Урок русского языка. 6-й класс. Тема:"Правописание НЕ с существительными"

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать выбор написания, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.

Задачи:

Обучающие: совершенствование навыков написания слитного написания НЕ с существительными.

Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;
  • развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;
  • развитие способностей к самостоятельному труду;
  • развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

  • воспитание культуры общения, речи и поведения;
  • вызвать заинтересованность в получении знаний;
  • пробудить любознательность;
  • побудить учащихся к активности;
  • закрепить уверенность в успехе.

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем работать с вами над изучением имени существительного. Давайте вспомним, что нам уже известно об этой части речи.

II. Опрос по домашнему заданию.

- Дать определение существительного

- Как отличить имя существительное от других частей речи?

(Ответы учащихся.)

III. Новая тема.

А) Учитель: Ребята, посмотрите и прочитайте написанные на доске предложения.

И волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе. (А.С.Пушкин)

  1. Вновь наступило ненастье.
  2. Не имя красит человека, а человек имя. (Пословица)
  3. О край дождей и непогоды, кочующая тишина…(С.Есенин)

- Какая орфограмма объединяет эти предложения? Сформулируйте тему нашего урока.

Б) Правильно сегодня на уроке мы познакомимся с правилом написание не с существительным. А поможет нам разобраться таблица-алгоритм, которая лежит на у каждого на столе.

В) Таблица записана на доске и лежит на столах учеников. Учитель вместе с учащимися разбирают материалы таблицы и рассматривают примеры. Делают выводы.

(Приложение)

IV.Словарная работа.

На доске записаны слова: невежа, невежда.

Вопросы к классу:

- Как вы думаете, почему эти слова с НЕ пишутся слитно?

- А какого рода они?

- Кто знает значение этих слов?

(Разные варианты ответов учащихся.)

Учитель дает пояснение:

Историческая справка.

Невежа – существительное мужского и женского рода (от древнерус. языка Вежа – знаток).

Первоначально тот, кто не знает правил приличия. Грубый, невежливый, невоспитанный человек.

Запишите предложение:

  • А народ-то над ним насмехался: «Поделом тебе, старый невежа». (А.С.Пушкин)

- Из какого произведения эти строки? (Ответы учеников.)

Невежда (от старослав. Ведать) малообразованный, малознающий человек.

Запишите предложение:

  • Он в музыке полный невежда.

V. Закрепление изученного.

А) Цифровой диктант (учитель читает предложения, дети записывают только цифры 1 – пишем слитно, 2 – пишем раздельно).

Несчастье состарило его на один год .Ты мне больше неприятель .Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в ученье. Рассказала бабушка много небылиц. В решении задачи вкралась неточность. Глупость не порок, а беда. Маша скромница и недотрога. Голод- не тетка, пирожка не поднесет.

(Ключ:1,1,2,1,1,2,1,2.) Проверятся быстро и сразу несколько учеников получают оценки.

Б) Синтаксическая пятиминутка. Предложения записаны на доске. Составить схемы этих предложений. Выписать не с существительными, объяснить их правописание.

(У доски работают два ученика, остальные в своих тетрадях выполняют это же задание.)

В) Лексическая пятиминутка. Дать определения, что такое синонимы, антонимы. Привести примеры. Образуйте и запишите в тетради с помощью приставки НЕ слова противоположные по значению; рядом с образовавшимся словом поставьте сходные по смыслу слова без приставки НЕ.

Образец: друг – недруг – враг.

  • Счастье, внимательность, зависимость, правда, здоровье. (Проверяется, ставятся оценки учащимся.)

Г) Перепишите, заменяя выделенные слова сходными по смыслу с приставкой НЕ.

(Предложения на доске.)

  • Ложь не поможет. Новая атака противника была отбита. Враги распространяли о нем всякие выдумки. Рассеянность при письме приводит к ошибкам.

VI. Рефлексия.

- Что нового мы узнали на уроке?

-В каких случаях мы будем писать слитно не с существительными?

-Когда будем писать раздельно?

VII. Подведение итогов.

Выставление оценок. Домашнее задание.