Цель:
- Повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Причастие», «Причастный оборот», умение выполнять морфологический разбор причастия, сопоставлять с морфологическими признаками сыйфат фигыль (причастия) на татарском и русском языках, конструирование предложений с причастиями и причастными оборотами.
- Развитие творческих и познавательных способностей учащихся на основе сопоставительного изучения причастия и сыйфат фигыль; самостоятельности в мышлении; внимания, смекалки.
- Воспитание здорового образа жизни, вызвать интерес к морским профессиям.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, аудиозапись, тестовые тетради для оценки качества обучения Л.И.Пучковой,В.И.Капинос, опорные конспекты «Причастие» и «Сыйфат фигыль», атрибуты морских специальностей карточки, жетоны и флажки.
Ход урока
(Урок начинается под музыку «Море зовет».)
Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие на теплоходе «Причастие». Каждый из вас получит билет, но ступить на борт вы сможете, только если ответите на вопрос или выполните задание, написанное на билете (в форме тестов).
Отметим в бортжурнале присутствующих и отсутствующих. (Учащиеся выполняют задания – тесты)
Учитель:
1) Теперь, когда мы попали на теплоход, объявляем: пассажиров на нем не будет. Вы команда, а роли распределятся по результатам ответов. Лучше всех ответивший – капитан (надевает фуражку), затем рулевой (штурвал), кок (колпак)
2) Проверим готовность экипажа (не потеряйте билеты, они вам понадобятся). Опишите море, употребив причастие в своей речи. (картина)? (музыка).
Пусть хорошие мысли и идеи навеет эта репродукция картины. Лучшие записать.
Например: Летающие над морем чайка были необычайно красивы.
3) На капитане лежит особая ответственность – он подвергается отдельно испытанию: (расскажет по опорному конспекту все о причастии). Остальные выполняют морфологический разбор причастия (летающие), из составленного предложения.
4) Ребята кто там семафорит? (бинокль)
– Это в порту таможенная служба. Они просят перевести это предложение на родной татарский язык и рассказать всё о причастии в татарском языке.
Об этом расскажет рулевой. (Опорный конспект «Сыйфат фигыль») (Перевести предложение, записанное на доске, на татарский язык). Итак, путешествие началось.
Учитель: Стихийное бедствие! Град! Огромные градины выбили некоторые буквы из текста. Помогите восстановить его. (На интерактивной доске)
В тысяча восем…сот тринадцат…м году французскому химику Куртуазве удалось извлечь … (из)золы м…рских водор…слей м…н…рал, напоминающ… ноч…ную фиалку. М…н…рал, нарече… впоследствии йодом. Он оказался одним из самых (не)обходимых человеку м…нералов. Во многом именно благодаря его пр…сутствию так целебны морская вода и воздух.
(Члены команды по очереди подходят и вставляют буквы, рулевой исправляет ошибки, работу проверяет капитан).
Учитель: работа выполнена успешно, но все проголодались. Кок сварит уху, когда команда наловит рыбы. Но рыба считается пойманной только в том случае, если будет выполнено задание. (Оно написано на обороте изображения рыбы из плотной бумаги) На полу (под музыку) физкультминутка.
Задания
Назовите части речи в предложении: Рулевой, не отрывающий рук от штурвала,
всматривался в туман.
Подберите антонимы к причастиям: белеющий – ... , унесший – ... , выигравший –
... .
Расставьте и объясните знаки препинания: То разрастающий, то слабеющий гром за
усадьбой грохотал.
Продиктуйте классу словосочетания и объясните, как в них пишется не с различными частями речи: (Не)спеши с отплытием; в(не)большой каюте; (не)замеченная мель; (не)думающий об опасности; (не)взирающая не (не)погоду.
От данных глаголов образуйте причастия действительные и страдательные настоящего времени: слышать, спасать.
Учитель: Тех, кто ответил неверно, рыба утащила в воду. Спасайте утопающих. (Спасательные круги из бумаги, на них написано: «Держите!» на обороте – задания)
Задания
1) На какие 2 раздела делятся причастия?
2) Определите части речи в данных 3-х столбиках слов:
Белый
Скользкий
ЗвучныйБелеть
Скользить
ЗвучатьБелеющий
Скользящий
Звучащий
3) Что такое причастный оборот? Приведите примеры.
4) Подберите к причастию подходящие по смыслу зависимые слова (Погрузивший (что? куда?) теплоход продолжал путь).
Учитель: Все спасены, команда в сборе, пора причаливать и подводить итоги.
– Знания о какой части речи мы в ходе путешествия повторили и обобщили?
Домашнее задание
В рабочей тетради.
1 задание: стр. 27 – ответить на итоговые вопросы + упражнение
2 задание: стр.5 – задание 8. – составит грамматическую сказку о
причастиях по данному началу.