Тип урока: Урок закрепления новых знаний.
Цель урока:
- Формирование умений интонационно выделять обособленные члены; графически объяснять условия обособления определений; закрепить пунктуационные навыки учащихся;
- Развитие монологической речи учащихся, обогащение словарного запаса.
- Воспитание любви к родному языку, воспитание чувства прекрасного через живопись, поэзию, художественный текст.
Оборудование и материалы к уроку:
- компьютер,
- проектор,
- презентация (Приложение1),
- учебник Русский язык. Практика. 8 класс /Под ред.Ю.С.Пичугова (по УМК под ред. В.В.Бабайцевой)
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение темы и постановка целей урока
Вступительное слово учителя. (Слайд 1)
Здравствуйте, садитесь!
Прочитайте тему урока. На прошлом уроке мы узнали основные случаи обособления согласованных определений.
Задача сегодняшнего урока – отработать навык выразительного чтения предложений с обособленными согласованными определениями и постановку знаков препинания в таких предложениях. А чтобы урок стал интереснее, эмоциональнее, вспомним, что на улице весна, а значит, радость, новые надежды. Начнём наш урок со стихотворения о весне.
II. Актуализация прежних знаний
Чтение стихотворения С.Маршака “Ландыши”. Работа с текстом стихотворения.
Чернеет лес, теплом разбуженный, (Слайд 2)
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
По солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
– Выпишите из стихотворения обособленные определения вместе с определяемым словом (Лес, теплом разбуженный; природой бережно спеленутый, завернутый в зеленый лист, цветок)
– Что помогло вам найти обособленные определения? (Интонация)
– Посмотрите, как важно в устной речи говорить выразительно, чтобы усилить смысловое значение слов.
– Дайте определение обособлению.
– Перечислите общие условия обособления. (Слайд 3)
– Какие условия обособления встретились в стихотворении?
– Какие определения называются согласованными?
III. Проверка домашнего задания
– Расскажите об обособлении согласованных определений, приводя примеры из домашнего упражнения № 316.
– Один ученик на доске чертит схемы обособлений из домашнего упражнения
– Все ли предложения из домашнего упражнения прозвучали?
IV. Повторение стилей речи
1. Одна из задач урока – увидеть, в каких стилях речи чаще используются обособленные определения. (Слайд 4)
– К какому стилю относится стихотворение? (художественный)
– Ответ у доски? (Научный)
Вывод: обособленные определения больше характерны для научного и художественного стилей.
2. А вот в разговорном стиле редко используются.
Сравните два предложения:
1. Облака, несущиеся высоко в небе, предвещали первую весеннюю грозу.
2. Облака, которые неслись высоко в небе, предвещали первую весеннюю грозу.
– Какое предложение вы употребите в разговорном стиле? (2-е предложение; сложное с союзным словом который) (Слайд 5)
V. Словарная работа
Перед тем как продолжить работу и обратиться к тексту по картине И.Левитана, который снова вернёт нас к теме весны, повторим слова, относящиеся к теме живописи. Запишем слова и вспомним их лексическое значение.
– Раскройте лексическое значение слов палитра
и колорит. (Слайд 6)
– Чем отличается значение слов искусство и
искусный. (Слайд 7)
– Как называется художник, рисующий сцены
сражений? (Слайд 8)
– В каком жанре работает художник-маринист?
(Слайд 9)
– Как называется художник, рисующий портреты?
(Слайд 10)
– Как называется художник, рисующий пейзажи?
(Слайд 11)
VI. Работа с текстом по картине И.И.Левитана “Весна. Большая вода”
1.Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. (Слайд 12)
И.И.Левитан – талантливый русский художник-пейзажист, известный каждому как автор картины “Весна. Большая вода”.
На переднем плане картины раскинулось половодье, затопившее и рощу, и берега, и часть деревни. В спокойной воде, как в зеркале, отражаются тонкие стволы деревьев, стремящиеся ввысь. Ещё не покрытые листвой, деревья обнажены и светлы. Весь пейзаж написан чистыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость.
Всё такое обыкновенное, знакомое. Но отчего же снова и снова притягивает наш взгляд картина Левитана? В этом, вероятно, и есть тайна искусства. (Слайд 13)
– Прочитайте предложения, находя правильную интонацию. Объясните постановку знаков препинания. (Слайд 14)
– Найдите в тексте обособленные определения и объясните условия обособления.
– На какие случаи обособления нет примеров в тексте? (когда обособленные определения относятся к личному местоимению; когда согласованные определения выражены двумя или несколькими одиночными прилагательными, стоящими после определяемого слова)
– Используя тему картины И.Левитана, составьте предложения, которые станут этими недостающими примерами. Используйте для этого данные словосочетания:
- тихая и неподвижная
- чуткий к скромной красоте природы
- лирическая и проникновенная (Слайд 15)
– Устно перестройте предложения с обособленными предложениями в предложения с необособленными определениями
– Какие предложения не смогли перестроить и почему?
2. Морфемный разбор слова затопившее
3. Полный синтаксический разбор предложения.
VII. Подведение итогов
Сегодня на уроке мы практически отработали все случаи постановки знаков препинания при обособлении согласованных определений и навык их употребления в устной и письменной речи.
VIII. Домашнее задание
Выбрать картину И.Левитана о весне и написать сочинение-миниатюру, используя различные способы обособления согласованных определений. (Слайд 16)