Проблема воздействия языка на человека, его способ мышления и его поведение, напрямую связана со средствами массовой коммуникации. Информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, СМИ оказывают влияние на весь строй его мышления, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня.
Сейчас достаточно очевидно, что язык выполняет свои функции тем лучше, чем совершеннее его реализация в средствах массовой информации. СМИ недаром называют четвертой властью. СМИ даже не четвертая власть, а первая власть, потому что влияние СМИ на умы, речевые вкусы и предпочтения миллионов людей значительнее, во всяком случае – не меньше, чем у семьи, школы и других общественных институтов. Это влияние будет плодотворным при сильной языковой политике.
Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.
Как показывают наблюдения, значительную часть досуга старшеклассников заполняют электронные средства массовой информации – телевидение, видео, радио, сеть Internet. Посредством их сегодня формируется внутренний мир старших школьников, их художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. При этом контакты со СМИ носят в подавляющем большинстве не познавательный, а развлекательный характер. По наблюдениям А.В. Мудрика, «...у человека, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в им же порожденных событиях. Более того, именно он главный участник событий».
С точки зрения реализации функций СМИ – развивающей, воспитывающей и развлекательной, – преобладает последняя. Так, из телевизионных передач, просмотр которых, по наблюдению исследователей, составляет 2/3 объема досуга старшеклассников предпочтение отдается американским боевикам и латиноамериканским «мыльным операм», концертам эстрадных звезд, а также демонстрируемым по музыкальным каналам видеоклипам поп– и рок-исполнителей. Контакты с радио ограничиваются исключительно нецеленаправленным прослушиванием коммерческих FM-станций, звучащих постоянным фоном к повседневной жизни, в которых новостные выпуски и реклама перемежаются с поп-музыкой. Выход в сеть Internet зачастую сопряжен с посещением чатов и просмотром порнографии, реже – с поиском информации или «скачиванием» готовых рефератов. При этом интерес к художественной литературе у старших школьников катастрофически снижается.
Предпочтение молодежью в целом и старшеклассниками в частности образцов массовой культуры объясняется причинами эстетического и социального порядка.
Учитывая повышенный интерес старшеклассников к СМИ, считаю возможным придать им познавательный характер, используя для этого как урочные, так и внеклассные формы организации обучения.
Программа «Язык современных средств массовой информации» разработана для факультативных занятий и представляет собой целостный курс, построенный на углублении и дополнении базового образования по русскому языку.
Цели курса:
- Совершенствовать речевые умения и навыки школьников;
- Воспитать и обогатить индивидуальный языковой опыт;
- Повысить сознательное воздействие на свою речь с целью ее совершенствования;
- Грамотно использовать единицы русского языка в соответствии с речевыми ситуациями
Для достижения поставленных целей выделяются следующие задачи курса:
Задачи теоретического характера:
- познакомить с базовыми понятия ми курса: публицистический стиль и его жанры, языковая норма, виды языковых норм.
- дать представление о синтаксических и лексических средствах выразительности, о стилистических возможностях языковых средств
Задачи практического характера:
- формировать умение оформлять речь в соответствии с синтаксическими, орфоэпическими, лексическими, морфологическими, словообразовательными нормами языка;
- уметь находить речевые ошибки и классифицировать их
Знания и умения, приобретенные в результате прохождения курса, помогут в будущем легко справиться с написанием сочинения в жанре рассуждения на ЕГЭ.
Содержание курса
- Вводное занятие. Из истории развития средств массовой информации. Виды СМИ. Функции СМИ. Влияние СМИ на культуру.
- Публицистический стиль речи, его характерные стилевые черты. Языковые особенности публицистического стиля.
- Специфика газетно-публицистического подстиля. Роль и место газетно-публицистического стиля в функциональной дифференциации языка.
- Стилистические и языковые особенности жанра полемическая статья.
- Жанр интервью в современной газете. Жанровая модель газеты. Интервью как жанровая разновидность диалога. Стилистика газетного интервью как жанра. Композиция интервью и стандартные средства выражения. Классификация интервью.
- «Качественная» и «массовая» пресса (на примере газет «Труд» и «Московский комсомолец»).
- Стилистика проблемного интервью.(на примере газеты «Труд»).
- «Московский комсомолец» – представитель «желтой» прессы.
- Очерк как жанр публицистического стиля. Сущность и разновидность очерка.
Структура организации очерка.
Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика. - Разговорная речь и язык радио: характер отношений. Специфика языка радиопередач.
- Языковая специфика на телевидении.
- Жанры газетно-журнальной рекламы. Структура рекламного текста. Язык и стиль рекламы.
- Лингвистическая основа репортажных жанров.
- Язык и стиль электронных СМИ.
Учебно-тематический план
Тема |
Общее количество |
Теоретические часы |
Практические часы |
Вводное занятие | 1 | 1 | - |
Публицистический стиль | 2 | 1 | 1 |
Газетно-публицистический подстиль | 3 | 1 | 2 |
Полемическая статья | 2 | 1 | 1 |
Интервью | 3 | 1 | 2 |
«Качественная» и «массовая» пресса» | 3 | 1 | 2 |
Проблемное интервью | 3 | 1 | 2 |
«Желтая пресса» | 2 | - | 2 |
Очерк | 3 | 1 | 2 |
Язык радио | 2 | 1 | 1 |
Телевидение | 2 | 1 | 1 |
Реклама | 3 | 1 | 2 |
Репортаж | 3 | 1 | 2 |
Электронное СМИ | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 34 | 13 | 21 |
Список литературы:
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
- Бойкова Н.Г., Коньков В.И., Попова Т.И. Устная речь. Л.,1988.
- Борецкий Р. Телевидение на перепутье. – М., 1998.
- Богомолова Н.Н. Социальная психология средств массовой коммуникации. – М., 1989.
- Борецкий Р. Осторожно: телевидение.– М., 2002.
- Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. – М.,1978.
- Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.,1993.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.,1981.
- Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью) //Русский язык сегодня. – М.,2000. С. 251-259.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.
- Голядкин Н. ТВ-информация в США. – М., 1995.
- Гусельникова Н.В. «С улыбкой обо всем» – хорошо, но без ошибок – лучше (обзор материалов «МК») //Журналистика и культура речи. Вып.2. – М., 1997.
- Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. – М., 1999
- Костомаров Г.В. Языковой вкус эпохи. – М., 1999.
- Культура речи и эффективность общения / Под ред. Л.К. Прудкина, Е.Н. Ширяева. – М., 1996.
- Казаринова Н.В. Деловая беседа//Русский язык и культура речи. – М., 2000. С.152-163.
- Жизнь языка. Сборник к 80-летию М. В. Панова. – М., 2001. С.246-255.
- Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. – М., 1997.
- Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. – М., 2000.
- Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
- Летунов Ю. Время, люди, микрофон. – М., 1974.
- Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987.
- Маркелов П. О языке «желтой» прессы (студенты наблюдают и оценивают) // Журналистика и культура русской речи. Вып.3.М., 1997.
- Муратов А. Задай вопрос, и я скажу тебе, кто ты (незабываемые правила для интервьюера)//Профессия журналист.2000.№9.С.22.
- Очерки по истории российского телевидения. – М., 1999.
- Смирнов В.В. Формы вещания. – М., 2002.
- Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.