлебушек.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нём таких, как я,
Будет целая семья!

Зерно – зёрнышко, зерновой.

– Являются ли данные слова родственными? Почему?

– Назовите корень в словах?

– Как пишется корень в родственных словах?

– Прочитайте слова первого (второго) столбика. Определите орфограмму в словах. Запишите выделенное слово вместе проверочным. Выделите корень. (По вариантам.)

Замесили – месит, сказка – рассказывать.

Замесили тесто, натаскали дров, затопили печь. А как печь истопилась, посадили в неё пироги. А пока пироги пекутся, немного отдохнём.

VII. Физминутка. Гимнастика для глаз.

Мышата тоже времени не теряли: песни пели, плясали.

Испеклись пироги, Петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось. Скорее сели за стол.

А Петушок им говорит:

– Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто работал вместе со мной? Кто не ленился?

Опустили головы мышата. Стали вылезать из-за стола, а Петушок их и не удерживает.

Не за что таких лодырей и лентяев угощать!

А как вы думаете, ребята, угостит ли нас Петушок? Почему?

Вставим пропущенные буквы и узнаем.

VIII. Словарная работа.

– Р..бята, ..громное сп..сиб..! Угощайтесь!

– Все ли безударные гласные можно проверить в данных словах? Почему?

– Как называются слова с непроверяемыми безударными гласными? (Непроверяемые словарные написания нужно запомнить, или обратиться к словарю.)

IX. Итог урока.

– В какой сказке мы побывали?

– Кому мы помогали сегодня? Отблагодарил ли Петушок нас за помощь?

– Какие правила нам помогали работать на уроке?

– Вы молодцы, очень хорошо поработали сегодня.

– Чему учит нас эта сказка? (Не лениться, а трудиться.)

X. Оценивание учащихся.

XI. Домашнее задание.

Литература

  1. Русский язык . 5 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.– М: “Просвещение”, 2008 – 263 с.
  2. Русский язык и чтение, 5 – 7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения / авт.-сост. М.Е. Прокопенко. – Волгоград: Учитель, 2009 – 208 с.
  3. Сказки народов СССР. Т.1/ Сост., В.П. Аникина. – М.: Правда, 1986. – 576 с.
  4. Загадки, скороговорки для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 67 с.