Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать выбор написания, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.
Задачи:
Обучающие: совершенствование навыков написания слитного написания НЕ с существительными.
Развивающие:
- развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;
- развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;
- развитие способностей к самостоятельному труду;
- развитие познавательного интереса.
Воспитательные:
- воспитание культуры общения, речи и поведения;
- вызвать заинтересованность в получении знаний;
- пробудить любознательность;
- побудить учащихся к активности;
- закрепить уверенность в успехе.
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем работать с вами над изучением имени существительного. Давайте вспомним, что нам уже известно об этой части речи.
II. Опрос по домашнему заданию.
- Дать определение существительного
- Как отличить имя существительное от других частей речи?
(Ответы учащихся.)
III. Новая тема.
А) Учитель: Ребята, посмотрите и прочитайте написанные на доске предложения.
И волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе. (А.С.Пушкин)
- Вновь наступило ненастье.
- Не имя красит человека, а человек имя. (Пословица)
- О край дождей и непогоды, кочующая тишина…(С.Есенин)
- Какая орфограмма объединяет эти предложения? Сформулируйте тему нашего урока.
Б) Правильно сегодня на уроке мы познакомимся с правилом написание не с существительным. А поможет нам разобраться таблица-алгоритм, которая лежит на у каждого на столе.
В) Таблица записана на доске и лежит на столах учеников. Учитель вместе с учащимися разбирают материалы таблицы и рассматривают примеры. Делают выводы.
IV.Словарная работа.
На доске записаны слова: невежа, невежда.
Вопросы к классу:
- Как вы думаете, почему эти слова с НЕ пишутся слитно?
- А какого рода они?
- Кто знает значение этих слов?
(Разные варианты ответов учащихся.)
Учитель дает пояснение:
Историческая справка.
Невежа – существительное мужского и женского рода (от древнерус. языка Вежа – знаток).
Первоначально тот, кто не знает правил приличия. Грубый, невежливый, невоспитанный человек.
Запишите предложение:
- А народ-то над ним насмехался: «Поделом тебе, старый невежа». (А.С.Пушкин)
- Из какого произведения эти строки? (Ответы учеников.)
Невежда (от старослав. Ведать) малообразованный, малознающий человек.
Запишите предложение:
- Он в музыке полный невежда.
V. Закрепление изученного.
А) Цифровой диктант (учитель читает предложения, дети записывают только цифры 1 – пишем слитно, 2 – пишем раздельно).
Несчастье состарило его на один год .Ты мне больше неприятель .Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в ученье. Рассказала бабушка много небылиц. В решении задачи вкралась неточность. Глупость не порок, а беда. Маша скромница и недотрога. Голод- не тетка, пирожка не поднесет.
(Ключ:1,1,2,1,1,2,1,2.) Проверятся быстро и сразу несколько учеников получают оценки.
Б) Синтаксическая пятиминутка. Предложения записаны на доске. Составить схемы этих предложений. Выписать не с существительными, объяснить их правописание.
(У доски работают два ученика, остальные в своих тетрадях выполняют это же задание.)
В) Лексическая пятиминутка. Дать определения, что такое синонимы, антонимы. Привести примеры. Образуйте и запишите в тетради с помощью приставки НЕ слова противоположные по значению; рядом с образовавшимся словом поставьте сходные по смыслу слова без приставки НЕ.
Образец: друг – недруг – враг.
- Счастье, внимательность, зависимость, правда, здоровье. (Проверяется, ставятся оценки учащимся.)
Г) Перепишите, заменяя выделенные слова сходными по смыслу с приставкой НЕ.
(Предложения на доске.)
- Ложь не поможет. Новая атака противника была отбита. Враги распространяли о нем всякие выдумки. Рассеянность при письме приводит к ошибкам.
VI. Рефлексия.
- Что нового мы узнали на уроке?
-В каких случаях мы будем писать слитно не с существительными?
-Когда будем писать раздельно?
VII. Подведение итогов.
Выставление оценок. Домашнее задание.