Цели урока:
- формировать умение определять род имён существительных;
- развивать навыки грамотного письма;
- способствовать обогащению лексического запаса;
- развивать речь, внимание, память, мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
У.: Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение имени существительного, узнаем новое об этой части речи, будем упражняться в грамотном письме и тренировать своё внимание и память.
II. Минутка чистописания.
На доске написаны слова: детский, тростник, громкий, лестница, вестник, отвечаю, местность, трудный.
У.: Прочитайте слова. Определите, какую букву мы будем писать сегодня на уроке чистописания? Она есть в каждом имени существительном этого ряда слов. Какая это буква?
Д.: Мы будем писать букву т. Она есть во всех именах существительных этого ряда слов: тростник, лестница, вестник, местность.
У.: Что объединяет эти имена существительные между собой?
Д.: Эти имена существительные отвечают на вопрос что? Эти имена существительные имеют одну и ту же орфограмму – непроизносимый согласный.
У.: Одно из этих существительных отличается от других. Найдите его. Чем оно отличается?
Д.: Это слово лестница. Непроизносимый согласный в нём нельзя проверить. К остальным существительным можно подобрать проверочные слова.
У.: Подберите проверочные слова.
Д.: Тростник – трость, вестник – весть, местность – место.
У.: Определите порядок следования букв в каждом ряду
Тат Тет Тёт Тит…
Д.: В каждом сочетании три буквы: заглавная Т, строчная т, а между ними гласная, которая идёт по алфавитУ.:
У.: Запишите эту цепочку буквосочетаний и продолжите этот ряд. Какие слова можно подобрать с этими сочетаниями букв? Запишите такие предложения:
Тётя Татьяны Титовой купила Татьяне тетрадь. Тут же Татьяна Титова стала в тетради писать.
Что у нас получилось?
Д.: Получилась скороговорка.
III. Словарно-орфографическая работа.
У.: Сегодня мы запишем словарные слова, используя картинный диктант. (Приложение 1)
Дети записывают слова, подчёркивают непроверяемые гласные: капуста, помидор, огурец, морковь, картофель, яблоко, ягода, овёс. трактор, огород, урожай.
Самопроверка.
Новое словарное слово вы узнаете, если из данного ряда букв мысленно вычеркните все буквы, обозначающие глухие согласные звуки:
СМТАПКГАЧХЗЦИФНС
Д.: Это слово магазин.
Открывается карточка с этим словом.
У.: Что такое магазин?
Д.: Магазин - это помещение, где продают и покупают разные товары.
У.: Что можно сказать о написании этого слова?
Д.: В слове магазин две непроверяемые безударные гласные а.
У.: Запишите это слово с красной строки, подчеркните эти буквы, запомните написание этого слова. Какие однокоренные слова можно подобрать к слову магазин?
Д.: Магазинчик, магазинный. Записывают через запятую.
Составление и запись предложения с новым словарным словом.
У.: Какие бывают магазины? В каком магазине или в каком отделе магазина могут продаваться капуста, картофель, морковь, огурцы, помидоры? (В овощном)
IV. Работа по теме урока.
У.: Словакакой части речи мы чаще всего использовали во время минутки чистописания и словарной работы?
Д.: Имена существительные.
У.: Что такое имя существительное?
Д.: Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?
На доске написаны слова: дом, земля, человек, озеро, парта, гнездо, море, школа, щенок.
У.: Прочитайте имена существительные, которые написаны на доске. Найдите среди них слова, к которым можно подставить он, мой.
Дети отвечают.
У.: Найдите слова, к которым можно подставить она, моя.
Дети отвечают.
У.: Какие имена существительные остались? Какие слова мы можем к ним подставить?
Д.: К существительным озеро, гнездо, море мы можем подставить слова оно, моё.
На доске появляется запись:
он, мой | она, моя | оно, моё |
дом | земля | озеро |
человек | парта | гнездо |
щенок | школа | море |
У.: На сколько групп мы можем таким образом распределить имена существительные?
Д.: Имена существительные можно распределить на три группы.
У.: Распределив имена существительные по данным трём группам, мы разделили их по родам. Это и есть тема нашего урока: «Род имени существительного».
На уроке мы узнаем, какого рода бывают имена существительные, и будем учиться определять род имени существительного.
В русском языке три рода: мужской, женский, средний. Каждое существительное относится к одному из трёх родов. Подумайте и скажите, какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой? (она, моя? оно, моё?)
Д. Имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой, мужского рода. Имена существительные, к которым можно подставить слова она, моя, женского рода. Имена существительные, к которым можно подставить слова оно, моё, среднего рода.
На доске добавляется запись:
мужской | женский | средний |
он, мой | она, моя | оно, моё |
дом | земля | озеро |
человек | парта | гнездо |
щенок | школа | море |
У.: С каким признаком имён существительных мы сегодня познакомились?
Д.: Мы познакомились с родом имён существительных.
Завершается запись на доске:
Род имён существительных
мужской | женский | средний |
он, мой | она, моя | оно, моё |
дом | земля | озеро |
человек | парта | гнездо |
щенок | школа | море |
V. Физминутка.
Выполнение движений под музыку:
VI. Продолжение изучения новой темы.
Дети переносят запись в тетрадь
VII. Работа с учебником.
Дети читают правило в учебнике. Коллективно выполняется упражнение 404.
VIII. Обобщение.
У.: Какую тему мы изучали на уроке? Что нового вы узнали сегодня об имени существительном? Какие слова помогают определить род имени существительного?
Д.: Мы изучали тему «Род имён существительных».
Мы узнали, что имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой, мужского рода. Имена существительные, к которым можно подставить слова она, моя, женского рода. Имена существительные, к которым можно подставить слова оно, моё, среднего рода.
Ответы сопровождаются составлением схемы. (Приложение 2)
IX. Закрепление.
У.: Выполним упражнение. Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению, обозначенному данным словом. Составленные пары слов напишите. Определите род имён существительных.
Двое учащихся работают у доски.
День – … | сметана – … |
корова – … | осень – … |
лошадь – … | бабочка – … |
мужчина – … | вата – … |
Образец: день (м. р.) – утро (с. р.).
Справка: телёнок, жеребёнок, мальчик, молоко, лето, личинка, хлопок.
X. Домашнее задание.
Выучить правило на с. 19. Записать в словарик слово магазин. Упр. 407.
XI. Подведение итогов урока.
У.: Как определить род имён существительных? Что было сложным на уроке? Что понравилось? Что не понравилось? Какие есть вопросы?
Выставление оценок за работу на уроке.
Резерв.
- Определить род словарных слов.
- Дидактическая игра. Учитель называет имена существительные. Учащиеся определяют род. Если это слово мужского рода, нужно встать, если это слово женского рода нужно сесть, если это слово среднего рода нужно попрыгать.
Литература:
- Г.А. Бакулина. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». М., ВЛАДОС, 2001.