Урок русского языка "Правописание НЕ с причастиями"

Разделы: Русский язык


Комментарий к уроку

Так как ученики разного уровня интеллектуального развития и степень подготовленности к усвоению нового материала тоже разная, я избрала для урока технологию педагогической мастерской. Дети активные, сами добывают знания, осмысливают и учатся применять. Я же создаю условия для их активной деятельности. Тип урока – изучение нового материала.

На уроке использовались элементы технологии развития критического мышления, личностно ориентированного обучения, элемент модульной технологии, здоровьесберегающей технологии и проблемного обучения, игровой технологии. Методы обучения: словесно-наглядный, проблемный, исследовательский, сравнительно-сопоставительный, метод наблюдения и самостоятельная работа.

Главная идея урока – научить учится. Урок – модель учебного процесса.

Урок эффективен для каждого ученика и для меня. Дети, пропустившие занятия до 10 дней радуют успехами самостоятельного учения. От меня требуется лишь консультация.

Цель урока: Создать условия для эффективного учебного процесса.

Задачи урока: Познакомить с условиями выбора орфограммы и формировать умение грамотно делать выбор и аргументировать его. Развивать умения самостоятельного учения, развивать интеллектуальные способности и коммуникативные умения. Развивать психические процессы, важные при интеллектуальном труде. Воспитывать внимательное отношение к членам семьи, поступкам своим и окружающих; отношение к учебе.

Ход урока

Организационный момент.

Добрый день. Я рада видеть вас. Давайте вместе хорошо поработаем.

По домашней работе вопросы есть?

Запишем дату, классная работа. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Садитесь правильно, ровно.

Какую часть речи мы изучаем? Что это такое?

Повторение.

Решите тестовое задание. Вспомните случаи раздельного написания этих слов с НЕ. Слайд №1

Постарайтесь выполнять действие из третьего предложения. Это вы хорошо знаете, умеете.

Смотрим на 4-е предложение. Можете объяснить? Чего не знаете?

Тема. Цель. Что нужно уметь?

Мыследействие. Коммуникативная деятельность.

Как вы раскроете секрет этой орфограммы: узнаете от меня, прочитаете в учебнике или будете самостоятельно мыслить, исследовать. Почему вы сделали такой выбор?

Исследуем примеры (Слайд № 2).

Пишу на доске: исследуем, мыслим, сравниваем, анализируем, рассуждаем, исключаем, делаем вывод, обобщаем.

Какой секрет вы открыли? Сколько случаев раздельного написания обнаружили?

Какая тема объединяет эти предложения? Семья очень важна для каждого из нас.

Исключите третье лишнее по смыслу.

Где проверим правильность нашего открытия?

(Смотрите в оглавлении страницу и параграф.)

Порадуйтесь за себя и за других. Поздравьте с успехом, поблагодарите за работу.

Знаем теперь что? (3 случая раздельного написания Не с причастиями) Назовите их. Исключим случай, в котором форма причастия отличается от двух других. (Краткая форма)

(Слайд № 3)

Понимаете, как рассуждать, чтобы прийти к правильному выводу?

Составляем алгоритм рассуждения.

Понимаете, как выбирать орфограмму, как объяснять.

Значит теперь учимся писать НЕ с причастиями по алгоритму, по схеме. Устно каждый объясняет:

  1. Оценки в журнал (не) выставлены.
  2. Без мамы был бы обед не подогрет.

Запишем под диктовку на доске и в тетрадях красиво, аккуратно.

  1. Глупы люди, не нуждающиеся в совете матери.
  2. Необдуманные слова и поступки обижают наших матерей.
  3. Пусть мамы всегда будут не опечаленные, а обрадованные.

Есть ли у этих предложений что-то общее? (Тема: Мама)

27 ноября – День матери. Пусть всегда мамы будут не опечаленные, а обрадованные.

Исключите предложение по изученной орфограмме (2-е слитно с НЕ) и по типу причастия (1-е действительное)

Физминутка.

Сейчас я буду проговаривать слова, а вы помогите их обыграть.

Вы сейчас встающие, ставящие руки на пояс, наклоняющие голову вправо, влево, вперед, потягивающиеся высоко вверх. Садящиеся, несутулящиеся, улыбающиеся и продолжающие старательно работать.

Как эти слова относятся к нашей большой теме?

Умеем писать НЕ с причастиями вместе.

Учимся писать самостоятельно (Слайд № 4)

Самостоятельная работа.

Ознакомьтесь с заданиями. Вопросы есть? Время – 8 минут.

  1. (Не)вспаханный пласт урожая (не) даст.
  2. (Не)пойман – не вор.
  3. Человек, (не)познавший горя, (не)оценит счастье.
  4. Много знает (не)просматривающий, а читающий книги.

Проверьте работу друг у друга.

Окажите помощь, дайте совет соседу или похвалите.

Проверьте по образцу (слайд №5). Поставьте оценку.

Поднимите руки, кто выполнил на “4” и”5”. Молодцы! Умеете самостоятельно писать НЕ с причастиями.

Как точно, кратко и красиво выражены мысли в этих предложениях!Что это за предложения? Разъясните их смысл.

Какую можно исключить по пунктуации? (1-я без знаков препинания внутри

предложения, 2-я имеет тире, 3-я выделительные запятая, 4-я разделительная запятая.)

Умеете писать НЕ с причастиями.

Контрольный тест.

Время выполнения – 3 минуты.

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А

1. Меня интересовали (не)исследованные районы.
2. На лугу трава (не)скошена.

Б

1. Всегда помнят правила (не)вызубренные, а осмысленные.
2. (Не)осмысленные понятия легко забываются.

В

1. (Не)загрязняйте водоемы!
2. Её удивил (не)доумевающий взгляд.

Взаимопроверка.

Самопроверка по ключу. (Слайд №6)

Поднимите руки, кто выполнил на “4” и”5”. Молодцы! Умеете хорошо писать НЕ с причастиями. Поработаем над ошибками в тесте.

Итог.

Оценки:

Домашнее задание: слайд № 7. Разберём его.

Рефлексия.

Чем полезен для вас был урок?

Какие мы развивали сегодня умения, необходимые для постижения любой науки?

Слайд № 8.

Презентация

Карта для самостоятельной работы